Смекни!
smekni.com

Механизм государства (стр. 4 из 8)

Принцип народовластия проявляется в демократической орга­низации го­сударства, республиканской форме правления, при которых носитель суверени­тета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонацио­нальный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и не­посредственно (например, выборы президента и представитель­ных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осущест­вления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Россий­ского государства зиждется на том понимании, что оно – социальное государ­ство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материаль­ных потребностей личнос­ти, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в ос­новах кон­ституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обя­занность государства». Это конституционное требование обра­щено ко всем без исключения органам государства, к каждому государст­венному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одно­часье, но важно, что Конституция гарантирует новый маги­стральный путь развития России.

Принцип федерализма в формировании и деятельности госу­дарственного механизма определяется тем, что Российская Фе­дерация состоит из равноправ­ных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города феде­рального значения, авто­номные области, автономные округа. Во взаимоотно­шениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера­ции равноправны между собой.

Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграниче­нии предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полно­мочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъ­ектов, федеральные ор­ганы исполнительной власти и органы ис­полнительной власти субъектов Феде­рации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федера­ции.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон­ституции РФ органы государ­ственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требо­вания, как: верховенство за­кона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и сво­бод человека и гражда­нина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подза­кон­ных нормативных актов; особая ответственность органов го­сударства и госу­дарственных служащих за обеспечение законнос­ти, прав и свобод граждан, га­рантий от необоснованного привле­чения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений за­кона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совер­шенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие конституционные принципы органи­зации и дея­тельности механизма государства получают свое под­крепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци­пов, закрепляемых в федеральных за­конах. Комплексное выраже­ние эта группа получила в Федеральном законе «Об основах госу­дарственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа раз­деления зако­нодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

-верховенство Конституции Российской Федерации и феде­ральных за­конов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственны­ми служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

-приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо­средствен­ное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

-равный доступ граждан к государственной службе в соответ­ствии со способностями и профессиональной подготовкой;

-обязательность для государственных служащих решений. принятых вышестоящими государственными органами и руково­дителями в пределах их полномочий и на основе законодательст­ва Российской Федерации;

-профессионализм и компетентность госслужащих;

-гласность в осуществлении государственной службы;

-ответственность служащих за принимаемые решения, неис­полне­ние либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанно­стей;

-внепартийность государственной службы; отделение рели­гиозных объединений от государства;

-и некоторые другие.

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочета­ние коллеги­альности и единоначалия, экономичность государст­венной службы. Выполне­ние последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятель­ности государ­ственного механизма как системы государствен­ных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодей­ствии, придают механизму государства необходи­мые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и це­лостность.

3. Орган государства: понятие, признаки и

классификация

Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфичес­кими признаками.

Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридиче­ски закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юри­дически значимые решения и обеспечи­вать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

-порядок формирования и деятельности органа, его струк­тура и компе­тенция (права и обязанности) закрепляются норма­ми права;

-орган государства наделен правом издания юриди­ческих актов, со­держащих обязательные общие и индивидуаль­ные правовые пред­писания;

-установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновре­менно с тем охраняемы­ми от нарушений возможностью примене­ния принудительной силы государства;

-государственный орган опирается на мате­риальное обеспечение своих предписаний, благодаря возмож­ности распоряжаться опреде­ленной частью средств из государст­венного бюджета.

В категории государственно-властного полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, ме­ханизма государства в целом и отдельного государственного ор­гана.

Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязан­ных элементов, образующих понятие государствен­но-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Обладание властными полномочиями – важнейший признак государственного органа.

Государственный орган обладает определенной экономи­ческой и органи­зационной обособленностью и самостоятель­ностью.

Каждый государственный орган сообразно своей компетен­ции, выпол­няет свойственные ему функции. Механизм государ­ства действует через от­дельные государственные органы: функ­ции государства в целом осуществля­ются посредством функций отдельных государственных органов. Государст­венный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.

Для осуществления функций государственные органы рас­полагают необ­ходимыми материальными средствами, говоря словами Ф.Энгельса, «вещест­венными придатками», к каковым можно отнести разного рода материальные ценности и многочис­ленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выпол­няющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства.

Представление о государственном органе было бы непол­ным без указа­ния на то, что его физическим воплощением явля­ются люди, из которых со­стоит данный орган, – отдельное лицо или группа, коллектив: «... существова­ние государственной влас­ти, – писал К. Маркс, – находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, вообра­жение, простое название»[12].

Распространяя на орган государства обязательный признак всякой орга­низации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о фи­зическом воплощении органа государст­ва, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.

Согласно Федеральному закону «Об основах государствен­ной службы Российской Федерации»[13], государственным служа­щим является гражданин Рос­сийской Федерации, исполняю­щий в порядке, установленном Федеральным за­коном, обязан­ности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств фе­дерального бюд­жета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3, п. 1). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Консти­туцией Россий­ской Федерации, признаются настоящим Феде­ральным законом государствен­ными служащими Российской Федерации (ст. 3, п. 2).