Смекни!
smekni.com

Источники российского уголовно-процессуального права (стр. 5 из 6)

К числу постановлений Пленума Верховного Суда РФ, связанных с эти­ми событиями, можно было бы отнести, например, следующие:

• «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции российской федерации» от 24 декабря 1993 года № 13 (ВВС, 1994, № 3);

* «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» от 27 апреля 1993 го­да №3 (ВВС, 1993, №7);

• «О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде при­сяжных» от 20 декабря 1994 года № 9 (ВВС, 1995, № 3);

• «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации моральноговреда»от20 декабря 1994года 10(БВС, 1995,№3);

• «О судебном приговоре» от 29 апреля 1996 года № 1 (ВВС, 1996, № 7);

«О некоторых вопросах применения судами Конституции Россий­ской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 года № 8 (ВВС, 1996, № 1);

• «О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 3 «О практике су­дебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» от 29 сентября 1994 года № б (ВВС, 1995, 1).

Среди названных постановлений обращают на себя особое внимание два последних. В уже упоминавшемся выше постановлении от 31 октября 1995 года № 8 Верховный Суд РФ разъяснил судам совершенно «непривычные» для них правила прямого применения предписаний Конституции РФ, при­нятой 12 декабря 1993 года. Ранее такой судебной практики не было, по­скольку существовавшие до этого Конституции (1918, 1925, 1937 и 1978 гг.) не считались актами прямого действия. Суды и иные правоприменительные органы могли применять нормы законов, дополнявших и развивавших кон­ституционные предписания, но не сами эти предписания.

Что касается постановления от 29 сентября 1994 года № 6, то его по праву тоже можно считать важной вехой в истории российских судов. В нем впервые дано разъяснение, что суды могут и должны при решении кон­кретных вопросов производства по уголовным делам применять непосред­ственно и нормы международных договоров Российской Федерации. В ча­стности, обращено их внимание на то, что у них есть право принимать к рассмотрению жалобы на незаконное или необоснованное задержание по подозрению в совершении преступления. Хотя в УПК это право не преду­смотрено, они могут рассматривать такого рода жалобы, руководствуясь ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 4 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах.

При изучении вопроса о роли и значении разъяснений по вопросам су­дебной практики необходимо иметь в виду, что запись, аналогичная той что содержится в процитированной выше ст. 56 Закона о судоустройстве РСФСР, имелась и в ст. 3 Закона о Верховном Суде СССР от 30 ноября 1979 года, а также в других законах, действовавших ранее. Этот суд тоже активно использовал свое право дачи руководящих разъяснений. Большин­ство из них сохраняют свое значение и до настоящего времени, в том числе на территории Российской Федерации. Поэтому Верховный Суд РФ 22 ап­реля 1992 года разъяснил, что законодательные нормы Союза ССР «и разъ­яснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Вер­ховного Суда СССР, могут применяться судами в части, не противореча­щей Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Госу­дарств».

§ 7. Нормативные акты министерств и ведомств, сфера их применения и значение

При решении вопросов, возникающих в связи с производством по уголовным де­лам, существенную роль могут выполнять и нормативные акты министерств и ведомств. Их главная особенность — они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются руководите­лями министерств либо ведомств в пределах предоставленных им полно­мочий. Полномочия эти обычно закрепляются в актах (именуемых, как пра­вило, положениями), определяющих основы организации и деятельности конкретного министерства или ведомства. Разумеется, чаще всего такую роль играют нормативные акты, издавае­мые руководителями правоохранительных учреждений. В соответствии со ст.173 закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ вправе издавать приказы, указания, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры, к которым относятся, как известно, и прокуроры, поддерживающие государственное обвинение, приносящие протесты на судебные решения, дающие заключе­ния в вышестоящих инстанциях, и следователи, расследующие уголовные дела. Некоторые из одобренных им или его заместителями актов обязатель­ны не только для работников прокуратуры. К их числу можно отнести, в ча­стности, Инструкцию о выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании от 7 августа 1974 года, Инструкцию орга­нам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Россий­ской Федерации, утвержденную Главным военным прокурором 1 августа 1994 года.

По Положению о Министерстве юстиции РФ (см. п. 9), ут­вержденному Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 года № 1187 (РГ, 1993,12 декабря), нормативные акты, издаваемые этим министерством, обязательны для широкого круга лиц, в том числе для судей и судебных исполнителей. К примеру, большой известностью пока что поль­зуются изданная им в 1994 году Инструкция по делопроизводству, содер­жащая немало предписаний, которые должны выполняться судьями и ра­ботниками аппаратов судов в связи с подготовкой судебных заседаний, об­ращением к исполнению приговоров и выполнением других действий по уголовным делам, а также утвержденное в том же году по согласованию с рядом министерств и ведомств Положение о порядке оплаты труда адвока­тов за счет государства, где решены принципиальные вопросы, касающиеся обеспечения права обвиняемого (подсудимого) на защиту.

Согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ (см. п. 6 ст. 9), утвержденному Указом Президента РФ от 17 июля 1996 года (СЗ РФ, 1996, № 30, ст.3605), руководитель и этого министерства вправе издавать обязательные к исполнению в системе МВД приказы, ин­струкции и иные правовые акты, в том числе по вопросам, тесно соприка­сающимся с уголовным судопроизводством. К ним можно отнести, напри­мер, Инструкцию об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел от 5 мая 1993 года, где регламентируется порядок произ­водства розыска лиц, скрывающихся от следствия. Любой следователь хо­рошо знает, что объявление розыска лиц, обвиняемых в совершении пре­ступлений, возможно, когда соблюдаются предписания нормативных актов такою рода. А потребность в розыске, как будет показано ниже (см. главу 14 учебника), на практике возникает по многим уголовным делам.

Существует немало нормативных актов, издаваемых другими, не являю­щимися правоохранительными, министерствами и ведомствами. Акты та­кого рода тоже активно используются практическими работниками органов, ведущих производство по уголовным делам, и другими субъектами уголов­ного судопроизводства. Им приходится довольно часто обращаться при решении практических вопросов, скажем, к нормативным актам, издавае­мым Министерством здравоохранения РФ по вопросам, касающимся про­изводства судебно-медицинских экспертиз. Таким актом является, напри­мер, приказ данного министерства от 10 декабря 1996 г. № 407 «О введении в практику правил производства судебно-медицинских экспертиз» (с изме­нениями от 5 марта 1997 г.), которым утверждено восемь документов (правила и положение), регламентирующих, в частности, порядок произ­водства судебно-медицинских экспертиз трупов, тяжести вреда здоровью, причиненного преступлением, установления родства людей, вещественных доказательств и др. Знание этих документов требуется для юридически грамотного назначения соответствующих экспертиз, производимых по уго­ловным делам, контроля за их проведением, а главное — для квалифициро­ванной оценки заключений экспертов.

В отношении некоторых ведомственных нормативных актов («нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти») Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в си­лу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполни­тельной власти» от 23 мая 1996 г. № 763 установлены особые правила вве­дения их в действие. В соответствии с данным Указом изданные после 1 марта 1993 года нормативные акты министерств и ведомств, затрагиваю­щие права, свободы и законные интересы граждан, устанавливающие пра­вовой статус организаций или носящие межведомственный характер, долж­ны обязательно проходить регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Они (все, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) также подлежат опуб­ликованию в газете «Российские вести» и в издаваемом издательством «Юридическая литература» Администрации Президента РФ «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».