Смекни!
smekni.com

Местное самоуправление (стр. 3 из 4)

· региональные ассоциации, действующие на территориях одного субъекта Федерации (Муниципальный Союз городов Тюменской области, Ассоциация городов, поселков и сельсоветов Калужской области, Объединение малых городов и районов Владимирской области и пр.);

· ассоциации, специализирующиеся по интересам, роду деятель­ности и пр. (научных, шахтерских, закрытых и других горо­дов), - к примеру, Союз городов-наукоградов, Межведомствен­ная ассоциация закрытых административно-территориальных образований и т.д. Деятельность союзов и ассоциаций объединяет мэров. На их собраниях рассматриваются вопросы, связанные с законодатель­ными документами, а также с деятельностью муниципальных об­разований, с экономикой, финансами и другими современными проблемами.

Таким образом, союзы, ассоциации, товарищества и другие общественные объединения разных уровней являются фунда­ментом становления местного самоуправления, хотя пока каче­ственно слабым.

Участие населения в управлении муниципальными образова­ниями осуществляется и через средства массовой информации. В большинстве городов издаются собственные газеты, работает местное радио, в определенные часы выходят телевизионные программы, действует кабельное телевидение. Это позволяет на­селению обращаться к органам местного самоуправления с во­просами, высказывать свои предложения руководителям и спе­циалистам законодательной и исполнительной власти.

Местные сообщества осуществляют свою власть и через орга­ны местного самоуправления. для реализации этой формы в уч­реждениях исполнительной власти действуют отделы по связям с общественностью. Они проводят консультации, опросы обще­ственного мнения, систематически обобщают их, приглашают группы или отдельных заинтересованных лиц на открытые слу­шания. Местные органы власти предоставляют местному обще­ству через периодические издания, письма, обращения, встречи, собрания и прочее необходимую информацию, представляющую общественный интерес.

К самоуправленческим началам следует отнести наказы из­бирателей, отчеты депутатов, участие населения в постоянных комиссиях. Появились и такие формы участия населения в управ­лении, как митинги, демонстрации и другие массовые выступ­ления.

Таким образом, местное самоуправление - единственный институт власти, непосредственно осуществляемый населением. Местные общности сами создают, избирают и контролируют свои представительные и исполнительные органы власти. Они обеспечивают самостоятельное решение вопросов местного зна­чения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Отмеченные выше формы участия населения в управлении показывают, что децентрализация проходит не только на федеральном, но и на внутрирегиональном уровнях с постепенным укреплением местного самоуправления и повышением активно­сти местных сообществ. Современный институт народовластия только формируется.

2 Мэры по колено

В Госдуму внесен законопроект, позволяющий фактически ликвидировать местное самоуправление в столицах субъектов федерации. Этот документ должен поставить точку в затяжной борьбе губернаторов за контроль над мэрами региональных столиц и встраивание их в вертикаль власти.

Проект поправок к закону "Об общих принципах организации местного самоуправления" подписали члены фракции "Единая Россия" Владимир Мокрый, Алексей Огоньков и Владимир Жидких. Те же депутаты весной вносили в Думу другой законопроект, позволявший изымать у мэров, не справляющихся со своими обязанностями, наиболее важные полномочия и передавать их региональной власти. Но тот документ был подвергнут разгромной критике многими экспертами, обвинявшими его авторов в откровенном нарушении Конституции РФ, декларирующей независимость местного самоуправления от органов государственной власти.
Однако, изучив и обобщив поступившие замечания, депутаты разработали принципиально новый законопроект, в котором максимально учли прозвучавшую критику. Правда, источники "Власти" в Кремле утверждают, что этот документ был спущен в Думу из администрации президента, а депутаты лишь поставили под ним свои подписи. Но сути дела это не меняет. Авторы поправок, кто бы они ни были, нашли изящный способ де-юре соблюсти букву Конституции РФ и Европейской хартии местного самоуправления, но де-факто ликвидировать муниципальную власть по крайней мере на уровне административных центров субъектов федерации.
Законопроект предлагает изменить статью 79 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", в которой прописаны "особенности организации местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге". Эти самые особенности обусловлены тем, что оба города федерального значения являются самостоятельными субъектами РФ, а их мэры, соответственно, не главами муниципальных образований, а губернаторами. Поэтому местное самоуправление в обеих столицах действует лишь на внутригородских территориях (то есть в муниципальных округах или районах), что на практике означает жесткую зависимость от общегородской власти и отсутствие реальных полномочий и финансирования.

Теперь аналогичную схему предлагается распространить на все региональные столицы. Согласно новому проекту, "в административных центрах, столицах субъектов РФ законом субъекта РФ осуществление местного самоуправления предусматривается либо в границах административного центра, столицы субъекта, либо на внутригородских территориях административного центра, столицы субъекта РФ". Понятно, что любой губернатор сделает все, чтобы региональный парламент, принимая соответствующий закон, выбрал именно второй вариант, позволяющий фактически вывести административные центры субъектов РФ из системы местного самоуправления. И тогда управление этими городами перейдет к региональным властям, которые будут самостоятельно определять объем полномочий и финансирования муниципалитетов.

Если региональный парламент примет закон, по которому местное самоуправление будет работать только на внутригородских территориях, ни мэров, ни горсоветов просто не будет",— признался "Власти" глава комитета Госдумы по местному самоуправлению Владимир Мокрый. Кто в таком случае будет руководить городами, он не знает. Но очевидно, что это будет назначенец губернатора — либо глава горадминистрации, утверждаемый областной властью, либо некий представитель главы региона, облеченный всеми полномочиями, которыми прежде обладал градоначальник.

На первый взгляд придраться в новой схеме не к чему — сам факт существования в федеральном законе норм об особом порядке организации местного самоуправления в городах федерального значения "в целях сохранения единства городского хозяйства" особых возражений не вызывал. Правда, глава комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев не раз называл эту систему "наглядным примером полного подавления муниципального начала губернским управлением". Но эти критические выпады особого эффекта не имели.

С другой стороны, местное самоуправление лишь на внутригородских территориях вряд ли сможет обеспечить единство управления городским хозяйством. "В городе есть единый план застройки, единая транспортная система,— сказал 'Власти' вице-президент Конгресса местных и региональных властей Европы, бывший мэр Ижевска Анатолий Салтыков.— Не могут быть в одном районе одни правила, а в другом — другие. Это уже не местное самоуправление". То, что в случае перехода муниципалитетов на внутригородской уровень субъекты федерации отнимут у городов наиболее значимые полномочия, признает и Владимир Мокрый. "Заберут ЖКХ, ремонт дорог, транспорт,— сказал он 'Власти'.— Может быть, оставят благоустройство". Хотя, по его мнению, это не так уж и страшно: у местных властей все равно "нет денег на эти полномочия".

Такой же точки зрения придерживается депутат Госдумы, член думского комитета по местному самоуправлению Георгий Леонтьев: "При ситуации, когда полномочия у мэров есть, а денег нет, но все спрашивают с них, а субъекты не несут никакой ответственности, не вижу от этой поправки большой беды. Хотя и большого эффекта не вижу. Сейчас важно не то, кто выполняет те или иные функции, главное — убедить федеральные и региональные власти, что местному самоуправлению нужны деньги. Когда местные бюджеты формируются на 50%, это не местное самоуправление"

. Есть в Госдуме и противники нового законопроекта, но высказываться они предпочитают анонимно. "Убирать местное самоуправление из региональных столиц, где оно как раз лучше всего работало, нерационально,— сказал 'Власти' один из таких депутатов.— На самом деле это победа противников реформы местного самоуправления в Кремле. Сначала полномочия сельских поселений изымаются в пользу муниципальных районов (и тем самым возвращается советское районное управление), теперь самоуправление отбирается у богатых городов. Все, реформе конец, потому что в губернских столицах его уничтожат сверху, а в нищих селах оно само умрет".

Разумеется, у нового законопроекта будет немало критиков. Так, Вячеслав Глазычев в беседе с "Властью" назвал внесение этого документа в Госдуму безумием, поскольку он отражает не волю губернаторов, а "психологию людей, привыкших получать желаемое". При этом он прозрачно намекнул, что имеет в виду представителей "Единой России", не получивших в ряде регионов на прошедших выборах запланированного большинства голосов. Кроме того, новый документ уже вызвал критику исполнительного директора Конгресса местных и региональных властей Европы Ульриха Бонера, выразившего сомнение в том, что поправки "будут соответствовать Европейской хартии местного самоуправления, поскольку предполагают отказ от выборов мэров". Естественно, недовольны новшествами и подавляющее большинство опрошенных "Властью" мэров