Смекни!
smekni.com

Институт наблюдателей в избирательном процессе (стр. 6 из 9)

Однако следует предать конкретике следующее положение.

Под погашенным бюллетенем понимается бюллетень, который считается недействительным. Т.е. у него отрезается левый нижний угол, при этом не затрагивается квадраты, предназначенные для проставления отметок. В законе установлены и иные причины погашения бюллетеней, связанные, прежде всего, с нарушением избирательного законодательства. Наблюдатель вправе визуально ознакомиться с погашенными бюллетенями.

6) Обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования.

Иногда во время голосования возникают довольно неоднозначные ситуации. На выборах 2000 года в городе Саратове семидесятилетняя избирательница, пришедшая голосовать впервые за годы реформ в России, опустила избирательные бюллетени вместо урны в щель фанерного щита, закрывающего батарею парового отопления. Членам комиссии пришлось демонтировать щит и извлекать бюллетени с тем, чтобы избирательница смогла осуществить свое волеизъявление, как того требует закон. При возникновении таких, или более будничных проблем, наблюдатель, озаренный мыслью о более комфортной возможности проведения голосования, может поделиться ею с председателем участковой комиссии. Но председатель участковой комиссии, в свою очередь, не обязан выполнять наставления наблюдателя. Однако, если предложение будет конструктивным, то и отказываться от его выполнения он вряд ли будет.

7) Знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов.

Протокол об итогах голосования подписывается всеми членами избирательной комиссии с правом решающего голоса и составляется в двух экземплярах. Если кто-то из этих членов комиссии не явился на подведение итогов голосования, в протокол вносится отметка об этом с указанием причины отсутствия. В нем проставляется дата, время подписания (не только часы, но и минуты). Протокол будет действителен только в том случае, если его подпишет большинство членов участковой избирательной комиссии. Если вместо члена комиссии будет стоять подпись иного лица, то протокол становится фиктивным, недействительным. К тем же последствиям приведет заполнение его карандашом или наличие исправлений.

Сразу после подписания протокола, наблюдателем выдаются на руки его заверенные копии. Факт передачи копии устанавливается в реестре, где наблюдатель проставляет свою подпись.

Желательно, чтобы наблюдатель присутствовал при доставлении протокола в Территориальную избирательную комиссию, поскольку искажение протоколов является одним из самых легких методов с точки зрения фальсификации. Его отличают «простота, малая трудоемкость, а в случае корректировки на уровне ТИК - еще и незначительное число вовлеченных и посвященных».[18]

К иным документам можно отнести особое мнение членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласных с содержанием протоколов.

Невыдача, либо выдача копий протоколов об итогах голосования с нарушением законодательства является одним из самых распространенных нарушений касательно наблюдателей. Однако реальной ответственности по этому поводу никто не несет. Согласно судебной практике, возникают приблизительно следующие случаи. Наблюдателю не представляют нужный документ. Он в свою очередь докладывает об этом. Если нарушение действительно имело место, и наблюдатель может это доказать, то результаты голосования на данном участке признаются недействительными. Кандидат «X», в чью пользу посчитали бюллетени, подает иск в суд, и выигрывает дело. Суд указывает на то обстоятельство, «что нарушения, допущенные участковыми избирательными комиссиями при изготовлении и выдаче копий протоколов наблюдателям, не являются теми нарушениями, которые не позволяют с достоверностью определить волеизъявление избирателей» [19]. Таким образом, все старания наблюдателя сводятся к нулю.

8) Носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своей фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум.

Для того чтобы рядовые граждане могли отличить кто перед ними находится, наблюдатель, член комиссии, председатель или иное лицо, была введена данная норма. Однако носить подобные знаки отличия никто не заставляет – информацией о том или ином субъекте можно узнать просто спросив.

Хотя закон и разрешает комиссии вводить форму нагрудного знака, как правило, на практике это право не реализуется.

9) Обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд.

Как это ни прискорбно, но на выборах очень часто случаются нарушения, как небольшие, так и более серьезные. При обнаружении нарушения наблюдатель информирует председателя об этом, а также составляет два акта, один из которых передается тому же председателю. На втором делается отметка о приеме акта, либо об отказе с подписями свидетелей. Он в последствие отправится как приложение к жалобе в суд, или в вышестоящую комиссию. «Факт нарушения описывается беспристрастно и кратко, но по возможности, исчерпывающе. Через многие месяцы, когда удается добиться рассмотрения нарушений, не содержащиеся в акте события, ценные мелочи могут забыться, и акт может стать единственным доказательством. Политическая, нравственная оценка нарушения в акте неуместна. Акт желательно подписать не менее чем двоим, а если речь в нем идет и о составителе, то троим, не считая его самого. Подписать акт могут наблюдатели, члены комиссии, свидетели, но обязательно - очевидцы происшествия. Если кроме Вас подписать акт некому, его все равно необходимо составить, подписать и подать в обычном порядке. Обязательно следует предложить подписать акт нарушителю. Если тот отказывается от подписания, это отражают в акте и удостоверяют подписями составителей».[20]

Таким образом, для пресечения несоблюдения законодательства о выборах наблюдатель может:

*попросить нарушителя задержаться для выяснения обстоятельств;

*составить акт установленной формы;

*поставить в известность председателя комиссии;

*написать жалобу в вышестоящую комиссию;

*поставить в известность председателя вышестоящей комиссии, зачитав ему свою жалобу по телефону.

Если, по мнению наблюдателя, виновной стороной, является Центральная избирательная комиссия, то жалоба подается в Верховный Суд Российской Федерации. В верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов, обжалуются решения избирательных комиссий субъектов РФ, действия (бездействия) окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные органы государственной власти субъектов РФ. Действия и решения иных комиссий обжалуются в районные суды.

Любопытным условием является то, что нет необходимости согласовывать свои деяния с вышестоящей комиссией – действовать можно без их разрешения.

Ответственность за нарушения может кардинально различаться. В общем и целом, анализируя статьи КоАпа, можно сделать вывод, что чем тяжелее совершенное преступление, и чем выше по статусу должностной лицо, либо орган, тем больше будет размер наказания. Однако штраф за самое строгое нарушение не превышает пяти тысяч рублей. Подобные санкции могут показаться смехотворными, но «Dura lex, sed lex», как приговаривали древние римляне. Хотя в данной ситуации пословица приобретает скорее противоположный смысл. Более серьезную ответственность предусматривает Уголовный Кодекс (статья 141, 142) - срок ареста до шести месяцев, или лишение свободы до пяти лет, или штраф до пятисот тысяч рублей и т.д.

Приведенный выше перечень прав наблюдателей является исчерпывающим. В частности, как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 1998 г. № 163-О, в ФЗ не содержится положений о праве наблюдателей требовать от членов избирательных комиссий предъявления паспортов для удостоверения их личности и полномочий, как и об обязанности членов избирательных комиссий предъявлять наблюдателям свои паспорта.

Однако, наряду с теми возможностями, которыми его наделяет закон, он же и ограничивает сферу его деятельности.

Наблюдатель не вправе:

Выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени.

Этим занимается член комиссии с правом решающего голоса. Наблюдателям и другим членам комиссии запрещено снабжать граждан бюллетенями, это не относится к их полномочиям. За нарушение этого (и иных) запретов наблюдателя могут удалить с участка, то есть отстранить от участия в её работе.

Расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней.

Избиратель/участник референдума всегда расписывается только лично. Лишь в некоторых случаях он может попросить помощи, но подобную «услугу» наблюдатель оказывать не может, не смотря на уговоры гражданина.