Смекни!
smekni.com

Ритуал как древнейшая социальная семиотика. (стр. 1 из 4)

Министерство образования Российской Федерации

Ульяновского Государственного Технического Университета

Специальность Лингвистика и новые технологии

Дисциплина Семиотика

РЕФЕРАТ

на тему:

Ритуал как древнейшая социальная семиотика

Выполнила: студентка Лд-51

Керова Н. М.

Проверила: Арзамасцева И. В.

Ульяновск 2004

Содержание

Стр.

Введение 3

Древние ритуалы и традиция 4

Ритуальный танец 5

Семейные обряды 8

Ритуал гостеприимства 10

Обряд перехода 11

Заключение 14

Список литературы 15

Введение

Ритуал - древнейшая форма трансляции культурных ценностей и смыслов, приобщения индивида к сакральным истокам культуры.

Ритуал - коллективное действие, имеющее символическое значение, сакральный смысл которого понятен только членам социума. Это действие, отражающее важные для данного общества социальные и биологические критерии и требующее применения специальных приемов.

В древних религиях ритуал был главным выражением к у л ь т а высшей силы, т.е. ее почитания, обожествления, умилостивления, поклонения ей, жертвоприношения. Основные темы древнейших ритуалов – это сотворение космоса (миропорядка) из хаоса, природный круговорот жизни и смерти, зимы и лета, дня и ночи.

Ритуал уходит своими корнями в далекое прошлое, обожествляет прошлое, повторяет то, что когда-то уже произошло. Древние ритуалы тесно связаны с мифами, повествующими о начальном периоде творения мира. Люди, участвующие в ритуале, должны повторять действия, которые когда-то совершали боги. Например, свадьба - это повторение акта творения мира, соединение неба (Зевс) и земли (Гера). Новый год - это очищение от грехов и пороков, сопутствующих существованию во времени, и возвращение к первозданной чистоте рождения самого времени. Согласно мифологическому мировоззрению наибольшей ценностью обладают первоначальные действия, совершенные первыми богами и первыми людьми.

Ритуальные темы главных и древнейших мифов в преобразованном, иногда ослабленном и даже не вполне осознаваемом виде присутствуют во всех ритуалах, связанных с жизненным циклом и хозяйственной деятельностью людей. Психологической основой этого переноса было уподобление, которое в мифологическом сознании сливается с отождествлением. Все важные и критические события в жизни первобытного коллектива и его отдельных членов не просто сопровождались некоторыми ритуалами, но п е р е ж и в а л и с ь путем совершения обряда: встречи и проводы времен года (а это значимые вехи аграрного цикла); сев, жатва, молотьба (дни, которые, по пословице, год кормят); рождение, переход (посвящение) подростка в группу взрослых (обряд инициации), свадьба, смерть (похороны)... Обряды помогали социуму противостоять засухе или болезни, переживать опасные, трудные дни (такими, например, считались дни солнцестояния, стык старого и нового года, иногда новолуние), облегчали переход из одной фазы жизненного цикла в другую, задавали должную очередность действий при убое скота, отеле или переселении пчел. Многочисленные в древности праздники* специально предназначались для отправления главных ритуалов в честь тех или иных божеств.

Древние ритуалы и традиция

Ритуал, как коллективное действие, повторяет сакральный акт из мифологического сюжета и имеющее космическое значение. Посредством ритуала человек ощущает свою теснейшую связь со всей природой и с космосом. Большая часть ритуалов, осуществлявшихся в традиционном ( и особенно в первобытном) обществе, позволяла человеку почувствовать интимную связь, соединяющую человека с социумом, а также связь социума с природой. Речь идет, прежде всего, о календарных ритуалах, связанных с явлениями природы - сменой времен года, а также с поклонением солнцу, луне и звездам в моменты их особенного положения (солнцестояние, солнцеворот, солнечное затмение, полнолуние, и т.д.). Все эти явления занимали важное место в мифологическом сознании древних людей, сверявших ритм своей жизни с космическими событиями, что придавало ритуалам космическое измерение и вселенский смысл. Человек принимал активное участие в жизни природы, был убежден, что без его участия могут произойти катастрофические события, что придавало вселенский смысл соблюдению ритуала. Именно поэтому несоблюдение традиции жестоко каралось - ведь нарушение порядка природы, в сохранении которого принимала активное участие традиционная культура, могло, по мнению древних людей, повлечь за собой непредсказуемые последствия, включающие гибель всего социума.

Следует подчеркнуть, что ритуал и традиция - это очень жесткие и строгие системы социальной регуляции поведения человека. Их несоблюдение каралось смертью. Например, на Кавказе до сих пор соблюдается ритуал гостеприимства, за несоблюдение которого человеку грозит смерть. В древней Руси также строго соблюдали традиции гостеприимства, а если хозяин или хозяйка нарушили его, то их дом поджигали, следуя мифологической логике: пусть лучше сгорит один дом, чем погибнет все селение.

Вся традиционная культура (которая охватывает огромный исторический период до Нового времени, а также современный Восток) основана на ритуалах. В качестве примера восточных культур можно привести наш Кавказ. В исламских культурах главные обязанности человека закреплены в шариате и адате. Шариат регулирует религиозные обязанности и юридические нормы, адат контролирует семейную жизнь и хозяйственную деятельность. У абхазских народов имеется особая система регуляции - "аламыс", с трудом поддающееся определению. В самом общем виде его можно определит как систему нравственных ценностей, соблюдение которых выражается в высокопрестижном поведении. "Абхазский аламыс" - своего рода кодекс чести. Вместе с тем, это образ жизни и тот нравственный идеал, к которому человек должен стремиться. "Смысл жизни - в аламысе", - говорят абхазцы.

Действительно, следует признать, что соблюдение традиции и ритуала может быть источником глубоких переживаний, наполняющих вселенским смыслом жизнь индивида и связывающих его со всем социумом и с природой.

Многие ритуалы предполагают магический эффект. Ритуал - магическое действие, имеющее космический смысл. Их функции - упорядочить взаимоотношения между социумом и природой, обезопасить человека от влияния потусторонних сил, структурировать пространство и время, выделив центр и периферию, важные, ценностно-насыщенные моменты времени и ценностно-безразличные.

Виды ритуалов:

а) календарный (Троица, Новый год, Ивана Купалы, масленица, Пасха);
б) погребальный;
в) свадебный;
г) рождение ребенка;
д) инициации;
е) ритуал гостеприимства и обмена дарами;
ж) ритуальные жертвоприношения.

Ритуалы перехода, приобщавшие индивида к тайне потустороннего существования и подготавливавшие его к переходу из одного мира в другой, назывались в древности мистериями. Мистерии - экзотические праздники для посвященных, сопровождавшиеся приемом галлюциногенных средств. Изучение этих ритуалов сегодня вдруг стало очень актуальным, что связано с изучением возможностей человеческого мозга, открывающихся в результате использования психоделиков. Философское понимание существования становится значительно более сложным и приближается к образцам, открытым великими мистическими традициями мира.

Понимание специфики различий между ритуалом и этикетом имеет важное значение для характеристики существенных различий между разными типами культур и цивилизаций.

Ритуальный танец

Уникальный феномен танца возник из потребности человека выразить свой внутренний эмоциональный строй, чувство сопричастности окружающему миру. В живой и неживой природе любой процесс ритмичен и периодичен. Ритм является онтологической характеристикой. Было естественно воспринимать Космос величественным, гармоничным, ритмически организованным.

Заставив свое тело пульсировать в соответствии с космическими ритмами, человек ощущал свою включенность в структуру мирового бытия. Первобытный танец возник до музыки и существовал первоначально под ритм простейших ударных инструментов.

Ритмически организованное телодвижение оказывает сильное влияние на подсознание, а затем и на сознание. Это свойство танца, использующееся в танцевальной терапии сегодня, уходит корнями в древнюю традицию ритуальных плясок. Ритм связан с мышечной реактивностью человека. Об этом знали торговцы рабами, перевозившие в трюмах кораблей большое количество черных невольников: танец, спровоцированный ударными инструментами, успокаивал периодически возникавшее волнение среди рабов.

У древних народов военные ритуальные танцы проходили в мощных ритмизированных формах. Это приводило к слиянию участников танцевального действия и зрителей в едином ритмическом пульсе, что высвобождало колоссальное количество энергии, необходимое в военном деле. Давно замечено, что групповые ритмические телодвижения приводят к появлению мистического чувства родства, единения людей друг с другом. Поэтому многие народы имеют в своей истории танцы, построенные по принципу круга, танцы в кругу, сплетя на плечах друг друга руки или просто держась за руки. Танец давал необходимую энергию для переживания важных жизненных событий. Танец всегда имел своей целью соединение человека с могущественными космическими энергиями, расположение к себе влиятельных духов природы. Если ритуал переставал удовлетворять, то он умирал и на его месте формировался новый, более перспективный.

Танец как часть религиозного культа мог обеспечивать вхождение в особое психическое состояние, отличное от обыденного, в котором возможны различного рода мистические контакты с миром духовных энергий. Некоторые религиозные мыслители определяют такие танцевальные культы как попытку (по существу, механическую) прорыва к высшей духовности, возвращения духовной интуиции, ощущения полноты бытия, утраченные в связи с постигшей человечество на заре истории метафизической катастрофой. Следствием этого рокового события для человека явился разрыв с Богом и вечные мучительные поиски возвращения былой гармонии с собой и миром.