Смекни!
smekni.com

Место и роль христианства в формировании идеологии белорусской государственности (стр. 1 из 4)

Введение

В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, когда люди волею исторических судеб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденными от существующей системы, они зачастую находят утешение и убежище в религии. Наглядное представление об этом дает всплеск интереса к религиозной вере, религиозности, рост религиозного сознания, качественное изменение конфессиональной карты страны.

В республике со своими уставами действуют 149 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение. Имеются такие религиозные организации, как: одна православная и две католические духовные семинарии, православная академия и духовные училища, 21 православный и 8 католических монастырей, 24 протестантские миссионерские организации, 43 религиозных центра и управления (республиканские и областные). Среди них 10 православных и 4 католические епархии. С их учетом численность религиозных организаций достигла 3012.

Данные социологических исследований, проведенных белорусскими социологами, говорят, что верующими считают себя около 50% взрослого населения Беларуси. Среди верующих — более 80% православных; более 10% — католиков; почти 2% — протестантов; 0,2% — мусульман; 0,2% — иудеев; еще около 1% исповедуют другие религии. Но точные цифры назвать невозможно, ибо официальной статистики по данной проблеме нет.

Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связаны с политикой и идеологией государства.

Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы; религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов, выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение. Поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики; фактически исчерпан резерв для дальнейшего роста уровня религиозности белорусов, имевший место в первой половине 90-х годов.

Религиозные организации бывают инициаторами ценнейших нравственных, экологических начинаний, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным. Вместе с тем известны и совершенно иные направления деятельности религиозных организаций, связанные с некоторой конфронтацией по отношению к принятым в обществе порядкам. Некоторые служители культа и группы верующих в обстановке демократии и гласности воспринимают свободу совести как ничем не регламентированную деятельность, как право отвергать любые юридические нормы, не соблюдать законы. Здесь прослеживается переплетение религиозных и национальных моментов, выливающееся в отдельных случаях в антиобщественные проявления.

Изменения в сфере религии и государственно-конфессиональных отношений нашли отражение в законодательстве. В 1992 году в Республике Беларусь был принят демократический закон свободе вероисповеданий и религиозных организациях’, сыгравший свою роль в правовом обеспечении новых отношений между государством и религиозными организациями. Вместе с тем этот закон был принят без серьезной теоретической подготовки, которой объективно не могло быть, учитывая долгие годы научного и законодательного забвения по отношению к религиозным институтам.

Процессы, происходящие в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны в последние годы, коренным образом изменили правовое положение религиозных организаций и верующих.

Место и роль христианства в формировании идеологии белорусской государственности

Приняв православие, наше Отечество, так же как Русь Восточная и Южная, вошла в византийскую цивилизацию, восприняв ее систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений. Христианство, как известно, никогда не было единым, как не была внутренне единой сама Римская империя, в лоне которой оно возникло.

Римская мировая держава изначально делилась на латинский Запад и греческий Восток. Затем она раскололась на Западную империю и Восточную — Византию. В государственно-правовом и военном отношении доминировал Запад, в культурном — Восток. соответственно западная христианская церковь впитала в себя духовное своеобразие Запада, его холодный рассудочный рационализм, агрессивную авторитарность, индивидуализм, натурализм в искусстве. Эти особенности породили затем притязания западной церкви на светскую власть, схоластику, торговлю индульгенциями, догмат о папской непогрешимости и т. д.

Восточная церковь впитала в себя утонченную духовность эллинизма, его спиритуализм, доминанту эмоционального начала, интуитивизм и соборность, символизм в искусстве. Разделение церквей, которое произошло в 1054 г., свидетельствовало, что в Европе сформировались две родственные, но различные христианские цивилизации. Западные варвары, кельты и германцы вошли в католический мир, впоследствии расколовшийся на католиков и протестантов, но сохранивший общий духовный архетип. Славяне и народы Закавказья вошли в лоно восточной православной церкви, также впоследствии расколовшейся на ряд течений, сохранивших, однако, общую духовную основу.

История Беларуси начинается с истории Полоцка, Турова и вхождения западнорусских земель в состав Великого княжества Литовского. Православие постепенно и ненасильственно распространялось в Литве. Даже члены великокняжеской семьи, получая уделы в русских землях, обыкновенно крестились. Были распространены смешанные браки. Однако сам великий князь, опиравшийся в военно-политическом отношении на языческую литовскую знать, неизменно оставался язычником.

К концу ХIУ в. положение изменилось. Стало очевидным, что в христианской Европе языческое государство далее существовать не может, тем более что большая славянская часть подвластных ему земель была христианской, православной. Литва оказалась перед цивилизационным выбором: на Востоке, постепенно высвобождаясь от татарской зависимости, быстро поднималась православная Московская Русь, втягивая в свою орбиту восточнославянские земли Литвы. На Западе выходила из феодальной раздробленности и быстро набирала силы католическая Польша, более многолюдная и богатая, чем редконаселенная, истощаемая противоборством с татарами Россия.

Доминировавшая в Литве языческая знать во главе с великим князем Ягайлой была поставлена перед выбором: православие или католицизм, Москва или Краков? Осенью 1380 г. выбор был сделан, Ягайло с литовской дружиной пошел на Куликово поле на помощь хану Мамаю, а через пять лет в замке Крево близ Сморгони был заключен договор об унии Литвы с Польшей. Польская ориентация литовской знати привела Литву к Кревской унии 1385 г., принятой всего через пять лет после Куликовской битвы. Уния укреплялась династическим браком Ягайло с наследницей польского престола княжной Ядвигой. Сам Ягайло (в крещении Владислав) и вся языческая Литва принимали христианство в его западной, католической форме. С этого момента каталицызм становится государственной религией ВКЛ, а православие лишается покровительства государства.

После заключения унии одно из крупнейших европейских государственных образований, полиэтническое Великое княжество Литовское с православным населением на большей части территории стало католическим государством. Литовские язычники были обращены в католицизм, а феодалы-католики получили все права. Они отныне могли занимать все основные государственные посты, им гарантировалась неприкосновенность земельных владений. На белорусские земли пришли польское право, польская культура, польский язык, которые стали постепенно вытеснять русскую и литовскую культуру, право и язык. В этих условиях измена вере отцов, переход в католицизм, стала означать разрыв с этносом, так как религиозная и этническая принадлежности человека в то время отождествлялись и переживались особенно остро.

Католицизм на белорусские земли пришел из Польши. Например, в Литве католицизм был воспринят как «польская вера», противостоящая «русской вере» — православию. Поскольку по условиям унии полноправными гражданами являлись только феодалы-католики, это не могло не внести раскола в еще недавно относительно веротерпимое литовское общество. Перемена веры неизбежно влекла за собой этнокультурную и языковую ассимиляцию.

Разумеется, это был не одномоментный, а постепенный процесс. На протяжении ХУ—ХУI вв. происходило постепенное превращение политической системы Великого Княжества в окраинный вариант польской государственности.

Во многих отношениях история белорусского этноса и белорусской культуры, возникших на цивилизационной границе между западнохристианским католическим, а после раскола западной церкви и протестантским миром и восточнохристианским православием, была историей цивилизационного противостояния. Начало белорусского этногенеза совпало с превращением католичества в государственную религию Великого княжества Литовского и происходило на фоне непрекращавшейся экспансии на православные восточнославянские земли. С этой точки зрения именно конфессиональный фактор стал определяющим в сложном процессе формирования религиозного содержания идеологии белорусской государственности.

Нельзя сказать, чтобы процесс смены веры наших предков протекал безболезненно и мирно.

Результатом государственной политики второй половины ХУ — начала ХУI в., направленной на укрепление позиций католицизма, стал быстрый рост числа католических приходов. К 1500 г. их число на территории Беларуси достигло 90, а к 1550 г. 152.