Смекни!
smekni.com

Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. М., 2002. 303 с. Редакционная коллегия (стр. 55 из 79)

Государственная молодежная политика нередко зависит от отношения руководителей администраций, депутатов представительных органов власти субъектов Российской Федерации к данной проблеме. Об этом свидетельствуют существенные различия в статусе региональных органов по работе с молодежью и численности их работников.

Реорганизации, ликвидации, восстановление органов по делам молодежи достаточно распространены в субъектах Российской Федерации. Такие организационные решения становятся возможными в связи с тем, что изменяются полномочия органа по делам молодежи: они расширяются и дополняются новыми функциями, например, других органов исполнительной власти (Министерство по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия, Департамент по делам молодежи и спорту Кемеровской области). Аналогичные процессы реформирования органов по делам молодежи происходят и на муниципальном уровне.

При создании органов по делам молодежи на региональном уровне необходимо предусмотреть следующие функциональные элементы: во-первых, координацию действий всех государственных органов и общественных структур в работе с молодежью на территории субъекта; во-вторых, обеспечение деятельности органа по определенным направлениям в сфере государственной молодежной политики, предусмотренное положениями об органе по делам молодежи субъекта Российской Федерации и другими нормативными актами.

Анализ практической деятельности органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации показывает, что и на уровне Российской Федерации, и на уровне субъектов Федерации структуры по реализации государственной молодежной политики не смогли скоординировать деятельность различных государственных органов власти в этой сфере. Существующие организационные структуры по работе с молодежью до сих пор не адаптированы к координации такого вида деятельности и объединению возможностей государственных и иных органов в работе с молодежью.

Что касается понятия "номенклатура должностей", то оно сегодня в деятельности органов по делам молодежи практически не используется. Штатные расписания органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации утверждаются соответствующими финансовыми органами, а перечень должностей государственной службы, обозначенный в них, составляется согласно Реестрам государственной службы по группам должностей. При наличии номенклатуры должностей в органе власти перед кадровой службой значительно облегчаются задачи по подготовке, переподготовке и повышению квалификации, по работе с резервом и планированию карьеры кадров.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Необходима вертикаль органов по делам молодежи не административного, а демократического характера с самостоятельностью региональных и муниципальных структур, то есть схожесть органов по делам молодежи и их организационных структур, функций и должностных обязанностей специалистов. Для управления типичными, схожими организационными структурами необходимо влияние федерального органа с соблюдением экономической самостоятельности органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации в выборе средств и методов для выполнения поставленных задач.

Наличие в органе по делам молодежи Положений об органе, его структурных подразделениях, должностных инструкций работников свидетельствует о существовании организационной структуры данного органа. Соответствие организационной структуры функциям органа по делам молодежи говорит об оптимальности данной структуры.

Две трети региональных органов по делам молодежи занимаются сугубо вопросами государственной молодежной политики, что является важным фактором формирования целостности сферы молодежной политики по институциональному признаку. Каждый пятый орган объединяет вопросы реализации молодежной политики с решением таких важных проблем для становления жизнеспособной молодежи, как спорт, физическая культура и туризм.

Разнообразие применяемых моделей организационных структур имеет позитивное значение (учитывается местный опыт, ресурсы и возможности). Однако проблемой остается достижение единства подходов к молодому поколению в деятельности государственных органов всех уровней по реализации молодежной политики. Субъекты Российской Федерации высказываются за то, чтобы были выработаны основы взаимодействия органов исполнительной власти в данной сфере, расширена и усилена координация действий на федеральном и региональном уровнях.

Взаимодействие на разных уровнях находит все большую поддержку. Оно позволяет государственным и муниципальным органам вести целенаправленную работу с юношами и девушками, координировать усилия других ведомств в решении проблем молодежи, внедрять элементы комплексности, находить болевые точки в социальном становлении юношества.

Опыт органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики показывает, что у них имеются специфические функции в работе с молодежью, которые не перекрываются деятельностью других органов государственной власти. С рядом категорий юношей и девушек работают преимущественно органы по делам молодежи. В этой связи целесообразно продолжить формирование органов по делам молодежи, не совмещающих свои специфические функции с другими функциями государственной деятельности.

В регионах в соответствии с рекомендациями Правительственной комиссии по делам молодежи усиливается внимание к межведомственной координации действий в области государственной молодежной политики. Так, в Москве в 1999 г. создан Совет по делам молодежи, который возглавляет вице-мэр. Совет координирует деятельность структур Правительства Москвы и молодежных общественных объединений на основах партнерства государства с молодежью. Подобные советы и комиссии действуют и в других субъектах Российской Федерации:

Республика Карелия - комиссия Правительства Республики Карелия по делам молодежи; Республика Мордовия - Совет по координации молодежных программ и поддержке молодежного движения при Главе Республики; Приморский край - Совет по молодежной политике при Губернаторе Приморского края; Иркутская область - Совет по делам молодежи при администрации Иркутской области; Ленинградская область - Межведомственная комиссия по молодежной политике при Правительстве Ленинградской области; Липецкая область - Координационный Совет по молодежной политике при Главе администрации Липецкой области; Саратовская область – Комиссия Правительства Саратовской области по вопросам молодежной политики; Свердловская область - Комиссия при Правительстве Свердловской области по проблемам работающей молодежи.

Их деятельность позволяет более продуктивно осуществлять координацию действий на межведомственной основе.

Муниципальная молодежная политика как самостоятельная отрасль деятельности продолжает активно выделяться в системе местного самоуправления.

Молодежная среда малых населенных пунктов характеризуется большей обостренностью социальных проблем, свойственных современному обществу и обусловленных снижением роли традиционных институтов социализации (семья, школа, трудовой коллектив); изменением структуры занятости и свободного времени молодежи; трансформацией духовно-нравственных ценностей; социально-экономической дифференциацией в молодежной среде; наличием противоречивых тенденций - маргинализация, криминализация молодежи, с одной стороны, стремление к полноправному участию в жизни общества, реализации своего потенциала, с другой.

Серьезной проблемой является то, что существующая законодательная база федерального и регионального уровней не распространяется на муниципальный уровень, нормативные критерии определяются самостоятельно.

Можно сделать важный вывод - муниципальная молодежная политика определяется как интеграция усилий различных субъектов социальной жизни: органов муниципального управления, общественных объединений, граждан, предприятий различных форм собственности. На уровне муниципальной молодежной политики есть реальная возможность осуществить принцип адресности, создать условия для реализации интересов молодых граждан и социальных групп. На муниципальном уровне особенно ощутимо различие в направлениях молодежной политики. С одной стороны, это в целом позитивное явление, но, с другой стороны, молодежная политика ограничивается отдельными вопросами, молодежь - объект этой политики – не получает целостного решения своих жизненно важных проблем.

Идет интенсивное формирование муниципальных органов по работе с молодежью. Этот процесс протекает сложно в связи с тем, что муниципальные образования испытывают острую нехватку кадровых, информационно-аналитических, материально-технических, финансово-экономических ресурсов. На муниципальном уровне в большей степени сказывается влияние личных взглядов руководителей на реализацию молодежной политики. Это проявляется в определяемых приоритетах по финансированию, принятию направлений программ “Молодежь”, в создании и существовании структур по реализации молодежной политики. Во многих случаях вопросы молодежной политики соединяются с вопросами образования, культуры, физической культуры, семьи и др.

В Республике Башкортостан в штатах органов местного самоуправления, хозяйств, предприятий и учебных заведений имеются должности специалистов по работе с молодежью.

В этой связи представляет интерес вывод Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи: "В тех городах и районах, где главы администраций понимают значимость и необходимость реализации молодежной политики, созданы отделы по делам молодежи, имеется отдельная строка в местном бюджете “Молодежная политика”, мероприятия по ее реализации проводятся совместно силами и средствами Госкомитета УР по делам молодежи и отделом по делам молодежи".