Смекни!
smekni.com

Доказательства и доказывание в хозяйственном процессе Республики Беларусь (стр. 3 из 6)

Понятие судебных доказательств как сведений о фак­тах (информации о фактах), полученных с использовани­ем предусмотренных законом средств доказывания (про­цессуальная форма), является широко распространенным среди ученых-процессуалистов, работающих в области те­ории доказательств. В обоснование данного суждения приведено достаточно много аргументов в работах раз­личных авторов. Вместе с тем в процессуальной литерату­ре высказывались и другие мнения относительно понятия судебных доказательств.

Доказательства, используемые в судебном доказыва­нии при рассмотрении дел в порядке хозяйственного судо­производства, также имеют и содержание (сведения, ин­формацию о фактах), и регламентируемую законом про­цессуальную форму (средства доказывания, перечислен­ные в ч. 2 ст. 60 ХПК). К средствам доказывания, кроме письменных и вещественных доказательств, заключений экспертов, объяснений лиц, участвующих в деле, показа­ний свидетелей, аудио- и видеозаписи, ХПК относит еще и заключение специалиста (ст. 60).

Судебными доказательствами являются сведения о фактах, способные подтвердить наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного разре­шения дела, выраженные в предусмотренных законом средствах доказывания.

Судебные доказательства, используемые в процессе доказывания при рассмотрении дел в порядке хозяйствен­ного судопроизводства, могут быть классифицированы по ряду признаков, что дает возможность изучить их виды, выявить различия и сходства между ними.

Классификация может быть проведена по следующим признакам:

• по характеру связи содержания доказательства с ус­танавливаемым фактом - прямые и косвенные доказа­тельства;

• по процессу формирования сведений о фактах - пер­воначальные и производные доказательства;

• по источнику доказательств - личные и веществен­ные доказательства.

Прямые и косвенные доказательства. Прямые дока­зательства - это доказательства, содержание которых имеет однозначную связь с искомым фактом, т.е. из содер­жания доказательства можно сделать единственный вы­вод о наличии или отсутствии факта, входящего в предмет доказывания по делу. Например, товарно-транспортная накладная с соответствующей отметкой является прямым доказательством перевозки груза.

Косвенные доказательства - доказательства, имею­щие многозначную связь с искомым фактом, т.е. из содер­жания доказательства можно сделать несколько в равной степени вероятных выводов о наличии или отсутствии фактов, имеющих значение для дела. Отсюда следует важный в теоретическом и практическом смысле вывод: наличие или отсутствие искомого факта не может быть установлено на основании одного косвенного доказатель­ства. Лишь оценка косвенного доказательства в совокуп­ности с другими доказательствами или оценка нескольких косвенных доказательств может дать достоверные сведе­ния об искомом факте.

Первоначальные и производные доказательства. Человек, объекты неживой природы существуют не изо­лированно. Любые изменения, происходящие в вещах, предметах, действиях человека, вызывают соответствую­щие изменения в окружающей их среде. Это позволяет объект, отразивший путем собственных изменений осо­бенности имевших место в действительности событий, яв­лений и т.п., использовать в процессе получения знаний об этих событиях, явлениях. Предметы, вещи, несущие отпе­чатки, являющиеся следствием взаимодействия с другими объектами, человек обладают потенциальной способнос­тью дать информацию об искомых фактах прошлого, т.е. быть источником сведений о фактах.

Первоначальными являются доказательства, сформи­рованные в процессе непосредственного воздействия ис

комого факта (события, действия, явления) на источник доказательства, из которого впоследствии при рассмотре­нии дела будет получена информация о данном факте. На­пример, это подлинники документов, являющихся пись­менными доказательствами, или показания свидетеля, бывшего очевидцем события, наличие или отсутствие ко­торого устанавливает хозяйственный суд в процессе дока­зывания по делу.

Производные доказательства воспроизводят сведения, полученные из других источников. Например, копии доку­ментов, протоколы, составленные при выполнении судеб­ного поручения, показания свидетеля, которому информа­ция об искомых фактах стала известна из других источни­ков, в частности, со слов других лиц, из содержания доку­ментов и т.п. Иными словами, производные доказательст­ва не являются первоисточниками доказательств.

Личные и вещественные доказательства. К личным доказательствам относятся объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов и специалистов. Личными доказательства называются потому, что исходят от физических лиц, одновременно являющих­ся источниками сведений о фактах.

В число вещественных доказательств входят письмен­ные и вещественные доказательства, т.е. объекты нежи­вой природы, несущие следы, отпечатки событий, явле­ний, действий, наличие или отсутствие которых устанав­ливается в процессе доказывания при рассмотрении дела в хозяйственном суде.

Относимость и допустимость - необходимые качест­венные характеристики судебного доказательства.

В соответствии со ст. 64 ХПК хозяйственный суд при­нимает только те доказательства, которые имеют отно­шения к рассматриваемому делу.

Относимость доказательств - свойство, связанное с со­держанием судебных доказательств, сущность которого состоит в наличии объективной связи между содержанием доказательства и искомым фактом. Отсутствие такой свя­зи означает, что информация не является продуктом отра­жения искомых фактов, а следовательно, не может быть использована в процессе судебного доказывания.

Относимость может рассматриваться не только как объективное свойство доказательства, но и как правило, адресованное хозяйственному суду. В соответствии с этим правилом суд обязан отобрать только доказательства, об­ладающие свойством относимости, исключив из процесса доказывания доказательства, не относящиеся к делу, на­личие которых осложняет процесс доказывания, установ­ления действительных обстоятельств дела, затягивает процесс рассмотрения дела.

Действующее законодательство предоставляет воз­можность произвести первоначальный отбор доказа­тельств в соответствии с правилами относимости на на­чальных этапах хозяйственного судопроизводства. Так, в исковом заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых основаны исковые требования, доказательст­ва, подтверждающие основания исковых требований (ст. 123 ХПК). Закон содержит перечень прилагаемых к заяв­лению доказательств и документов в обоснование обстоя­тельств, на которые ссылается истец (ст. 124 ХПК). В от­зыве на исковое заявление ответчик должен указать дока­зательства, обосновывающие возражения против иска. В процессе подготовки судья может выполнить ряд действий, направленных на получение разъяснения спора.

Обстоятельства дела, которые согласно законодатель­ным актам должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными дока­зательствами (ст. 65 ХПК).

В отличие от относимости доказательств допусти­мость - это не объективно присущее доказательству свой­ство. Данным свойством судебное доказательство наделе­но законодателем, условно говоря, искусственно в целях обеспечения гарантий достоверности получаемой и ис­пользуемой судом информации об искомых фактах. Соб­ственно существование самой процессуальной формы до­казательства, т.е. средств доказывания, обусловлено необ­ходимостью гарантировать достоверность его содержа­ния. Наличие процессуальной формы является одним из специфических свойств судебных доказательств, позволя­ющих отграничить судебные доказательства от доказа­тельств несудебных, используемых при рассмотрении дел в других юрисдикционных органах. Процессуальная форма может выступать в качестве гарантии достоверности информации в силу того, что про­цессуальную форму доказательство приобретает не изна­чально, а в процессе работы с доказательствами в ходе рассмотрения дела при соблюдении установленных зако­нодательством правил.

Например, если эксперт не был предупрежден перед на­чалом дачи своего заключения об уголовной ответственно­сти за дачу ложного заключения, доказательство не приоб­ретает необходимой процессуальной формы, т.е. качества средства доказывания. В данном случае нельзя говорить о заключении эксперта как средстве доказывания, предусмо­тренном законом, и суд получает в свое распоряжение объ­яснение специалиста, которое вряд ли может быть исполь­зовано в процессе судебного доказывания. В рассмотрен­ном примере доказательство не приобрело процессуальной формы в силу того, что отсутствовал механизм, предупреж­дающий возможность сообщения лицом, вызванным в ка­честве эксперта, давать ложное заключение.