Смекни!
smekni.com

Международное морское право (стр. 6 из 7)

Юридическое понятие континентального шельфа, как оно дано в Конвенциях 1958 и 1982 годов, основы­вается на его геологическом понимании, хотя и не совпадает с ним. А потому следует вначале остановить­ся на геологическом определении. Покрытая водами океана часть материка (континента) является его под­водной окраиной и по своему геологическому стро­ению и рельефу продолжает прилегающую часть суши. За внешней границей подводной окраины материка расположено ложе океана (абиссальная платформа). Подводная окраина имеет, как правило, три части: а) континентальный шельф — подводное продолжение континента, примыкает к суше, характеризуется посте­пенным уклоном дна и небольшими глубинами покры­вающего его моря; б) континентальный склон, в кото­рый переходит континентальный шельф, характеризу­ется резким и значительным уклоном морского дна; в) континентальный подъем (подножье) — возвышение, которое образуется за счет осадочных пород, соскальзываемых с континентального склона.

Под континентальным шельфом понимаются по­верхность и недра морского дна районов, простираю­щихся за пределами территориального моря прибреж­ного государства.

Внешняя граница континентального шельфа, со­гласно Конвенции 1982 года, проходит по внешней границе подводной окраины материка или на расстоя­нии 200 морских миль от исходных линий, если внеш­няя граница подводной окраины материка не прости­рается на такое расстояние. Если же внешняя граница подводной окраины материка расположена за предела­ми 200 морских миль, то внешняя граница континен­тального шельфа устанавливается по линии, которая соединяет фиксированные точки, определенные путем отсчета от подножья континентального склона спосо­бами, закрепленными в п. 4 ст. 76 Конвенции. Такие точки не должны отстоять более чем на 350 миль от исходных линий, от которых ведется отсчет ширины территориального моря, или на 100 миль от 2500-мет­ровой изобаты.

Внешняя граница континентального шельфа за пределами 200 миль устанавливается с помощью спе­циальной международной процедуры, состоящей в том, что данные о границах своего континентального шель­фа прибрежное государство направляет в специальный международный орган — Комиссию по границам кон­тинентального шельфа. Комиссия дает этому прибреж­ному государству рекомендации об установлении внешних границ его континентального шельфа. Установленные на основе таких рекомендаций внешние границы континентального шельфа являются оконча­тельными и обязательны для всех государств.

Прибрежное государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом в целях его раз­ведки и разработки его природных ресурсов. Под при­родными ресурсами понимаются минеральные и дру­гие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также "сидячие виды" живых организмов. Права прибрежно­го государства в отношении разведки и разработки континентального шельфа являются исключительны­ми, а это означает, что без согласия прибрежного государства ни одно другое государство не может прово­дить разведку на нем и разработку его природных ре­сурсов.

Права прибрежного государства на континенталь­ный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. При этом прокладка подводных кабелей и трубопрово­дов, возведение искусственных островов, установок и сооружений могут осуществляться всеми государства­ми с учетом прав прибрежного государства.

Прибрежное государство проводит отчисления или взносы натурой за разработку неживых ресурсов кон­тинентального шельфа за пределами 200 морских миль. Отчисления начинаются с шестого года эксплуатации соответствующего участка континентального шельфа и, повышаясь ежегодно, устанавливаются в конечном счете на 7% стоимости или объема продукции. Отчис­ления или взносы делаются через Орган, который рас­пределяет их между государствами — участниками Конвенции, учитывая при этом интересы и потребнос­ти развивающихся государств.

13. Международный район морского дна ("Район")

Новацией Конвенции 1982 года является введение специального правового режима в отношении междуна­родного района морского дна и его недр за пределами национальной юрисдикции. Район и его ресурсы объяв­лены общим наследием человечества, что применительно к Конвенции означает, в частности, недопустимость для любого государства претендовать на суверенитет или су­веренные права или осуществлять их в отношении Райо­на или его ресурсов, запрещение их присвоения и непри­знание всяких притязании и присвоении, а также то, что все права и ресурсы Района принадлежат всему человече­ству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну (Орган). Под ресурсами понимаются все минеральные ресурсы, находящиеся на морском дне или в его недрах, извлеченные из Района ресурсы рас­сматриваются как полезные ископаемые. Ресурсы не подлежат отчуждению; полезные ископаемые могут быть отчуждены только в соответствии с положениями Кон­венции (ч. XI) и нормами и правилами, установленными Органом.

Поведение государств в Районе должно быть прони­зано стремлением к поддержанию мира и безопасности и содействию международному сотрудничеству и взаимо­пониманию. Район открыт для использования всеми го­сударствами исключительно в мирных целях. Деятель­ность, под которой понимаются все виды деятельности по разведке и разработке его ресурсов, осуществляется на благо всего человечества, но с учетом при этом интересов развивающихся государств. Особый режим Района не затрагивает правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ним.

Деятельность в Районе осуществляется и контроли­руется Органом. Все государства — участники Конвен­ции являются членами Органа. Он имеет Ассамблею — орган полного состава. Совет — 36 членов, избираемых Ассамблеей, Секретариат, состоящий из Генерального секретаря и персонала. Своеобразным органом Органа является Предприятие, которое имеет свой Устав (Приложение IV к Конвенции).

Согласно Конвенции, деятельность в Районе осу­ществляется Предприятием и государствами-участни­ками или государственными предприятиями или физи­ческими и юридическими лицами в случае поручитель­ства за них государства-участника. Деятельность про­водится в соответствии с письменным планом, утверж­даемым Советом. Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе.

Положения ч. XI Конвенции в значительной мере учитывают интересы и нужды развивающихся стран, препятствуют монополизации деятельности в Районе, предусматривают меры защиты интересов стран-экс­портеров, добывающих на своей территории такие же полезные ископаемые, какие извлекаются из Района.

Указанные положения встретили неприятие их вы­сокоразвитыми странами и прежде всего, конечно, США. Сложившееся положение вело к тому, что эти государства не считали для себя возможным стать участниками Конвенции 1982 года, а без их участия претворение в жизнь положений ч. XI Конвенции становилось по крайней мере проблематичным. Чтобы избежать этого, под эгидой ООН были предприняты усилия, которые привели в 1994 году к одобрению Генеральной Ассамблеей ООН Соглашения об осу­ществлении ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Соглашение изменило многие положения указанной части Конвенции, в которых учитывались интересы и нужды развивающихся государств. Если в соответствии с ч. XI Конвенции деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества, то Согла­шение смысл деятельности в Районе сводит к получе­нию прибыли. Основные положения Соглашения яв­ляются отходом от принципов нового международного экономического порядка, в частности, того из них, который процветание развитых стран увя­зывает с развитием развивающихся стран.

14. Урегулирование споров

Конвенция 1982 года значительное внимание уде­ляет урегулированию споров, которые могут возник­нуть при ее толковании и применении. Конвенция исходит из того, что все споры государств-участников должны решаться мирными средствами в соответствии с п. 3 ст. 2 Устава ООН; спорящие при этом могут обращаться к средствам, указанным в п. 1 ст. 33 Устава. Право выбора мирных средств принадлежит сторонам, находящимся в споре. Если выбранные сторонами мирные средства не привели к решению спора, то применяются предусмотренные в Конвенции процеду­ры, в том числе и согласительная процедура по опреде­ленной категории споров. Конвенция предусматривает обращение к таким средствам, как Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд ООН, арбитраж и специальный арбитраж.

Государство при подписании, ратификации, присо­единении или в любое время после этого может путем письменного заявления выбрать одно средство или не­сколько из них; заявления сдаются на хранение Гене­ральному секретарю ООН. Суд или арбитраж сами решают вопрос о компетенции по переданному им спору. Сторонами в споре являются государства. Ими могут быть и другие субъекты права в случаях, специ­ально предусмотренных Конвенцией.

Решения суда или арбитража окончательны и обя­зательны для участвующих в споре сторон и лишь по данному спору.

Международный трибунал по морскому праву со­стоит из 21 судьи, избранного государствами — участ­никами Конвенции из лиц, обладающих высокими мо­ральными качествами и являющихся признанными ав­торитетами в области морского права. Каждый член суда избирается на девять лет с правом переизбрания. Местопребыванием Трибунала является г. Гамбург. Первым российским гражданином, избранным членом Трибунала, стал профессор А.Л. Колодкин.