Смекни!
smekni.com

Концептуализация тактильных ощущений в естественном языке (на примере прилагательного сухой) (стр. 2 из 2)

Я спустился в овраг, перебрался через забор и увидел сухой ручей.

В данном случае речь идёт о потере объектом его ключевой характеристики. Актуальное состояние ручья не соответствует «норме», которая заключается в представлении о ручье как водном потоке, источником информации о признаке объекта сухой является визуальный образ объекта.

Таким образом, значение сухой 2 вносит информацию о пребывании объекта в «необратимом» состоянии, наступившем в результате «порчи»:

Местами ветер трепал сухие, мёртвые стебли бурьяна [2: с. 203].

Объект описывается как утративший релевантную характеристику и более не соответствует представлению о его нормальном состоянии — перестал быть зелёным, наполненным влагой.

Иными словами, там, где в норме ожидается наличие влажности, а говорящий фиксирует её отсутствие, используется сухой2, однако говорящий строит это умозаключение на опыте предшествующего тактильного контакта, имея чёткое представление о том, какова сухая земля на ощупь, и соотносит это ощущение с тем, как она обычно выглядит:

На земле валялась куча сухих веток. Мама сказала не трогать их, потому что после дождя они были мокрыми, и я мог испачкаться.

Сухой в данном случае употребляется в значении 2, потому что говорящий описывает объект (ветки) как не соответствующий норме, пребывающий в необратимом состоянии. Этот вывод сделан на основе визуального восприятия, как и вывод об актуальном состоянии объекта (мокрые ветки), и для умозаключения о состоянии поверхности объекта после дождя соприкосновение с объектом не обязательно.

Таким образом, для концептуализации тактильных ощущений (в частности, на примере прилагательного сухой) релевантными представляются следующие параметры: канал восприятия и характер физического взаимодействия с объектом. Их учёт позволяет получить новое, системное описание семантики прилагательных, репрезентирующих тактильное восприятие.

Список литературы

Рубина Д.И. Полное собрание повестей в одном томе / Д.И. Рубина. - М.: Эксмо, 2011. - 896 с.

ШишкинМ.П. Письмовник / М.П. Шишкин. - М.: АСТ; Астрель, 2010. - 416 с.

Антология концептов / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. - М.: Гнозис, 2007. - 512 с.

Апресян Ю.Д. Лексическая семантика / Ю.Д. Апресян // Апресян Ю.Д. Избранные труды: В 2-х тт. - Т. 1. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 472 с.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.

ГусевА.Н. Общая психология: В 7-ми тт. / А.Н. Гусев; под ред. Б.С. Братуся. - Т. 2: Ощущение и восприятие. - М.: Академия, 2007. - 416 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 720 с.

Miller G. Language and Perception / G. Miller, P.N. Johnson-Laird. - Cambridge, Massachusetts: Belknap Press, 1987. - 773 p.

Справочные и информационные издания

Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - M.: АСТ; Астрель, 2008. - 1280 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, - 921 с.