Смекни!
smekni.com

работа (стр. 1 из 7)

НОУ ДПО Институт Коучинга

Санкт-Петербург

Курсовая работа

Профессиональные границы

в отношениях клиент-консультант:

исследование факторов риска и методы работы с ними

Научный руководитель: Марина Данилова

Студент: Наталья Новицкая

Группа ВГ-6

2008

Цель работы

1. Исследовать факторы в моей работе с клиентами, вызывающие у меня трудность удержания личных границ на сессии и в отношениях вне сессии. Выявить мои типичные ситуации с клиентами, провоцирующие меня на нарушение границ.

3. Исследовать способы работы и подходы старших коллег в трудных ситуациях.

4. Разработать для себя способ самостоятельно обнаружить нарушение границ в момент общения с клиентом и сохранить личные границы корректно, не откладывая работу до момента своей лучшей личной проработанности.

Гипотеза

У коуча складывается работа с теми клиентами, с которыми есть похожесть в структуре психики. Говоря астрологическим языком, в карте Синастрии есть мажорные аспекты к личным планетам, т.е. явная предрасположенность к взаимным переносам и контрпереносам. Использование карты Синастрий дает коучу возможность подготовиться к возможным переносам и контрпереносам еще до работы с клиентом.

Переносы и контрпереносы в процессе работы коуч может обнаружить через свое тело и телом же динамично удерживать личное пространство (удерживание переноса?). Т.е. задействование невербального плана вместе с вербальным дает более высокую эффективность работы над собой как для коуча, так и для клиента за счет синтеза и трансформации энергии переноса сразу на трех уровнях – эфирном, эмоциональном и ментальном.

Введение

Почему меня это зацепило? По нескольким причинам.

Для меня работа с клиентами особенно последние полгода была постоянной проверкой на наличие и устойчивость моих границ коуча и человека. Передо мной постоянно вставили вопросы, какие еще отношения будут корректны между мной и клиентом за рамками коуч-сессий, например, просто дружить как люди?

Предварительно поговорив со старшими коллегами и прочитав некоторые материалы на эту тему, я поняла, что тема работы с переносами или работы в переносах неоднозначно трактуется и используется профессиональным сообществом. Некоторые используют переносы для более глубокой работы, некоторые – стремятся сразу их снимать. Понятно, что неопытному коучу легче попасть в ловушки переносов по причине собственной непроработанности и нехватки опыта. Не один найденный мной этический кодекс (психотерапевтов, консультантов, коучей) не удовлетворил меня описанием прав и границ в работе с клиентом.

Передо мной встал вопрос что делать, когда ты еще недостаточно проработан? Приходят клиенты, которые показывают твои дырки и ковыряют их. Работа с супервизором, конечно помогает. Но часто бывают ситуации, когда работать хочется прямо сейчас, перенос или нарушении границ еще не осознаешь или осознаешь очень смутно, а встреча с супервизором еще не скоро.

Почти все мои клиенты приходили с темой отстаивания личных границ или выходили на нее в процессе работы.

Эти факторы стимулировали мое желание разобраться с этой темой в своей работе.

План работы

  1. Проанализировать все собственные случаи нарушения границ или пограничные случаи, факторы, оказавшие ключевое влияние.
  2. Проинтервьюировать старших коллег на предмет их этических кодексов и способов работы с переносами, а так же отношения с клиентами за рамками сессий, факторы влияния.
  3. Изучить литературу на тему профессиональных границ в работе коуча и клиента.
  4. Применить поученные знания в работе с собой и с клиентами.

Теория

Разговаривая со своими старшими коллегами, читая публикации коуч-консультантов и психотерапевтов, работая с собственными клиентами, я отметила следующее:

1. Социально успешные и реализовавшиеся клиенты все чаще ставят вопрос смысла своей жизни и высказывают неудовлетворенную потребность в дружбе, иногда воспринимая коучей как «духовных наставников» и/или «друзей напрокат». Что согласуется с теорией «быстрых времен» Тоффлера.

2. Вопрос границ в отношениях с клиентами старшие коллеги решают по разному: некоторые работают в переносах (не раскрывая), другие раскрывают сразу или вообще отказываются работать клиентом. Некоторые вступают в сексуальные, дружеские, деловые отношения с клиентами, некоторые – категорически нет.

3. При коротком коучинге, 5 сессий, когда хватает энергии клиента, где идет работа фактически в зоне сильных сторон клиента (взрослые субличности), вопрос границ (время, деньги, регламент, зона и цель работы) обычно легко решается согласованием, а переносы не проявляются и/или не мешают.

4. При длинном коучинге, или при нехватке энергии клиента работа часто выходит в проблемные зоны клиента, где без психотерапии не обойтись (раненные дети), вопрос границ консультант-клиентстких отношений обостряется. По мере «взросления» клиента в психотерапии поднимается разный проблемный материал и консультанта и клиента, и соответствующие ему переносы: божественный, родительский, учительский, сексуальный, спасательский и т.д. Хотя понятно, что риски потери профессиональных границ зависят от уровня проработанности коуча.

Изучая психотерапевтическую и психоаналитическую литературу, я поняла, что вопросы профессиональных границ сейчас активно дискутируются в профессиональном сообществе.

Проанализировав свои сложности в работе с клиентами, я решила разобраться, где здесь мои личные слепые зоны и недостаточность профессионализма, где трудности типичные для профессии коуч-консультанта, а где внешние тенденции, которые меняют ожидания/потребности коуч-клиентов.

Внешние тенденции - «быстрые времена» и «Кентавр» как противоядие «шоку будущего».

Согласно Тоффлеру, жизнь ускоряется с каждым днем. «Принимать участие в зарождающемся супериндустриальном обществе — значит принимать участие в мире, движущемся все быстрее, чем когда-либо». Это требует новой «системы навыков и умений в трех ключевых сферах: умении учиться, умении общаться и умении выбирать».

Тоффлер выделяет 3 группы людей, живущих в «разном времени» – люди прошлого, настоящего и будущего:

«Изучая нынешнее население земного шара, мы обнаруживаем небольшую группу людей, которые еще живут охотой и собирательством, как тысячи лет назад. Другие, их большинство, полагаются …на сельское хозяйство. Они живут во многих отношениях так же, как жили их предки столетия тому назад. Эти две группы вместе составляют около 70% жителей Земли. Это люди прошлого.

Более 25% населения … живут современной жизнью. Они продукт первой половины XX в., сформированные механизацией и массовым образованием, воспитанные на оставшихся в памяти воспоминаниях о сельскохозяйственном прошлом своей страны. Они — люди настоящего. Быстрый темп жизни вызывает у них неприязнь… Принимать участие в зарождающемся супериндустриальном обществе — значит принимать участие в мире, движущемся все быстрее, чем когда-либо, но они предпочитают не участвовать, а бездействуют на собственной скорости.

Оставшиеся 2—3% населения планеты … можно уже сказать, что они живут в будущем. Эти первопроходцы, …они уже формируют международную нацию будущего. …Что отличает их от остальных людей? Разумеется, они богаче, лучше образованы, более мобильны, чем большинство. Они также дольше живут. Их наркотик – постоянные перемещения, путешествия. Но что особенно отличает людей будущего — это то, что они уже попали в новый, ускоренный темп жизни. Они «живут быстрее», чем люди вокруг них.

Тоффлер отмечает уменьшение продолжительности и глубины человеческих отношений - разная скорость развития людей, возрастание количества контактов. Функциональность(модульность) в общении («я покупаю у вас туфли, а не дружбу, не историю вашей жизни и текущие проблемы») с одной стороны спасает психику от перегрузки, с другой – ведет к поверхностности, «замораживанию» и внутренней дезинтеграции.

Это уменьшает шансы для традиционной семьи, любви и дружбы, (временные браки, дружба с понедельника по пятницу). Обостряется потребность близких отношений, с быстрым входом и выходом. Распространяется институт «людей напрокат», растет интерес к интеграционным технологиям, духовным практикам, трансцендентной психологии.

Шок, который испытывают люди от «быстрых времен», приводит к психологическому онемению, к самой реальной опасности, которая подстерегает человечество. Тоффлер называет этот шок «шоком будущего».

Способ справляться с «шоком будущего» Кен Уилбер видит в личном развитие до уровня интеграции эго и тела, т.е. единства организма. «Кентаврическое сознавание – это мощное противоядие миру от "шока будущего".

«Самым важным результатом любой психотерапии, нацеленной на этот уровень, является тонкое, но всеобъемлющее изменение в сознавании человека, который начинает воскрешать кентавра и открывать свое прежнее тождество с ним. Кентавр – это не просто сумма возможностей эго и тела, но целостность, которая намного превосходит сумму частей. Как говорил Ролло Мэй, "ни эго, ни тело, ни бессознательное не могут быть "самостоятельными", но могут существовать лишь в качестве частей совокупного целого. И именно в этом совокупном целом должны иметь свою основу воля и свобода.

Расширенные возможности, присущие только этому "совокупному целому", широко известны под именем самоактуализации (Голдстейн, Маслоу), самостоятельности (Фромм, Рисман) или смысла жизни (Мэй). Уровень кентавра – это высший уровень сознания, к которому стремится Движение за осуществление возможностей человека, экзистенциализм, гуманистическая психотерапия и все те, кто принимает фундаментальную установку на объединение ума, тела и эмоций в единство более высокого порядка, "более глубокое совокупное целое»

Среди существующих подходов к уровню кентавра Кен Уилбер перечисляет: хатха-йога, гештальттерапия, биоэнергетический анализ (в том направление, где комбинируется элементы ноэтического анализа с мощными телесными упражнениями), школа эмпирической психотерапии.