Смекни!
smekni.com

Локальные районы, комплексно представляющие памятники архитектуры и градостроительства, традиционной культуры, а так же природы и ландшафта (стр. 2 из 29)

Актуальность проблемы обусловила появление в последние годы ряда научно-исследовательских и проектно-изыскательских разработок. К наиболее новым можно отнести :

Отчет о НИР "Создание туристического кольца "Беларусь" на основе исторических городов и селений республики. Концепция создания туристического кольца "Беларусь" на основании исто­рических городов и поселений". Руководитель ВТК, канд. архит. Г.А.Потаев. Мн., 1992 г. 20 с. /Белорусский институт проблем культуры/.

"Интегральная оценка объектов и территорий для развития международного туризма и выделение основных периодов создания туристического маршрута "Беларусь", /промежуточный отчет/. Мн., 1992 г. 49 с. /Белорусский институт проблем культуры/.

Республиканская программа: "Создание культурно-туристи­ческого центра в г.Минске". Раздел 1. Анализ современного состояния туристического комплекса г.Минска и тяготеющих к нему территорий. /Н.Инчаков, Б.Ларченко,

Ю.Пурецкий, Л.Есьман, Г.Козлов/.Мн.,1993 г. 68 с. Приложения 20 с /Мингорисполком Главминскархитектура. ГПИ "Минскпроект. Заказ­чики: /МК РБ БПИК/.

Отчет о НИР "Разработать схему размещения зон особого государственного регулирования в Республике Беларусь". Рук. Т.Бутримович. Мн.,1996. 27 с. /Мин. архит. и строит. РБ. БелНИИПградостроительства/.

Краткий отчет "Оптимизация террит. устройства админист­ративных районов в створе Критского коридора 9". Этап.1. Рабочая программа "Данные обследования в зоне коридора /Витебские регионы/. Рук. Н.Дубовой. Мн.,1995 г. 11 с.

Оптимизация территориального развития в зоне трансевропейского коридора Берлин -- Москва. Рук.. И.Хасан, Мн., 1996. 32 с.

Обозначенные исследования выполнены представительными организациями, высококвалифицированными специалистами и целиком соответствуют тем задачам, которые конкретно были поставлены.

Однако в них проблема рассматривается или косвенно /в привязке к транзитным коридорам/, или частично пространство ко­ридора Париж — Москва, территория Минской области/. На данном этапе вопрос благоустройства и комфорта коммуникаций необходимо решать одновременно с регенерацией территорий, благоприятных для торизма. В этой связи необходимо конкретно определить территории /локальные районы/ ценные комплексной соподчиненностью памятников истории и архитектуры, усадебно-паркового искусства, традиционной материальной и ду­ховной культур и объекты, благоприятные для создания свободных экономических зон туристско-рекреационного типа.


B. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОВИНЦИЙ /РЕГИОНОВ/ БЕЛАРУСИ.

1. Провинции на территории Беларуси в IX — XIV вв.

Природно-ландшафтный и культурно-исторический комплексы Беларуси представляют собою во многом уникальное явление в масштабах Европы. На протяжение последнего тысячелетия, поэтап­но шел процесс исторического формирования среды обитания одного из славянских народов Восточной Европы. Его культура и традиции явились как результат созидательной деятельности людей в опре­деленной природной среде. Те, или иные формы производственно-хозяйственной деятельности, быта, традиций духовной культуры присущи и другим этническим общностям, как соседствующим, так и более отдаленным, но развиваясь в определенной, конкретной среде, природном пространстве, масштабности и соразмерностях, обозна­ченные факторы формируют оригинальные комплексы культуры и её компонентов, как вцелом для данного пространства /страны/, так и в частности /для ее провинций или регионов/.

Пространственно-ландшафтная среда обитания для Беларуси определена вполне конкретными объектами: бассейнами больших и малых рек, водораздельными плато, грядами моренных возвышеннос­тей. Целостность территории страны и её природные рубежи как бы определены руслами Западной Двины и Днепра, Припяти, Западного Буга, Немана. Низменности и долины обозначенных рек, соединяясь и переходя одна в одну, образуют грандиозное пространствен­ное кольцо. От периферии этого кольца к центру, словно лучу тянутся гряды холмов и возвышенностей: Новогрудская и Копыльская, Ошмянская, Логойская, Оршанская. Они поднимаются к вершине уникальной пространственной пирамиды. Минской возвышенности, на которой расположены наиболее высокие точки ландшафта Беларуси.

Между меридианами возвышенностей обозначились грандиозные сектора природно-ландшафтных провинций, осями которых стали русла крупных рек: Поднепровье, Подвинье, Понеманье, Поприпятье. И лишь центральная провинция определилась вокруг Минской возвышенности и прилегающих к ней территорий.

Обширные поймы, просторные надпойменные террасы, водораз­дельные плато исторически определили формирование системы рас­селения населения, хозяйственно-культурная основа которого /тип/ определялись оседлым, пашенным земледелием. Именно последний фактор обусловил основные, сложившиеся здесь типы расселения: пойменный /вдоль речных русел - направлений массового расселе­ния славянских племен/, надпойменных террас /в результате осво­ения занятых припойменным мелколесьем пространств/, болотный /в регионах обширных, заболоченных ландшафтов/, суходольный /водораздельный, на плато и возвышенностях, пересеченных сухо­путными коммуникациями, связывающими крупные поселения/. В целом, структура расселения, сформировавшаяся на территории Беларуси в IX --XIV веках, типична для восточноевропейского ареала. Ана­логичная имела место в Среднем Поднепровье, среднерусоком плато, Валдайской возвышенности. Вместе с тем, для отдельных ландшафт­ных провинций /регионов/ определились отличительные особенности, продиктованные природными факторами. Так, для региона Полесья, преобладающим явилось расселение пойменного и болотного типов, для Поднепровья преобладающим явилось суходольное, на простран­ствах межпойменных равнин /Оршанско-Кричевская/ Сильно пересе­ченный рельеф Подвинья определил специфику расселения данного региона. Для Понеманья преобладающими являются пойменный тип и надпойменный, с переходом к водораздельному на пространствах Ошмянской, Новогрудской и Волковысской гряд. Отмеченное,только в обратной последовательности, характерно для Центрального ре­гиона.

Крупные реки явились не только ландшафтными осями провин­ций /регионов/, но и древнейшими коммуникациями. Вдоль Припяти и Днепра, Береэины и Птичи тянутся цепи курганных могильников, на столетия зафиксировавших пути движения дреговичей и радими­чей. На берегах, у мест слияния малых рек с крупными, формиро­вались города, являющиеся территориально-политическими и эконо­мическими центрами регионов: Витебск и Полоцк в Подвинье, Орша и Могилев в Поднепровье, Туров, Пинск, Берестье в припятско-полесском регионе, Гродно и Новогрудок в Понеманье, Минск — в Центральном регионе. Таким образом, историко-ландшафтные регионы начинают ассоциироваться не только с конкретной местностью /По­днепровье, Поприпятье/, но во все больюей степени с торгово-ре­месленными и политическими центрами этих земель, городами. Уже в эпоху восточнославянского этнического единства известны такие регионы как Полоцкая земля, Туровская земля, в ХIV--ХVI столе­тиях в древних Актах встречаются земли Берестейская, Пинщина, Случчина.