Смекни!
smekni.com

История азартных игр (стр. 1 из 2)

Китай, Индия, Древняя Греция, Рим и Египет – нет такой древней цивилизации, которой не оставили бы историкам свидетельств увлечения азартными играми.

Родоначальником костей можно считать и астрагалы – путовые суставы животных, и четырёхгранные кубики с углублениями (тоже называвшиеся астрагалами), и пластинки с двумя сторонами, чёрной и белой (как в древнерусской игре «зернь»), даже орехи дерева вибхидака (Индия).Существовали кости и пирамидальной формы – древнейшие из них обнаружены при раскопках в царской гробнице шумерского города Ур (III тысячелетия до нашей эры). Некоторые из древнеегипетских костей величиной были с теннисный мяч и по форме тоже приближались к шару: так много у них было граней!

Среди игр в кости были распространены игры в чет и нечет, бросание костей в круг, метание костей с целью забрасывания их в специальные отверстия. Известны были гадания с помощью костей. Игроки относились к своим игральным костям благоговейно и даже и даже с некоторым страхом – как к живым существам или властительным духом. С ними беседовали, шептались, произносили заклинания и пытались умилостивить безрассудными обещаниями.

В «Махабхарате» эпизод игры в кости включён в основную сюжетную линию поэмы – повествование о борьбе двоюродных братьев пандавов и кауравов (отображение ведийского мифа о борьбе богов, представляющих верхнюю часть Космоса, и асуров – демонов нижнего мира):Юдхиштхира, старший из пандавов, проигрывает карувавам царство братьев, себя и Драупади – общую жену пандавов. В самом знаменитом эпизоде «Махабхарате» - сказании о Нале и Дамаянти, весь сюжет строиться вокруг игры в кости. Наль, играя костями, заколдованными злым духом Кали, проигрывает своё царство и удаляется в изгнание; кости превратившиеся в птиц, догоняют его и обманом отнимают последнюю одежду. (Впоследствии Наль, обучившись тайнам игры, возвращается к жене и отыгрывает царство.)

Наряду с игрой в кости в древней Индии была распространена практика предсказывания будущего на костях, – так называемая рамала: кубической формы кости нанизывались в ряд на ось; вращая кости вокруг оси, получали магические числа, соотносящиеся со страницами гадальных книг.

В Древней Греции изобретение костей приписывалось греку Паламеду, участнику Троянской войны (Софокл). По другой версии (Геродот), кости, наряду с другими древнегреческими играми, изобрели лидийцы (народ, населявший Малую Азию) в эпоху правления Атиса, чтобы отвлечься во время великого голода («один день все время занимались играми, чтобы не думать о пище, а на другой день ели, прекращая игры»).

В Древней Греции существовало два типа костей: кубы, идентичные современным костям (назывались «бочонки», играли тремя, позднее – двумя), и астрагалы (имели четыре грани с разметками в виде углубления: соответственно 1, 3, 4, б; играли четырьмя астрагалами). Были известны игры: чет и нечет; попадание кости в отверстие в доске; бросание кости в начерченный круг. Бросок кости называли ударом.

Кости выбрасывали из специальной кружки: тот, у кого выпадала наибольшая сумма очков, выигрывал. Различные комбинации очков на выброшенных костях носили имена богов, героев, гетер и знаменитых мужей (наихудший бросок назывался «собакой», наилучший – «Афродитой»), могли считаться счастливыми и несчастливыми. Во время пира победителя в игре в кости обычно избирали симпосиархом. Существовали и специальные игорные дома для игры в кости.

В Древнем Риме играли аналогичным способом (броски носили сходные названия). Хотя игра в кости была официально запрещена в Древнем Риме и разрешалась лишь во время праздника Сатурналий, она приобрела исключительную популярность: ею увлекались римские писатели и императоры (император Клавдий даже написал руководство по игре в кости, которое, к сожалению, не сохранилось). Первый известный закон против азартных игр – Lex aleatoria (аlеа –игральная кость) был утвержден в Риме в III веке до Н. Э. Он запрещал кости – азартные игры и разрешал все остальные: общественные, спортивные, в том числе и гладиаторские.

В Древней Греции и Риме кости использовались также для гадания: их бросали в воду, а также на особые таблицы с пронумерованными советами и изречениями (номера соответствовали выброшенным очкам). Гадающий мог брать в одну руку кость «за себя», другую – «за бога», соотношение очков позволяло установить, утвердительно или отрицательно ответил бог на поставленный вопрос. Гадальные кости посвящались Гермесу (Меркурию).

О распространении игры в кости у древних германцев свидетельствует Тацит (в книге «О происхождении германцев и местоположении Германии » ), отмечая при этом крайнюю азартность игры и жесткость правил: «...потеряв все свое достояние и бросая в последний раз кости, назначают ставкой свою свободу и свое тело. Проигравший добровольно отдает себя в рабство и, сколько бы моложе и сильнее выигравшего он ни был, безропотно позволяет связать себя и выставить на продажу».

Многие древние народы, включая североамериканских индейцев, ацтеков, майя, островное население юго-тихоокеанского региона, эскимосов и африканцев, играли в кости, сделанные из разнообразных материалов и обладающие различной формой и маркировкой. Кости изготовлялись из сливовых и персиковых косточек, семян, костей овец, бизонов, карибу, лосей, из оленьих рогов, гальки, керамики, скорлупы грецких орехов, из зубов бобров и сурков. Позднее (в Древней Греции и Риме) кости обычно делали из слоновой кости или костей других животных, а также из бронзы, агата, горного хрусталя, оникса, черного янтаря, алебастра, мрамора, фарфора и т.д.

Кости кубической формы с маркировкой, практически идентичной современной, были обнаружены при археологических раскопках в Китае (относятся к 600 году до н. э.) и в египетских гробницах, датированных примерно 2000 году до н. э.

В эпоху средневековья кости практически постоянно находились под официальным запретом: Оттон Великий в 952 год запретил играть в кости духовенству, Генрих II Английский в 1188 г. - крестоносцам. Запретительные акты неоднократно издавались в течение. XII-XIV вв. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона приводит следующие сведения об истории игры в кости в средние века: 414з указа Людовика Святого, 1255 года, видно, что во Франции существовали для выделки костей особые мастерские и довольно многочисленный класс ремесленников.

Указы 1291, 1319 и 1369 годов запрещают игру в кости, но это, видимо, не действовало, так как в 1396 году появился указ против распространившихся поддельных костей (которые, видимо, существовали во множестве: так, поэт Франсуа Вийон в своем «Большом завещании» завещает приятелю шулерские кости, неравномерно залитые изнутри свинцом). Кроме игры на деньги, где выигрывал имевший наибольшее число очков, существовало много других игр, принадлежностью которых были кости: Иоанн Салисбюринский насчитывает десять таких игр. В основной истории игральные кости значительно теряют свою популярность, хотя во время Тридцатилетней войны ландскнехты очень их любили» .

Запреты не мешали играм в кости оставаться любимым времяпрепровождением в замках и городских домах: играли обычно тремя костями (согласно Исидору Севильскому, три кости обозначают настоящее, прошлое и будущее), которые бросались на деревянную или мраморную доску. Употреблялись и кости без меток на гранях, которые выбрасывались на доску, разделенную на шесть секторов: каждому сектору соответствовали очки от 1 до 6. Особенно часто играли в кости (и гадали) на Рождество и Новый год (французская рождественская «играв гуся» - на специальной доске с изображением гуся).

Попытки средневековой идеологии истолковать игры в кости в духе христианской символики также несут на себе печать двойственности. В игре, изобретенной епископом Вибальдом из Камбре (Х в.) с целью отучить монахов от азартной игры на деньги, комбинации величин на костях обозначают христианские добродетели: 1. 1. 1 - любовь, 1. 1. 2 - вера, 1. 2. 4 - целомудрие и Т. д. Монах, «выигравший» высшие добродетели, облекался правом обучать им остальных монахов. Епископ Герберт, впоследствии папа римский Сильвестр II, изобрел ритмомахию - игру, похожую на шахматы, в которой вместо фигур играли костями с очками. В то же время в целом ряде текстов изобретение костей приписывается дьяволу, который при их помощи выигрывает души. Согласно некоторым текстам, очки на гранях кости символизируют «злонамерения» дьявола против того или иного персонажа христианского пантеона: единица отмечена дьяволом против Бога, двойка - против Бога и Богородицы, тройка - против Троицы и Т.Д. Однако играв кости может служить и спасению души: святой Петр, спускаясь в Ад, берет с собой кости, чтобы обыграть жонглера, стерегущего грешников, и тем самым спасти их души.

О бытовании игр с костями животных (игры в «лодыжки», «костыги», «козули») у славян и на языческой Руси свидетельствуют многочисленные археологические находки на обширной территории, включающей как славянскую прародину (Польша, отроги Карпат и БеСкид, Волынь), таки районы более позднего расселения славян (Новгород, Восточная Украина). Кости сохранили популярность в низших слоях общества и после христианизации славян, о чем свидетельствуют гневные обличения костей христианскими проповедниками. В России чаще всего употребляется простейший вариант игры в кости - зернь. Небольшие косточки с белой и черной сторонами бросали на стол. Выигрывал тот, у кого они падали условной стороной. Игра в зернь, как и игры в карты, считалась предосудительной, игроки подлежали наказанию. Однако в 1667 году при царе Алексее Михайловиче зернь и карты в Сибири были отданы на откуп (правда, через год этот указ был отменен). В зернь играли в основном в корчмах и кабаках, где для этого отводились тайные кабацкие бани. Существовали профессиональные игроки в зернь и шулера. В XIX начале ХХ века игры в кости (лодыги, лодыжки) фиксировались этнографами в районах русского Севера. Играли в основном во время святок; кости раскрашивались в разные цвета (красный, черный, желтый); передаваясь от игрока к игроку в качестве платы за проигрыш, они могли существовать десятки лет (костями расплачивались также при святочных играх в карты).