Смекни!
smekni.com

«Стиль художественной культуры Рококо» (стр. 2 из 2)

Апофеоз игры и фантазии

Интерьеры и архитектура того времени также об­рели новые черты. Ярким образцом французского рококо стал знаменитый Овальный салон в парижском отеле Субиз, созданный около 1732 г. Жерменом Бофраном и Шарлем Жозефом Натуаром. Это своего рода апофеоз фантазии и театрализованной игры форм. Никогда еще убранство парадных залов не об­ретало столь изящный и грациозный образ.

Мастера рококо, отдавая должное в первую оче­редь декору интерьеров, одновременно придавали им и более интимный, камерный характер. Но они прак­тически не затрагивали архитектурную композицию фасадов и конструктивную сторону старой архитекту­ры. Таков известный дворец

Сан-Суси в Потсдаме, воз­веденный Георгом Кнобельсдорфом в

1745-1747 гг. Эта резиденция прусского короля - одноэтажный, со­всем небольшой дворец с невысоким куполом, обиль­но украшенный фигурами кариатид и атлантов. Раз­мещенные по фасаду между окнами, они придают дворцу необычайно нарядный вид. Капризная игра форм, легкость, декоративность умножают впечатле­ние архитектурного образа. Но главным все же стано­вится живописный, капризный и уютный интерьер, в котором даже парадные залы уподобляются будуару. Отсюда исчезло все массивное, строгое и серьезное. В оформлении комнат появляются криволинейные, иногда асимметричные формы.

Выдающимся сооружением рококо стал прелест­ный дворец Амалиенбург в Нимфенбургском парке, построенный в 1734-1739 гг. под Мюнхеном талант­ливым французским архитектором Франсуа Кювилье. Очень скромное по размерам сооружение, можно сказать, парковый павильон для интимного уедине­ния создан в строгом французском вкусе. На этот раз очень скупой декор фасада составляют рустованные стены, дополнением к которым служат изогнутые кар­низы и круглые ниши с бюстами.

3ато интерьеры Амалиенбурга представляют со­всем иное зрелище. На смену более темным цветам и пышной, тяжелой позолоте барокко приходят свет­лые тона - нежно-розовые, голубые, зеленые, с боль­шим количеством белых деталей. К тому же архитек­тор дворца так насытил все его пространство декором, покрыв сплошным ковром лепных украшений стены и часть потолка, что кажется, будто стены находятся в каком – то непрерывном, беспокойным движении.

3десь же большие зеркала, создающие игру при­зрачных отражений, живописные панно в позолочен­ных рамах сложного рисунка. Усиливают впечатление изящной роскоши вычурные асимметричные картуши на наличниках дверей.

Неудержимая игра поражает. 3десь слышатся пряный аромат любовной игры, фривольные забавы их обитателей, кажется, здесь царят Вакх и Венера. В планировке особняков теперь все подчиняется удобствам. Жилая часть нередко отделяется от парадной, появляются дополнительные коридоры для изолирования помещений. В их декоре обычно используются лепные узоры, завитки, рокайли, маски - головки амуров, всевозможные рельефы и живописные панно (десюдепорты).

Таково изысканное убранство Малого Трианона, выстроенного в Версале зодчим Жаком Габриелем в 1763-1769 гг. и рождающего иллюзию беспечного рафинированного мирка. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, причудливые завитки в интерьере впечатляют своей расточительной роскошью, лег· костью и сказочным изобилием и контрастируют с относительно строгим внешним видом здания.

Как правило, такие дворцы были окружены живописными парками, где можно было побродить, наслаждаясь свежестью затейливых фонтанов, ароматом благоухающих цветов и пением «райских» птиц. Кажется, здесь все предназначалось для блаженства и услады души.

Интересно, что стиль рококо был весьма популярен в центральной Европе вплоть до конца XVIII века, тогда как во Франции интерес к нему ослабел уже к концу 1760х гг. На смену аристократической эстетике шел новый, буржуазный, более упрощенный художественный вкус.

К этому времени стиль будуаров стал восприниматься как символ легковесности, и его начинает вытеснять торжественный неоклассицизм.

Вместе с рококо эффектно уходила ста· рая дворянская эпоха, создавшая свой неподражаемый мир утонченной изысканности.

Используемая литература

Газета «Искусство» издательского дома «Первое сентября»

№1 (313), 1 -15 января 2005 г.