Смекни!
smekni.com

«История зеркала» (стр. 2 из 4)

Поэтому неудивительно, что в Средние века хорошее зеркало было предметом ред­костным и ценным: «... золотая и серебря­ная посуда. Между этими богатствами выдавался предмет драгоценный по своей редкости. Это было венецианское зеркало в раме черного дерева, в тридцать три сантиметра вышины и ширины, зеркало, в которое смотрелась Изабелла Баварская. Позднее оно оказывало ту же услугу Маргарите Анжуйской, супруге Карла VII. Хроника не упоминает, чтобы Агнеса Сорель... пользовалась им, но... утверждает, что Людовик XI часто смотрел в это зеркало... От короля к королю это зеркало дошло до Франциска I... Наконец, Екатерина Медичи, которой оно досталось, любила отражать в нем... свои черты...».

Впрочем, уже в те далекие времена стек­лянное зеркало вошло в быт человека.

К концу XVIII — началу XIX в. зеркало по-прежнему оставалось весьма ценным предметом, но даже обычный брадобрей мог себе позволить иметь зеркало больших размеров, чем у коронованных особ Средневе­ковья.

4.2. Метод Ю. Либиха (серебряное зеркало)

В историческом аспекте производство зеркал в известной мере можно рассматривать как показатель развития цивилизации — совокупность развития науки и технологии, эстетических запросов и их материального удовлетворения, коммерческого спроса и предложения. В середине XIX в. благодаря развитию химии в производстве зеркал произошел резкий скачок. Знаменитый химик Ю. Либих в письме к коллеге писал: «Я опять занимаюсь фабрикацией зеркал, благодаря некоторым улучшениям думаю, что можно при­готовить правильные зеркала любых размеров».

В основу метода Либиха была положена реакция восстановления серебра альдегидами (термин «альдегид» также предложил Либих), известная ныне как качественная реакция «серебряного зеркала». Добавляя к раствору нитрата серебра щелочь, Либих получал оксид серебра, который отфильтровывал и растворял в избытке водного аммиака:

gNO3 + 20Н- = Аg2O↓ + 2NOз- + Н2O;

Аg2O + 4NH3 + Н2O = 2[Аg(NН3)2]ОН.

Если к образовавшемуся аммиакату сереб­ра добавить формалин (водный раствор формальдегида) или другое вещество, содержащее альдегидную группу, например глюкозу, и подогреть смесь, то произойдет восстановление металла и на стенках сосуда появится серебряное покрытие:

2[Аg(NН3)2]ОН + СН2O →

→ 2Ag↓ + 3NH3 + H2O + НСООNH4.

Если же в реакционную смесь поместить тщательно отмытую и обезжиренную стеклянную пластину, то блестящий слой сереб­ра образуется и на ней. Если стекло с одной стороны было чем-то защищено, то после удаления защитного слоя получает­ся хорошее зеркало, которое, если изоли­ровать серебряное покрытие от прямого контакта с окружающей средой (например, покрасить или заклеить), будет служить долгие годы.

4.3. Медное зеркало

Химическим путем можно получить не только серебряное, но и медное зеркало. Это несколько более сложный в выполнении (если процесс восстановления прохо­дит не до конца, то наряду с медью осаждается оксид меди(I), при этом покрытие теряет блеск и может легко отойти от стеклянной основы), но красивый и интересный опыт. К раствору медного купороса снача­ла прибавляют глицерин и большой избыток формалина. Затем по каплям добавляют раствор гидроксида натрия и нагревают смесь до 50-70 0С. Если стенки реакционного сосуда достаточно чисты, то на них вскоре может образоваться блестящее медное покрытие.

Химизм этого процесса примерно сле­дующий. Сульфат меди(II) взаимодействует с глицерином с образованием растворимого комплексного соединения, условно:

СuSO4D Сu2+ + SO42-;

Сu2+ + nСН2(ОН)-СН(ОН)-СН2(ОН) D

D [Сu * nСН2(ОН)-СН(ОН)-СН2(ОН)]2+.

В щелочной среде первоначальный ком­плекс разрушается, а образовавшийся глицерат меди находится в равновесии с гидрокеидом меди (II):

Cu*nCH2-CH-CH2 2+D CH2-CH- CH2+

I I I I I I

OH OH OH O-Cu-O OH

+ 2H+ + (n-1)CH2 – CH – CH2;

I I I

OH OH OH

СH2 – CH – CH2 + 2OH-D

I I I

O-Cu-O OH

D Cu(OH)2 + CH2(O-) – CH(O-) – CH2(OH).

Гидроксид меди(II) взаимодействует с формальдегидом, в результате чего образует­ся медное зеркало:

В результате реакции образуется кислота, поэтому для ее нейтрализации по ходу процесса нужно добавлять щелочь, но избегать ее избытка.

4.4. Свинцовое зеркало

При желании можно получить на стекле и свинцовое покрытие, но в качестве зеркала оно будет абсолютно нефункциональным, а вот осажденные покрытия из сульфида свинца (II) дают приемлемые по качеству отражения. Для изготовления такого зеркала надо смешать в чистом стакане растворы соли свинца и тиомочевины, добавить креп­кий раствор щелочи и подогреть. Тиомочевина образует с солью свинца растворимое комплексное соединение, которое в щелочной среде разлагается с образованием суль­фида свинца:

РЬ2+ + nH2N – C(S) – NH2"

[РЬ * nH2N – C(S) – NH2]2+

[РЬ * nH2N – C(S) – NH2]2+" nH2N – C+(H) = NH +
l

S – Pb+

(n – 1) H2N – C(S) – NH2;

NH2C+(H) = NH + 2OH-" NH2C+(OH) – NH2 "

l l

S – Pb+ S – Pb – OH

O

ll

"H2N – C – NH2 + PbS + H2O

Образовавшаяся при разложении свин­цового комплекса мочевина далее гидролизуется до карбоната аммония:

(NH2)2СО + 2Н20 " (NH4)2СO3.

Происходящие процессы можно отобра­зить одной обобщенной схемой:

РЬ2+ + 2OН- + (NH2)2СS + Н2O =

= РЬS$ + 2NН4+ + СО32-.

Практического распространения этот метод не получил, поскольку в результате образуется покрытие черного цвета, не обес­печивающее цветопередачу на отражении. Однако этот опыт красив и познавателен: де­монстрирует, как много стадий процесса и разнообразных химических превращений может скрываться за краткой записью сум­марного уравнения.

5. ЗЕРКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ

Как видим, зеркала бывают разные. В фантастических произведениях И. А. Ефре­мова фигурируют индиевые зеркала: «— По­смотрите на это странное зеркало. — Шат­ров взял металлический диск... С одной сто­роны поверхность диска была... отполиро­вана и очень тверда. Это был прозрачный как стекло слой, под которым виднелся чис­тый серебристо-белый металл... — Металл под пленкой — это индий, замечательный металл».

На водной глади при определенной осве­щенности могут отражаться сказочные зер­кальные двойники: «Белое облачное небо, прибрежные деревья, камыш и лодки с людь­ми и с веслами отражались в воде, как в зер­кале; под лодками, далеко в глубине, в без­донной пропасти тоже было небо и летали птицы).

Зеркальная гладь:

В это время лебедь белая

Оглянула гладь зеркальную

И на небе отражавшемся

Увидала крылья длинные [30, с. 294].

Зеркало затона:

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

С. Есенин. С добрым утром! [31, с. 327]

Озеро-зеркало:

Как длинный стяг перед войной;

И страшный вид передавался

Озер пустынных зеркалам...

Ф. Глинка. Карелия [32, с. 54]

Зеркало реки:

На тысячи небес дробиться,

Чтоб после снова целым слиться

Внизу на зеркале реки...

Тут буду я! Тут, жизнь, теки! [Там же, с. 58]

«Зеркальных» образов создано очень мно­го. Зеркало — это не только блестящая и от­ражающая, но и ровная поверхность, напри­мер ледяная:

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?..

А. С. Пушкин. Осень [16, с. 379]

Зеркало может быть не только ровным, но и кривым, а искажения кривого зерка­ла — весьма часто употребляемая метафора: «Наша сцена, вместо того, чтобы быть зер­калом нашей жизни, служит увеличитель­ным зеркалом для одних лакейских наших».

Зеркальная поверхность может олицетво­рять и чистоту: «Пусто блистала своими ог­ромными зеркально-чистыми комнатами наша просторная казенная квартира».

6. СТАРОЕ, СТАРОЕ ЗЕРКАЛО…

Некоторые литературные фрагменты по­зволяют извлечь и значимую химическую информацию о зеркалах: «Иллюзорной две­рью служило большое зеркало, по своим размерам являвшееся шедевром венециан­ского мастерства. От времени оно приобре­ло изумительный, непередаваемый оттенок глубоких, как бы подземных вод, и все об­разы, в нем возникавшие, были окутаны су­меречным туманом, казались чем-то таинст­венным и далеким. Огни в нем отражались словно затуманенными. Все рисовалось в нем значительным и отдаленным, словно доходящим из глубины потустороннего».

Потускнение зеркала упоминается и Буни­ным: «... когда... веселый отблеск стекла пере­давался в тусклое овальное зеркало, висевшее на стене против двери». Зеркало — туск­лое, хотя стекло сохранило «веселый» блеск. Значит, потускнение связано не со стеклом, а с трансформациями, происходящими в ме­таллическом светоотражающем слое.