Смекни!
smekni.com

Исполнение обязательств (стр. 4 из 7)

Замена кредитора называется уступкой права требования, или цессией. Кредитор, передающий свое право требования, называется цедентом, а при­нимающий право требования (новый кредитор) цессионарием. Например, торговая фирма имеет задолженность по кредиту перед банком, а коммерче­ская компания приобретает у банка задолженность торговой фирмы, т. е. принимает право требовать исполнения от торговой фирмы в свою пользу.

Суброгация является одним из частных случаев перехода прав кредитора по обяза­тельству к другому лицу. Этим она отличается от регресса, при котором кредитор в регрессном обязательстве (регредиент) выступает как должник в основном обязательстве.

Например, в главе 43 ГК предусмотрен частный случай замены кредитора по де­нежному обязательству — договор финансирования под уступку денежного требова­ния.

Цессия — это соглашение между кредитором по обязательству, с од­ной стороны, и третьим лицом, с другой стороны, о передаче принадлежа­щего кредитору права. Уступка права представляет собой сделку, правовым результатом которой является переход права требования от кредитора к третьему лицу. Цессия есть каузальная и, как правило, двусторонняя сделка. ГК не содержит никаких указаний о возмездности или безвозмездности со­глашения о передаче права требования. Цессия, совершаемая за плату, мо­жет рассматриваться как разновидность договора купли-продажи', а безвоз­мездная уступка права как дарение. Не следует, однако, сводить соглашение об уступке права требования к каким-либо строго определенным разновид­ностям договоров, предусмотренных ГК, возможны и такие соглашения, ко­торые в них не укладываются.

Согласие должника на уступку права требования не требуется, посколь­ку личность кредитора, по общему правилу, не может оказывать какого-либо влияния на исполнение должником обязательства. Однако вполне можно представить обязательства, в которых личность кредитора имеет существен­ное значение для должника. В таком случае для уступки права требования необходимо получить согласие должника (п. 2 ст. 388 ГК). Цессия, для кото­рой согласие должника обязательно, является трехсторонней сделкой.

Должника при всех обстоятельствах следует поставить в известность о состоявшейся уступке права требования, в противном случае исполнение, произведенное должником первоначальному кредитору (цеденту), должно считаться надлежащим исполнением и должник, исполнивший обязательст­во первоначальному кредитору, освобождается от исполнения обязательст­ва перед новым кредитором, т. е. цессионарием (ст. 382 ГК).

Права, неразрывно связанные с личностью кредитора, не могут быть пе­реданы третьим лицам. Особо закон упоминает такие права, как требования об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, кото­рые в силу личного характера не могут быть переданы в порядке уступки права требования (ст. 383 ГК).

Уступка права требования означает только замену кредитора в обяза­тельстве, никаких изменений в объеме прав и обязанностей сторон при ус­тупке права не происходит. Цессионарий приобретает права в том же объеме и на тех условиях, которые имел первоначальный кредитор на момент за­ключения соглашения об уступке права требования (ст. 384 ГК). Например, если цедент имел право требовать не только возврата определенной денеж­ной суммы, но и процентов за пользование чужими средствами за какой-ли­бо период, то при уступке права требования цессионарий также будет иметь право взыскать и сумму долга, и проценты за весь период до момента цес­сии. Равным образом и должник имеет право предъявлять новому кредитору все те претензии, которые он имел к первоначальному кредитору на момент уведомления должника об уступке прав (ст. 386 ГК). Эта норма также осно­вана на неизменности содержания обязательства при цессии. Поэтому если должник имел какие-либо претензии до уступки прав, то эти претензии мо­гут быть предъявлены и после состоявшейся уступки прав и уведомления об этом должника. Новый кредитор не вправе отклонять претензии должника, ссылаясь на то, что он на тот момент еще не участвовал в обязательстве[16].

Результатом уступки права требования является замена кредитора в обя­зательстве, Законодатель специально подчеркивает, что в порядке цессии передается лишь право, принадлежащее кредитору на основании обязатель­ства (п. 1 ст. 382 ГК)1. Однако обязательства неоднородны. Если обязатель­ство простое, т. е. содержит только одно право требования и корреспондиру­ющую ему обязанность, как, например, при безвозмездном пользовании имуществом (ссуде), то решение вопроса о возможности замены кредитора не вызывает затруднений. Однако обязательства могут содержать несколько прав требования, каждое из которых может представлять и самостоятельный интерес, например, лизингополучатель вправе определить продавца имуще­ства, требовать передачи приобретенного по его указанию имущества и т- д. Возможна ли уступка права требования, если содержание обязательства не исчерпывается лишь одним правом требования? Ответ на этот вопрос зако­нодателем оставлен открытым. Буквальный смысл п. 1 ст. 382 ГК, казалось бы, дает утвердительный ответ. Действительно, в законе говорится именно о «праве (требовании), принадлежащем кредитору на основании обязательст­ва», никаких иных условий не установлено. Выходит, таким образом, что кредитор вправе передать любое право, возникшее у него на основании обя­зательства. Например, право на выбор продавца имущества по лизингу усту­пить одному лицу, а право требования передачи имущества в лизинг — дру­гому. Иными словами осуществить своего рода дробление прав требования. Еще одним внешним подтверждением возможности такой уступки права требования является факторинг — договор финансирования под уступку де­нежного требования (ст. 824 ГК). Однако, как уже отмечалось, уступка права требования влечет только одно изменение обязательства: замену кредитора. Само обязательство при этом не может трансформироваться в несколько са­мостоятельных обязательств независимо от того, является ли оно простым или сложным. Цессионарий вступает в уже существующее обязательствен­ное отношение. Если допустить возможность частичной уступки права тре­бования, то результатом цессии явится не только замена кредитора, но и пре­кращение первоначального обязательства путем новации его в несколько новых обязательственных отношений. Но таких последствий закон для цес­сии не предусматривает. Следовательно, передача части прав, принадлежа­щих кредитору на основании обязательства, недопустима[17].

Уступка права требования должна быть совершена в определенной зако­ном форме. Правило закона устанавливает, что уступка может быть совер­шена только в той форме, которая установлена для совершения сделки, пра­ва по которой уступаются. Так, если уступаются права по сделке, требую­щей простой письменной формы, уступка права должна быть также совер­шена в простой письменной форме, если законом установлено требование о государственной регистрации сделки, то уступка также требует государст­венной регистрации (ст. 389 ГК). Специальное правило предусмотрено для уступки прав, содержащихся в ордерных ценных бумагах. Форма уступки прав по ордерным ценным бумагам установлена в виде индоссамента, т. е. передаточной надписи, совершаемой на самой ценной бумаге в соответст­вии с правилами п.З ст. 146 ГК. Соблюдение формы уступки права требова­ния служит еще и доказательственной цели, поскольку должник не обязан исполнять обязательство любому лицу, объявившему себя новым кредито­ром. Должник имеет право потребовать от нового кредитора представления доказательств, свидетельствующих о переходе всех прав на нового кредито­ра. Выбывающий из обязательства кредитор обязан передать новому креди­тору все документы, удостоверяющие право требования и сообщить другие сведения, имеющие значение для осуществления требования (ст. 385 ГК).

Кредитор, уступающий право требования, не может нести обязанность перед новым кредитором за неисполнение обязательства должником, ибо он передает то требование, которым обладает сам. Однако цедент несет ответ­ственность за действительность передаваемого требования. Например, если произошла уступка права требования, а впоследствии выяснилось, что тре­бование признано судом недействительным, цессионарий вправе предъ­явить цеденту требование о возмещении убытков и расторжении сделки по уступке права требования. Цедент не будет отвечать, если он передал дейст­вительное право требования, но в силу неисполнения обязательства должни­ком новый кредитор не может реализовать свое право требования. Исключе­нием является принятие на себя цедентом поручительства за должника пе­ред новым кредитором (ст. 390 ГК). Цедент может принять такое ручатель­ство добровольно по особому соглашению либо обязываться к этому в силу закона. Так, при уступке прав по ордерной ценной бумаге, совершаемой пу­тем индоссамента, индоссант в силу закона несет ответственность не только за действительность передаваемого права, но и за его исполнение (п.З ст. 146 ГК).

Перевод долга представляет собой замену должника в обязательстве. Поскольку личность должника имеет для кредитора важное значение, то за­мена должника осуществляется только с согласия кредитора. Если при пере­воде долга согласие кредитора не испрашивалось либо был получен отрица­тельный ответ, то перевод долга невозможен, а состоявшийся признается ни­чтожным, т. е. не имеющим юридической силы. Форма перевода долга подчиняется тем же правилам, что и уступка права требования. Перевод долга должен быть совершен в той же форме, которая требовалась для совершения сделки, обязанность по исполнению которой передается (ст. 391 ГК)[18].