Смекни!
smekni.com

Лицензирование предпринимательской деятельности (стр. 5 из 8)

При определенных обстоятельствах, например в случаях изменения имени и места жительства индивидуального предпринимателя либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан в течение пятнадцати дней подать заявление о переоформлении соответствующего документа (не позднее чем через 15 дней) с приложением документов, подтверждающих указанные обстоятельства. Одновременно лицензирующий орган вносит изменения в реестр лицензий. Переоформление осуществляется за плату в размере 100 руб. в течение 10 дней со дня получения заявления лицензиата.

Каким документом может быть подтверждена утрата документа о наличии лицензии, в Законе не указано. Представляется, что осуществление соответствующей деятельности без переоформления документа о наличии лицензии в случае его утраты не может рассматриваться как занятие данной деятельностью без лицензии. Отказ в переоформлении документа Законом не предусмотрен.

Лицензия теряет юридическую силу в случае прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Следует также отметить, что лицензирующие органы имеют право приостановить действие лицензии. Эта мера применяется в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Новым Федеральным законом предусмотрена возможность аннулирования лицензии по решению лицензирующего органа или суда. В основном этот вопрос отнесен к ведению суда. Единственный случай, когда лицензирующий орган может принять решение об аннулировании лицензии, - это неуплата в течение трех месяцев лицензионного сбора. В иных случаях лицензия аннулируется по решению суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, по следующим основаниям:

- если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации;

- если лицензиат в установленный срок не устранил нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии.

По своей юридической природе приостановление лицензии и аннулирование лицензии близки к мерам административного принуждения. Как известно, эти меры подразделяются на административно-предупредительные, меры административного пресечения и меры административной ответственности. В связи с существующими противоречиями в законодательстве невозможно однозначно ответить на вопрос, к какому виду административного принуждения следует относить приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии.[16]

Так, по Таможенному кодексу отзыв лицензии, выданной таможенным органом РФ на осуществление определенного вида деятельности, рассматривается в качестве самостоятельного взыскания. Это взыскание может применяться как дополнительное взыскание к владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения, а также к таможенным брокерам, таможенным перевозчикам или специалистам по таможенному оформлению за нарушение ими таможенных правил, если эти правонарушения совершены в связи с осуществлением указанными лицами деятельности, предусмотренной лицензией.

С точки зрения Кодекса об административных правонарушениях приостановление действия лицензии нельзя рассматривать как административное взыскание. В статье 3.2 Кодекса содержится исчерпывающий перечень административных наказаний, и приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии там не упомянуты.

Однако некоторые авторы, определяя юридическую природу приостановления и аннулирования лицензии, рассматривая эти понятия как административно-правовую санкцию, указывают все же на подпункты 5 пункта 1 статьи 3.2 и статьи 3.8 Кодекса, где среди видов административных взысканий предусмотрено лишение специального права на срок до двух лет.

В юридической литературе приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии нередко относят к мерам административного пресечения. Суть таких мер состоит в принудительном прекращении действий, которые могут повлечь возникновение противоправных событий или состояний.

Можно присоединиться к высказанной в юридической литературе точке зрения, в соответствии с которой «трудно признать правильной позицию законодателя (автор цитаты имеет в виду новый Кодекс об административных правонарушениях), исключившего из системы наказаний отзыв лицензий, не включившего в перечень обеспечительных мер приостановление лицензий. Это большой подарок чиновничеству, системе административного произвола. Отзыв (приостановление) лицензий применяется и будет применяться. Включение отзыва в число административных наказаний означало бы, что такая суровая санкция применяется с соблюдением всех принципов, положений, процессуальных гарантий, закрепленных КоАП РФ (регулирование только законом, применение только судом, соблюдение правил расследования, рассмотрения дел и др.)».[17]

Существующая практика свидетельствует о том, что деятельность хозяйствующих субъектов без лицензии или с нарушением условий лицензирования является весьма распространенной. Естественно, это препятствует нормальному ходу экономических отношений, а для нарушителей могут наступить неблагоприятные последствия в виде ответственности: гражданско-правовой, административной либо уголовной.

Глава 3 Ответственность за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий

Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без такого разрешения, а равно нарушение лицензионных требований и условий является правонарушением и влечет административную и уголовную ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[18] установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Также стоит отметить, что согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ ведение деятельности без соответствующей лицензии будет являться основанием для подачи иска о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке. Такое право предоставлено, в частности, органу, занимающемуся государственной регистрацией юридических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».[19]

Кроме того, деятельность без лицензии может вызвать опасность возникновения последствий, предусмотренных статьей 173 ГК РФ, а именно признания сделки недействительной. При признании сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию (п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126, пп. 2 п. 2 ст. 149, п. 6 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации).[20] Такая точка зрения подтверждается судебной практикой: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 февраля 2006 г. по делу N А29-5879/2005а, от 20 февраля 2006 г. по делу N А29-5875/2005а.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Лицензионные требования и условия установлены положениями о лицензировании конкретного вида деятельности. Нарушение таких требований влечет ответственность, а также приостановление действия лицензии.

Следует отметить, что суд вправе при малозначительном нарушении не применять мер ответственности. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 6 марта 2006 г. по делу N А31-9389/2005-15 указал: «Предприятие ранее к ответственности не привлекалось; вину в совершении правонарушения полностью признало; приняло меры к устранению выявленных нарушений; допущенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства». В связи с этим производство по делу было прекращено.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Указанная норма права говорит о грубом нарушении лицензионных требований и условий. Понятие грубого нарушения должно устанавливаться Правительством Российской Федерации применительно к конкретному виду деятельности. Данное требование введено Федеральным законом № 80-ФЗ, большинство же положений о лицензировании утверждены до вступления указанного Закона в силу и поэтому не содержат понятия «грубое нарушение». Вследствие этого данная норма практически не применяется.

Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание вплоть до приостановления деятельности до 90 суток, что влечет и приостановление действия лицензии.

Необходимо отметить, что статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.