Смекни!
smekni.com

Мотивация и личность (стр. 1 из 109)

Абрахам Гарольд Маслоу

Мотивация и личность

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ И ВТОРОМУ ИЗДАНИЯМ

БЛАГОДАРНОСТИ

Глава 1

Психологический подход к науке

Психология ученых

Сферы приложения психологического подхода к науке

Глава 2

Проблемный и технократический подход в науке

Приоритет средства над целью

Приоритет средств и догматизм в науке

Глава 3

Предисловие к теории мотивации

Индивидуум как интегрированное целое

Голод как парадигма

Цель и средство

Желания и культура

Множественные мотивации

Мотивационные состояния

Взаимосвязь мотиваций

К вопросу о перечнях потребностей

Классификация мотивов

Мотивация и эксперименты на животных.

Окружающая среда

Интеграция

Немотивированное поведение

Возможность осуществления

Влияние реальности

К вопросу о необходимости исследования здоровой мотивации

Глава 4

Теория человеческой мотивации

Введение

Базовые потребности

Другие характеристики базовых потребностей,

Глава 5

Значение концепции удовлетворения для психологической теории

Общие последствия удовлетворения

Научение и удовлетворение базовой потребности

Удовлетворение потребности и формирование характера

Концепция здорового удовлетворения

Феномены, частично детерминированныебазовым удовлетворением

Патология, вызванная удовлетворением

Функциональная автономия высших потребностей

Некоторые феномены, связанные с базовым удовлетворением

Глава 6

Инстинктоподобная природа базовых потребностей

Теория инстинктов

Концепция инстинктоидности базовых потребностей

Глава 7

Потребности высшие и низшие

Различия между высшими и низшими потребностями

Некоторые последствия различения высших и низших потребностей

Глава 8

Психопатогенез и теория угрозы

Депривация, фрустрация и угроза

Конфликт и угроза

Глава 9

Инстинктоподобна или нет деструктивность?

Этологические данные

Данные детской психологии

Антропологические данные

Некоторые теоретические соображения об источниках деструктивного поведения

Клинический опыт

Данные эндокринологии, генетики и других наук

Глава 10

Экспрессивный компонент поведения

Преодоление и экспрессия

Самоосвобождение и катарсис. Незавершенные акты. Синдром разведчика

Репетиционный синдром; настойчивое и безуспешное преодоление; обезвреживание проблемы

Определение невроза

Катастрофическое поведение; безнадежность

Психосоматические симптомы

Свободные ассоциации как самовыражение

Глава 11

Самоактуализированные люди: исследование сихологического здоровья

От автора

Метод отбора испытуемых

Как были получены данные и как они будут представлены

Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью

Приятие (себя, других, природы)

Спонтанность, простота, естественность

Служение

Отстраненность; потребность в уединении

Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность

Свежий взгляд на вещи

Мистические переживания и высшие переживания

Ge meinschaftsgefbhl

Межличностные отношения

Демократичность

Умение отличать средство от цели, добро от зла

Философское чувство юмора

Креативность

Сопротивление культуральным влияниям; трансценденция культуры

Несовершенство самоактуализированного человека

Ценности и самоактуализация

Самоактуализация и преодоление дихотомий

Глава 12

Любовь и самоактуализация

Предварительное описание некоторых характеристик любви

Самоактуализация и беззащитность в любви

Способность любить и быть любимым

Самоактуализация, любовь и секс

Забота, ответственность и общность потребностей

Любовь как радость и игра

Приятие индивидуальности партнера и уважение к нему

Любовь как высшее переживание. Восхищение, удивление, трепет

Отчужденность и индивидуализм

Эффективность восприятия, хороший вкус и здоровая любовь

Глава 13

Познание индивидуального и общего

Вступление

Рубрификация в процессах внимания

Рубрификация и восприятие

Рубрификация в обучении

Рубрификация в мышлении

Стереотипизация и нехолистичное теоретизирование

Язык и названия

Глава 14

Немотивированные и нецеленаправленные реакции

Примеры относительно немотивированных реакций

Искусство

Созерцание, наслаждение, удивление, вкус к жизни, высшие переживания

Стиль и вкусы

Игра

Идеология, философия, теология, познание

Глава 15

Психотерапия, здоровье и мотивация

Психотерапия и хорошие отношения между людьми

Хорошие человеческие отношения как психотерапевтическое воздействие

Психотерапия и хорошее общество

Роль знания и навыка в современной психотерапии

Аутотерапия и когнитивная терапия

Групповая психотерапия и группы личностного роста

Глава 16

Понятие нормы. Здоровье и ценности

Определения нормы

Новая концепция нормы

Старые и новые представления о человеческой природе

Внутренняя природа человека

Что такое хорошие условия ?

Психологическая утопия

Среда и личность

Природа нормы

КОММЕНТАРИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А.

Проблемы, связанные с позитивным подходом к психологии

Приложение В.

Холистическо-динамическая, организменная теория. Динамика синдрома

КОММЕНТАРИИ

БИБЛИОГРАФИЯ

----------------------------------------------

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга представляет собой переработанное и исправленное издание моей работы "Мотивация и личность". Я постарался воплотить в ней итог своих размышлений за последние шестнадцать лет, а размышлений было очень и очень много. Я не переписывал все заново, и все-таки полагаю, что это издание существенным образом отлично от предыдущего, поскольку даже сама главная идея книги подверглась ревизии, о чем я подробно расскажу ниже.

Впервые вышедшая в свет в 1954 году, эта работа, в сущности, представляла собой попытку построения такой теории, которая базировалась бы на классической психологии того времени и в то же самое время никак не отвергала бы ее и не противостояла бы ей. Я пытался расширить наши представления о личности, выходя на "высшие" уровни человеческой природы. (Я даже подумывал назвать ее "Дальние пределы человеческой природы".) Если бы вы попросили меня кратко изложить основной тезис той книги, то я бы сказал так: психология много толковала о человеческой природе, но кроме этой природы человек имеет еще и высшую природу, и эта его природа инстинктоподобна, то есть является частью его сущности. Если бы вы позволили мне слегка пояснить этот тезис, я бы добавил, что, в отличие от бихевиористов и психоаналитиков фрейдистского толка, исповедующих аналитический, диссекционистский, атомистический, ньютоновский подход к человеку и к его природе, я убежден в холистичности человеческой натуры.

Иначе говоря, я ценю эмпирический багаж, накопленный экспериментальной психологией и психоанализом, но мне претят проповедуемые этими науками идеи. Мне близок экспериментаторский задор бихевиоризма и всеобнажающий, всепроникающий дух психоанализа, но я не могу согласиться с тем видением человека, которое они предлагают. Иначе говоря, своей книгой я представляю иную философию человеческой природы, предпринимаю попытку иначе очертить образ человека.

Однако, если раньше я воспринимал свои разногласия с бихевиоризмом и психоанализом как спор, не выходящий за рамки психологии, то теперь я вижу в них локальное проявление нового Zeitgeist, своего рода знамения времени, я воспринимаю их как признак зарождения новой генерализованной и всеохватывающей философии жизни. Это новое гуманистическое мировоззрение внушает мне радость и оптимизм; оно. как мне кажется, может оказаться плодотворным в любой области человеческого знания, будь то экономика, социология или биология, в любой сфере профессионального знания ѕ в юриспруденции, политике, медицине; оно поможет нам понять истинное значение таких социальных институтов как семья, религия, образование. Именно это убеждение побудило меня переработать свою книгу, посвятив ее изложению новой психологии. Эта психология ѕ лишь часть общего мировоззрения, один из аспектов всеобъемлющей философии жизни, философии, пока не приобретшей завершенной формы, но которая видится нам все более и более возможной, а значит, требует к себе серьезного отношения.

Не могу не упомянуть здесь крайне огорчительный для меня факт, заключающийся в том, что это поистине революционное знание (новое представление о человеке, обществе, природе, ценностях, новое понимание науки, философии и т.п.) до сих пор не попало в поле зрения наших интеллектуалов, а порой сознательно не замечается ими, особенно теми, в чьем ведении находятся средства связи с образованной частью общества и молодежью. (Отчасти поэтому я говорю о "тайной революции".)

Мировоззрение очень многих представителей интеллектуальной элиты отмечено печатью глубокой безысходности и цинизма, цинизма, доходящего порой до разъедающей душу злобы, даже жестокости. Эти интеллектуалы отрицают возможность совершенствования человека и общества, отказываются видеть внутренние, сущностные ценности, заложенные в каждом человеке, не признают за ним жизнелюбия и любви.

Ставя под сомнение такие исконно человеческие качества как честность, доброта, великодушие, любовь, они выходят за рамки умеренного, здравого скептицизма и проявляют откровенную враждебность по отношению к тем представителям рода человеческого, которые демонстрируют им эти качества. Они потешаются над хорошим человеком, считая его глупым и наивным, они придумывают ему прозвища, называя его то "бойскаутом", то "пай-мальчиком". Столь агрессивное развенчивание, эту ненависть и уничижение уже нельзя назвать презрением ѕ порой ато напоминает отчаянную попытку защититься, оградить себя от людей, которые стараются одурачить их, провести, заморочить им голову. Я полагаю, психоаналитик увидел бы в этом динамику злобы и мщения за пережитые в прошлом разочарования и крах иллюзий.