Смекни!
smekni.com

Курс на образование и просвещение Традиции и культурно-массовая работа (стр. 3 из 4)

С 1980-х гг. берет начало новая волна этнологических исследований народов Сибири, вызванная общими политическими и социально-экономическими изменениями в стране и обусловленная сменой идеологической и теоретико-методологической парадигмы в научной сфере. Особенностью этого периода является то, что, помимо работ российских этнологов и антропологов, появляются исследования зарубежных, в т.ч. западных авторов, посвященных анализу истории и современного положения коренных народов Российского Севера с этнологической, социально- и культурно-антропологической и других точек зрения.

Среди современных российских исследований, посвященных эвенкам севера Забайкалья и Читинской области, следует упомянуть ряд работ, написанных за последние два десятилетия. Например, в книге В.М. Булаева «Этнонациональные особенности формирования населения Восточного Забайкалья (социально-географическая

интерпретация)» рассмотрены особенности расселения, миграций, формирования этнического состава и демографического развития населения, в т.ч. эвенкийского, Читинской области [Булаев, 1998]. В работе Д.Д. Мангатаевой «Эволюция традиционных систем жизнеобеспечения коренных народов Байкальского региона», кроме обще-теоретических аспектов трансформаций жизнеобеспечения и экологической культуры, также приводятся отдельные статистические данные по современному социально-экономическому положению рассматриваемых групп эвенков [Мангатаева, 2000]. В коллективной монографии «География Канарского района» описаны природно-климатические условия севера Читинской области, а также данные, в основном, общего характера, по социально-демографическому и экономическому положению эвенков в советский и постсоветский периоды [«География Каларского района», 2002]. Статья социолога Е.В. Карпова, опубликованная в сборнике «Народы Забайкалья: возрождение и развитие», анализирует факторы социальной мобильности эвенков севера Забайкалья и социально-профессиональную структуру эвенкийского населения в 1950-80 гг. [Карпов, 1997]. Среди современных работ отечественных исследователей, посвященных эвенкам севера Читинской области, следует отдельно отметить книгу «Традиционное природопользование эвенков: обоснование территорий в Читинской области», написанную коллективом ученых Читинского Института природных ресурсов [Задорожный, Михеев и др., 1995]. В данной монографии, основанной на проекте выделения ТТЛ в Читинской области, содержатся сравнительно полные сведения по естественной среде обитания, социально-демографическому положению, опыту организации автономии, хозяйственному укладу и природопользованию рассматриваемых групп эвенков в XX в. Результаты исследований, частично охвативших ареал современного расселения эвенков Читинского Севера, также опубликованы в работах двух зарубежных авторов. Так, в книге Г. Фондейл «Gaining Ground? Evenkis, Land and Reform in Southeastern Siberia» [Fondahl., 1998] затрагиваются антропологический и юридический аспекты природопользования забайкальских эвенков. В двух статьях Д. Андерсона содержится анализ постсоветских трансформаций социально-экономического, социально-политического положения и движений эвенков Забайкалья в защиту своих прав в контексте реорганизации экономических структур и индустриального освоения региона [Anderson, 1991; 1992].

Помимо собственно литературы по эвенкам севера Читинской области в диссертационном исследовании также привлечены данные об историческом развитии и современном положении других локальных групп эвенков. К работам, содержащим такие данные и затрагивающим проблемы, аналогичные рассматриваемым в данной диссертации,

относятся исследования В.В. Беликова, Н.Я Булатовой, С.С. Буяхаева, Д.В. Воробьева, В.И. Дьяченко, Н.В. Ермоловой, А.И. Мазина, Д.Д. Мангатаевой, В.П. Кривоногова, М.В. Рагулиной, А.А. Сириной, М.Г. Турова и др. Например, в книге Беликова описаны процессы социально-экономических и культурных преобразований, произошедших в жизни эвенков Бурятии в советский период и в перестройку [Беликов, 1994]. В монографии Сириной анализируется социально-экономическое и этнодемографическое развитие катангских эвенков в XX в. и рассматриваются материальные и духовные аспекты организации среды жизнедеятельности этой этнической группы в прошлом и настоящем [Сирина, 2002]. В работе, авторами которой являются В.С.Золототрубов, В.П. Кривоногое, П.В. Катков и др., описываются демографические, экономические и культурные процессы, протекавшие среди эвенков рассматриваемого региона в советский и постсоветский периоды [«Эвенки бассейна Енисея», 1992].

В диссертационном исследовании современные проблемы эвенков также анализируются в более широком контексте - в контексте КМНС России. Среди современных крупных российских центров, занимающихся этнологическими и антропологическими исследованиями проблем КМНС в целом, можно выделить Институт этнологии и антропологии РАН в Москве, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого и Институт лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге, новосибирский Институт истории, филологии и философии СО РАН и некоторые другие научные учреждения. Например, в работах Лукьянченко, Новиковой, Пивневой, Соколовой, Функа, Харитоновой и других исследователей ИЭА РАН содержится анализ постсоветских трансформаций и тенденций практически всех аспектов современного развития коренных народов Сибири [см. сб. статей «Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований», 1994, «Среда и культуры в условиях общественных трансформаций», 1995, сб. статей «Народы Российского Севера и Сибири», 1999, сб. статей «Этнография народов Западной Сибири», 2000, независимый экспертный доклад «Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», 2004]. Новосибирский коллектив ученых под руководством В.И. Бойко является автором работ по социально-демографическому, социально-экономическому положению коренных малочисленных народов Сибири [см. «Народности Севера: языковые процессы (к концепции развития)», 1987; «Социально-экономическое развитие народностей Севера: программа координационных исследований», 1988, Бойко, Исакова, 1988]. В Санкт-Петербурге в последние годы были опубликованы работы А.А. Бурыкина, Н.Я. Булатовой, Н.Б. Бахтина и других исследователей, посвященные социокультурному развитию, образованию и

проблемам сохранения языков КМНС [например, сб. статей «Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: проблемы сохранения и развития языков», 1997; Булатова, 1999; Бахтин, 2001]. Среди других обобщающих работ и концепций развития КМНС в современных условиях можно отметить исследования М.Н. Борисова, В.М. Курикова, В.В. Мархинина, Ю.Д. Петрова, А.И. Пики. Например, в монографии «Неотрадиционализм на Российском Севере», изданной под редакцией Пики и Прохорова, предлагается «неотрадиционалистская» концепция развития народов Севера в современных условиях и варианты её реализации в сферах государственной политики по отношению КМНС, их правового статуса, самоуправления, традиционного природопользования, форм расселения, социально-бытовой инфраструктуры северных поселков и др. [Пика, 1999]. В социально-экономическом исследовании В.М. Курикова содержится анализ современного положения северных этносов в пространстве новой России, стратегий формирования экономической независимости и моделей взаимодействия хозяйства малочисленных народов Севера с рынком [Куриков, 1999].

Работы западных авторов, посвященные анализу положения коренных народов Российского Севера в советский и постсоветский периоды, были написаны Б. Донахью [Donahoe, 2003], И.О. Хабеком [Habeck, 2003], И. Шантой [Santha, 2003], А. Кингом [King, 2002], Д. Костером [Koester, 2002], Ю. Константиновым [Konstantinov, 2002] и другими антропологами Центра сибирских исследований Института социальной антропологии общества имени Макса Планка [см. сб. статей "People and the Land" Pathways to Reform in Post-Soviet Siberia", 2002; "Max Planck Institute for Social Anthropology Report 2002-2003", 2003]. Среди работ, содержащих критический обзор советской политики колхозного и культурного строительства, а также анализ положения коренных народов Сибири после распада СССР, можно отметить исследования Д. Андерсона [Anderson, 1995], Б. Гранта [Grant., 1995], К. Хэмфри [Humphrey, 2002] и др. Так, в книге Б. Гранта "In the Soviet House of Culture. A Century of Perestroikas" анализируются основные этапы советской национальной политики, идеология и лозунги культурного строительства среди коренных народов Севера, описываются социально-экономические и культурные трансформации, произошедшие на Севере в период перестройки. В работе К. Хэмфри "Marx Went Away - but Karl Stayed Behind" на примере истории двух колхозов Бурятии приведено первое (по крайней мере, в западной литературе) детальное антропологическое исследование социальных взаимоотношений в рамках советской колхозно-совхозной системы [Humphrey, 2001].

Таким образом, следует признать, что к настоящему времени накоплен представительный материал, касающейся советской истории и современных тенденций