Смекни!
smekni.com

История костюма (стр. 2 из 4)

Чтобы получить представление о масштабах влияния французской моды на соседние страны, обратим взгляд на Италию эпохи рококо. Первой вступила в культурное соревнование с парижским двором Венецианская республика. Снова — и теперь уже в последний раз, город на воде переживает период пышного расцвета, который без устали изображают на своих изысканных по колориту картинах прослав­ленные мастера Каналетто, Тьеполо, Гварди и Лонги. И хотя славная Венеция давно уступила роль города мирового значения центру моды — Парижу, она не собиралась отказываться от наслаждения жизнью, в первую очередь — от красоты зримой, от которой неотделимы мода и украшения, и быстро овладела искусством ее создания. Молодое поколение жадно подхватывало новую моду, несущую с собой то, чего раньше никогда не было: появились первые пари­ки - и молодые дворяне расстались с собственными волосами, пожертвовав ими ради нового украшения; когда же вступил в пору своего господства кринолин, напрасными оказались протесты старшего поколения и запреты со стороны властей. Они разбивались о волю женщин, радовавшихся возможности выста­вить напоказ или хитроумно спрятать свои прелести. Но венецианки сумели еще и обогатить заимствован­ную моду местными элементами, особенно в части одежды для карнавалов, ярмарок и праздников - а могла ли Венеция того времени обходиться без них?

В качестве поистине классического венецианского ко­стюма для празднеств следует назвать знаменитую бауту (впрочем, ее часто можно было видеть и на улице, и в игорном доме). Она представляла собой черную шелковую или кружевную накидку с разрезанным капюшоном (прототип современного домино), к которой добавлялись треуголка и белая маска, часто, особенно у мужчин, в виде птичьей головы. И мужчины, и женщины надевали эти маска­радные плащи при самых разнообразных обстоятельствах; переодевшись таким образом, каждый мог беспрепятственно войти в любой дом и даже во дворец дожа, стать участником торжественного пира или самого интимного празд­ника. Черно-белая, как и гондола, с ее светлой серебряной обшивкой, баута стала символом заката Венецианской республики в XVIII ст.

В начале XVIII в. мужчины носили прически из круп­ных локонов, уложенных параллельными рядами. Совер­шенно новой прической, отличавшейся своеобразием от причесок XVII в., была кё. Подвитые волосы зачесы­вались назад, завязывались на затылке в хвост черной лентой. Позднее хвост из волос стали убирать в футляр из черного бархата, который украшали розетками, бан­том, пряжками или маленьким рюшем. Эта прическа получила название «а-ля бурс» (кошелек). Наряду с ней носили прическу «а-ля катоган» (узел), состоявшую из завитых волос, стянутых сзади, и затылочных волос, завязывающихся в толстый узел, напоминающий конс­кий хвост. В конце века парики становятся редкостью. В основном их носят люди определенных сословий — духовенство, судьи, военные. Заимствуются многие анг­лийские прически, появляются короткие стрижки. Сре­ди мужских головных уборов наиболее популярными были «треуголки» — черные треугольные шляпы с вы­соко поднятыми полями, отделанные пухом или корот­кими страусовыми перьями.

Новшества в женском костюме, воплотившие идеалы своего времени, появились в период регентства (1715— 1730). Они основаны на новом использовании тканей иновом обыгрывании каркаса — панье, изготовленного из ивовых прутьев, китового уса или железных прутьев, об­тянутых полотном. Каркас представлял собой конструк­цию из обручей, диаметры которых постепенно умень­шались к талии. Это было довольно легкое сооружение, которое от ходьбы упруго колеба­лось, приводя в движение все платье и открывая на ходу ногу в туфельке на высоком каблуке. Платье чаще всего было цельнокроеным, состояло из плотно облегающего спереди лифа с низким декольте, сильно обнажавшимгрудь и шею, исчезающего на спинке в широких склад­ках свободно ниспадающей массы ткани, переходящей в шлейф. Юбка лежащая на каркасе, почти не имела скла­док, узкие вверху и расширенных книзу рукава закан­чивались несколькими рядами пышных широких кружев. Этот новый женский облик, полный обаяния и трепета, был опоэтизирован в живописном творчестве Антуаном Ватто, поэтому спустя время своеобразный покрой спинки платья 20—50-х гг. получил название контуш или «складки Ватто».

Представление об одежде того времени дают гравюры А. Ватто, приведенные в приложении 1.

Увеличение объема женского костюма сказалось на харак­тере декора тканей. Появились ткани в полоску, а также ткани с крупными рисунками с большим раппортом.

Панье довольно быстро получили распространение, и постепенно они видоизменяются, приобретая различные формы — овальные, круглые и т. д. Самые большие панье в форме купола при дворе носили только аристо­кратки. Развитие стиля рококо в середине века приво­дит к усложнению декора, поэтому главное в костюме — украшательство. Платья отделывают фалбалой, гирлян­дами, пуфами. Совершенствуются отдельные детали, отделки, появляются новые ткани. Талия стано­вится неимоверно тонкой, грудь, сильно поднятая квер­ху, почти обнажается и прикрывается косынкой. Появ­ляется панье «с локтями», разделенное на две половины. В таких панье легче было двигаться, их можно было приподнимать при прохождении через дверь, положить на них руки, что стало непременным жестом. Рукава расширились книзу, подобно крышам китайских пагод, их так стали и называть — «а-ля пагод». По­вседневный женский костюм не имел громоздких панье. Его юбка поддерживалась волосяным чехлом со слегка расширенными боками. Большинство женщин в интимной домашней обстановке носили не платье, а юбку и лиф, сверх которого надевали различные распашные коф­точки. Этот домашний костюм назывался «неглиже»(небрежный). В конце века самым распрост­раненным было платье полонез в многочисленных вари­антах. Его композиция была всецело под вли­янием рококо. Оно состояло из юбки и лифа, поверх которых надевалось распашное платье. В местах соеди­нения полочек и спинки продергивали шнурок, от чего получались горизонтальные сборки, переходящие в по­лукруглые драпировки. В последний период предрево­люционной Франции женский костюм, как и мужской, находился под влиянием английского. Исчезают много­численные отделки, короткие рукава заменяют длинны­ми, узкими. В костюме доминируют спокойные линии, гладкие ткани. Одной из главных особенностей женско­го костюма было подражание мужской одежде. Женщи­ны носят рединготы, а на голове — громоздкие шляпы.

Женские прически в первой половине века остаются громоздкими и тяжеловесными, повторяющими силуэты «а-ля фонтанж». С 1725 г. в моду входит небольшая прическа «полонез», которая состоит из небольших за­витков, уложенных широким венком вокруг головы, при этом затылок оставался гладким. С затылочной части два змеевидных локона спускались на грудь. В 30-е гг. по­является новый яйцевидный силуэт женской прически. В 60—70-х гг. прически представляют собой целые во­лосяные сооружения в полметра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куафёрами. В Па­риже готовили специальных куафёров в Академии парикмахерского искусства. Названия причесок были са­мые различные — «тайна», «сентиментальная», «грустная». Для того чтобы выполнить сложные прически, прибегали к металлическим или деревянным каркасам, использовали до десятка шиньонов, прикрепляя их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Верх при­чесок часто был увенчан не только лентами и перьями, но и бутафорскими изделиями, чучелами животных, цве­тами, плодами, растениями. Прическа требовала большо­го количества шпилек, помады, пудры, поэтому сохра­нить ее старались как можно дольше, не разбирая несколько дней, даже недель. В последней четверти XVIII в. с изменением костюма изменяется и прическа. Украшений становится меньше, пудра выходит из моды, популярность приобретает небольшой парик, завитый крупными локонами, с плоским шиньоном на затылке — анфан (дитя, ребенок). Женские головные уборы явля­лись частью причесок, их украшением. На прическах носят кружевные чепцы, наколки «шу», токи. Из Ита­лии пришло увлечение большими соломенными шляпа­ми, из Англии — фетровыми.