Смекни!
smekni.com

Доказательства на досудебных стадиях (стр. 2 из 5)

Но в юридической литературе встречаются и иные определения понятия «показания подозреваемого». Так, например, В.И. Качалов под показаниями подозреваемого понимает «любые сведения, которые стали известны данному участнику уголовного процесса и были сообщены им в ходе предварительного расследования»[6].

Т.А. Боголюбова утверждает, что этот сведения, полученные в ходе допроса подозреваемого[7].

Представляется необходимым охарактеризовать смысл следующего словосочетания: « в ходе досудебного производства». Научный анализ (толкование) данного словосочетания отсутствует. Однако, ряд ученых- процессуалистов считает, что досудебным производством считается деятельность органов дознания, следователя, прокурора, предшествующая передаче дела в суд или прекращению уголовного дела

Но данная точка зрения подвержена критике. Во-первых, дан не исчерпывающий перечень субъектов, осуществляющих досудебное производство. Такими субъектами также являются дознаватель, руководитель следственной группы, начальник следственного отдела.

Во-вторых, не любая деятельность органов дознания, следователя, прокурора является уголовно-процессуальной. Например, органы дознания производят также оперативно-розыскную, розыскную и другие виды деятельности.

В-третьих, решение о прекращении уголовного дела может быть принято и на судебной стадии (п.4 ч.1 ст.236, 239, 254 и др. УПК РФ).

Согласно УПК РФ подозреваемый, задержанный в порядке, установленном УПК РФ, должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, вправе знать в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию протокола о применении к нему меры пресечения.

Таким образом, предметом показаний подозреваемого являются обстоятельства, дающие основания для подозрения, а также любые другие доказательства, имеющие значение для дела. Предметы показаний подозреваемого и обвиняемого сходны, однако, основное различие состоит в том, что на момент допроса подозреваемого обвинение еще не сформулировано и поэтому показания подозреваемого обычно менее полны.

Кроме того, в отличие от предмета показаний обвиняемого в предмете показаний подозреваемого отсутствует такой элемент как отношение к предъявленному обвинению. Однако он заменяется на пояснения по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания.

Значение показаний подозреваемого нельзя недооценивать, так последние позволяют собрать такую совокупность доказательств, которая бесспорно достаточна для предъявления обвинения.

При существенных противоречиях между показаниями в качестве подозреваемого и обвиняемого и те и другие подлежат тщательной проверке и оценке, в результате чего одни из них могут быть подтверждены и положены в основу обвинения, а другие отвергнуты.

Показания обвиняемого – сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде в соответствии с требованиями статей 173, 174, 187-190 и 275 УПК (без нарушения норм нравственности, истинности), правильность отражения которых в протоколе допроса (очной ставки, проверки показаний на месте) он готов удостоверить своей подписью на каждой странице протокола следственного действия[8].

Показания обвиняемого имеют двоякое значение: с одной стороны, они являются источником сведений о фактах, имеющих значение для дела, а с другой – средством защиты своих прав и охраняемых законом интересов.

Обвиняемый допрашивается на следствии после предъявления ему обвинения. Доказательственное значение показаний обвиняемого обусловлено двумя факторами. С одной стороны, обвиняемый, как правило, лучше чем кто-либо другой осведомлен обо всех обстоятельствах совершенного преступления. Поэтому он является обладателем наиболее полной доказательственной информации. Однако, с другой стороны, обвиняемый чаще всего более ,чем кто-нибудь заинтересован в сокрытии этой информации или ее искажении, поскольку от исхода дела зависит его судьба.

Таким образом, доказательством является не факт признания обвиняемым своей вины, а сообщаемые им сведения, свидетельствующие о его причастности к совершению преступления и объективно подтверждаемые в ходе проверки.

Отрицание обвиняемым своей вины само по себе, без приведения каких-либо доводов, не является оправдательным доказательством, так как не содержит каких-либо конкретных фактических данных, свидетельствующих о его невиновности. Если же обвиняемый, отрицая свою вину, ссылается на определенные обстоятельства, сообщает о каких-либо фактах, обязанность по установлению, соответствуют ли они действительности, лежит на стороне обвинения.

В таких случаях вывод о виновности обвиняемого может быть сделан, если его показания опровергнуты, а вина доказана бесспорными доказательствами.

Согласно ст.425 УПК РФ при допросе несовершеннолетнего обвиняемого участвует защитник. При даче показаний несовершеннолетним обвиняемым не достигшим 16-летнего возраста обязательно присутствует педагог или психолог. Педагог или психолог должны быть также приглашены и на допрос несовершеннолетнего обвиняемого старше 16 лет, если он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии[9]. Во всех остальных случаях педагог или психолог приглашаются по ходатайству защитника либо по инициативе следователя (дознавателя и др.).

Значение показаний обвиняемого в уголовном процессе проявляется в следующем. Они имеют двойственную природу, являясь, с одной стороны, источником доказательственной информации, а с другой – средством защиты против предъявленного обвинения.

Сведения, полученные от обвиняемого, имеют не менее важное значение, чем, к примеру, показания свидетеля или потерпевшего. Они позволяют выдвинуть версии и соответственно отработать последние с тем, чтобы установить истину по делу. Без предварительного допроса лица, в отношении которого следователь намерен вынести постановление о привлечении в качестве обвиняемого, трудно сформировать внутреннее убеждение о его причастности к совершению преступления.


§ 2.2 Показания (свидетеля) потерпевшего

Показаниям свидетеля посвящена ст.79 УПК РФ, показаниям потерпевшего – ст. 78 УПК РФ. Сравнительный анализ этих статей указывает на то, что по своей сути и содержанию данные две разновидности показаний очень близки.

Информация, полученная от свидетеля, имеет важное значение для правильного разрешения уголовного дела. Согласно результатам проведенных исследований следователя на получение показаний свидетеля и потерпевшего затрачивают 25% своего рабочего времени[10].

Показания свидетеля – это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде в соответствии с требованиями статей 187–191 и 278 УПК (ч. 1 ст. 79 УПК). Это один из самых распространенных видов доказательств; без них, как правило, не обходится производство ни по одному уголовному делу.

Предмет свидетельских показаний определен ст.79 УПК РФ, согласно которой свидетель может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по данному делу.

Исходя из положений, предусмотренных ч.3 ст.56 УПК РФ, не могут допрашиваться в качестве свидетелей:

- судья, присяжный заседатель – об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по уголовному делу;

- адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах уголовного дела, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;

- адвокат - об обстоятельствах уголовного дела, ставших ему известными в связи с оказанием юридической помощи;

- священнослужитель – об обстоятельствах, которые стали ему известны из исповеди;

- член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия – об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением своих должностных полномочий.

Однако, данный перечень не является исчерпывающим. Так, свидетельским иммунитетом наделены лица, обладающие правом дипломатической неприкосновенности.

Между тем закон не предусматривает каких-либо ограничений по поводу дачи показаний и допроса в качестве свидетеля законных представителей потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, а также сотрудников милиции, органов внутренних дел и военнослужащих[11].

Верховный Суд РФ обращает внимание на недопустимость как предвзятого отношения к показаниям сотрудников милиции и военнослужащих по делам о посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа, так и их переоценки. Показания этих лиц должны оцениваться судом наравне и в совокупности со всеми иными доказательствами по делу, полученными в установленном законом порядке (ст.26 Закона «О милиции»).

Свидетельские показания даются лишь при производстве следственных действий, а значит только после возбуждения уголовного дела.

Показания потерпевшего, т. е. сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде в соответствии с требованиями статей 187–191 и 277-290 УПК РФ[12].

Потерпевший в отличие от свидетеля, как правило, заинтересован в исходе дела. Это обстоятельство может отразиться на объективности его показаний об обстоятельствах совершенного преступления. Так, потерпевшие нередко склонны к преувеличению грозившей им опасности, причиненного ущерба, к сокрытию собственных неблаговидных поступков, способствовавших совершению преступления[13].

§ 2.3 Показания эксперта (специалиста)

Заключение эксперта – это составленный должным образом экспертом в связи с вынесением компетентным органом постановления о назначении судебной экспертизы письменный документ, в котором он (эксперт) излагает ход проведенного исследования и делает свои выводы (вероятного или категоричного характера) по вопросам, требующим специальных познаний.