Смекни!
smekni.com

Психология труда юриста (стр. 2 из 7)

В целом юридическая деятельность представляет собой требующий боль­шого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответ­ственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.

Труд юристов, весьма разнообразный и сложный, имеет целый ряд черт, которые отличают его от труда большинства людей других профессий.

Во-первых, юридические профессии характеризуются чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Программа решения этих задач может быть выражена в самой общей форме, которая, как правило, сформулирова­на в правовой норме. Каждое новое дело для следователя, прокурора, судьи, адвоката представляет собой новую задачу. Чем меньше шаблонов ис­пользуется в подходе к делу, тем выше вероятность нахождения истины.

Во-вторых, юридическая деятельность при всей ее сложности и разнообразии полностью подвергается правовому регулированию, и это накладывает отпечаток на личность каждого юриста. Уже при плани­ровании своей деятельности любой работник мыс­ленно сопоставляет будущие действия с нормами законодательства, которые регламентируют эти дей­ствия.[5]

Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается в об­щении в условиях правового регулирования. Это пра­вовое (процессуальное) регулирование накладывает специфический отпечаток на всех участников обще­ния, наделяя их особыми правами и обязанностями и придавая особый оттенок общению, выделяющий юри­дические профессии в особую группу.

.Для большинства юридических профессий харак­терна высокая эмоциональная напряженность труда. Причем чаще это связано с эмоциями отрицатель­ными, с необходимостью их подавлять, а эмоциональ­ную разрядку откладывать на сравнительно большой период времени.

Труд многих юристов (прокурора, следователя, су­дьи, оперативного работника и др.) связан с осуще­ствлением особых властных полномочий, с правом и обязанностью применить власть от имени закона. Поэтому у большинства лиц, занимающих перечис­ленные должности, развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последст­вия своих действий.

Для большинства юридических профессий характерной чертой являет­ся организационная сторона деятельности, которая, как правило, имеет два аспекта:

• организация собственной работы в течение рабочего дня, недели, организация работы по делу в условиях ненормированного рабочего дня;

• организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами, другими сторонами в уголовном про­цессе.

Для многих юридических профессий характерно преодоление сопро­тивления их деятельности со стороны отдельных лиц, а в некоторых слу­чаях и микрогрупп. Прокурор, следователь, оперативный работник, судья в поисках истины по делу нередко наталкиваются на пассивное или актив­ное сопротивление со стороны заинтересованных в определенном исходе дела лиц.

По существу, для всех юридических профессий характерен творческий аспект труда, который вытекает из перечисленных характеристик.


2. морально-этические основы работы юриста

2.1. Место морали в юридическом труде

Специалисты, имеющие по роду занятий дело с людьми, воспринимаются учениками, студентами, больными, обвиняемыми, подсудимыми, свидетелями не только как исполнители определенных ролей, но и со стороны их привлекательности, положительных или отталкивающих человеческих качеств. В частности, каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в ролевое общение с юристом, ожидает от него не только квалифицированного (профессионального) исполнения обязанностей, но и уважительного отно­шения, что налагает на работника особую меру моральной ответственнос­ти, предъявляет к нему повышенные требования как к личности. Уже одно это становится основанием для возникновения специфических норм поведения, регулирующих выполнение людьми профессиональных обязанностей и стимулирующих их внимание к самовоспитанию.[6]

Профессиональная этика — так принято называть кодекс поведения — обеспечивает нравственный характер тех взаимоотношений между людь­ми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или общества, существуют еще и специальные нормы поведения для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностиых отношениях. Достоинство и интересы представителей той или иной профессии в конечном счете утверждаются тем, насколько последовательно в своей деятельнос­ти они воплощают общие принципы нравственности, Конкретизированные применительно к специфике их труда. Повышенная мера моральной ответственнос­ти, обостренное чувство долга, соблюдение некоторых дополнительных норм поведения, как свидетель­ствует исторический опыт, необходимы прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной и журналистской деятельности, т. е. в тех сферах, где труд специалиста не умещается в строгие фор­мальные схемы и где от качества и эффективности этого труда зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в обществе. Успешное выполнение профессиональных обязанностей в этих сферах предполагает соединение квалифицированности специалистов с глубоким осознанием ответственности, готовностью безукоризненно исполнять свой профессио­нальный долг.[7]

Профессиональная мораль не изолирована от общей морали, господст­вующей в конкретной социально-экономической формации. Господствую­щая мораль является доминирующей по отношению к профессиональной, но она не содержит в себе специфических норм по­ведения. Поэтому лишь на основе учета общеморальных требований невозможно правильное понимание нравственных проблем той или иной профессиональ­ной деятельности.

. Необходимо отметить важность профессиональной квалификации работника, которая, с одной стороны, дает право заниматься избранной деятельностью, а с другой — определяет отношение к нему как коллег, так и людей, на благо которых направлен его труд.

Вместе с тем практика показывает, что формаль­ная, юридически засвидетельствованная квалифика­ция сама по себе не в состоянии обеспечить успех дела. Возможность вхождения в духовный мир человека представителей таких профессий, как врач, педагог, юрист, обусловливает необходимость существования для подобных специальностей специфических норм морали, которые, кроме содействия успешному осуществлению профессиональных функций, служат охране интересов личности.[8]

Указанные нормы являются профессионально-этическими, потому что их возникновение и усвоение не определяются непосредственно какими-либо институциональными условиями (образованием, должностным положением), а овладение ими обеспечивается главным образом культурой личности, ее воспитанностью.[9]

Под этикой понимается и практическая реализация указанных норм, определение поведения людей как этическое либо как неэтическое. Отсю­да необходимо различать этику как идеал и этику как действие. Сейчас мы говорим не только об этике, но и о профессиональной этике/Наличие в обществе особой профессиональной этики или морали является одним из следствий исторически сложившегося профессионального разделения труда. Для целого ряда профессий оказалось недостаточным, чтобы их представители обладали теми или иными трудовыми навыками. Наряду с этим они должны обладать и известными нравственно-волевыми каче­ствами, практиковать в своей среде определенные принципы и правила поведения, которые, с одной стороны, регулировали бы отношения внутри профессиональной группы, с другой — отношения самой профессиональ­ной группы к лицам, использующим ее услуги. В ряде случаев это требо­вало даже выработки особых кодексов поведения, включавших в себя правила, нормы, заповеди, клятвы. Все это имело своей целью поддержание высокого профессионального уровня деятельности, престижа, социальной ценности профессии как таковой, внушение к ней доверия со стороны общества. Нельзя считать случайным, что едва ли не самая первая клятва на верность профессиональному долгу появилась еще в древности в сре­де людей, призванных служить людям.

Наряду с требованиями, обращенными вовне, к другим людям, профессиональные группы стремились выработать и закрепить моральные нормы, регулирующие отношения их членов друг к другу (цеховые уставы средневековых городов Западной Европы: мастер не имел права расхваливать свой товар и таким путем зазывать к себе покупателя, нельзя было переманивать покупателя, когда он останавливался перед лавкой соседнего мастера и т. п.).[10]

Таким образом, возникновение и развитие профессиональной морали напрямую связано со становлением той или иной профессии, в ряде слу­чаев является необходимым элементом профессионального обучения и профессиональной деятельности. В силу этого профессиональная мораль имеет и большое общественное значение. Конечно, не каждая профессия имеет свою особую мораль. Можно говорить о профессиональной морали врача, юриста, учителя, но не токаря, ткача, рыбака, сталевара и т. п. Несом­ненно, и для этих профессий существуют известные нравственные предпо­сылки, как минимум трудолюбие, яо тем не менее мы не можем в данном случае вести речь об особой профессиональной морали, а только о трудо­вой морали вообще.

И мораль, и право представляют собой совокупность относительно ус­тойчивых норм (правил, предписаний и т. д.), выражающих в определен­ной мере некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются на всех членов общества. Несмотря на то что нормы права, за редким исключением, написаны, опубликованы, т. е. официально провозглашены государст­вом, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль и право представляют собой развернутые системы правил поведе­ния, охватывающие практически всю совокупность общественных отноше­ний. Право подразделяется на отрасли (уголовное, гражданское, трудовое, брачно-семейное, международное и т. д.) и нормы каждой из этих отрас­лей принято сводить в своды законов. Мораль, в свою очередь, включает разделы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений, хотя здесь нет столь четкого разграничения. Самое важное различие между моралью и правом касается способа регулирования поведения людей. Ис­полнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуж­дения с помощью специального аппарата правосудия, которое осуществля­ется должностными лицами. Требования морали поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения или личной убежденностью индивидов. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздей­ствия, причем не отдельными людьми, наделенными какими-либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в це­лом. Большая часть общественных отношений регулируется одновременно нормами как права, так и морали.[11]