Смекни!
smekni.com

. Поэзия «женской души» (стр. 2 из 2)

Робкий снег, невесомый, пушистый.

И звенит просветлённо-искристый,

Легкокрылый твой смех.

Этот снег непременно растает.

Но уже отступили дожди…

Я – девчонка. И ты – молодая.

Всё ещё впе-ре-ди…

Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности.

Тропы почти в каждой строке, и от этого такое небольшое по объёму, оно становится необыкновенно нежным, проникновенным. Это и понятно, ведь оно посвящено самому дорогому человеку – маме. Любовь, ласку поэтесса выразила через градацию эпитета. Седина, этот естественный результат времени, назван

сначала «робким снегом», потом – «невесомым», потом – «пушистым». И вовсе

не антитезой седине является смех мамы. Он такой же невесомый, как и снег на

волосах, только автор подбирает ещё более точные слова: легкокрылый, звенит,

искристый. Для Ирины Анисимовой мама никогда не будет старой, очень ей хочется, что бы всё было «впе-ре-ди…»

Но есть стихи о детстве как о безудержной поре веселья, озорства, как об особенном мире:

Мы, детвора, утаптывать горазды

В сарае сено – только подавай.

Летит навстречу – это ли не праздник! –

Душистый, тёплый сена каравай.

Или вот одно из самых ярких на эту тему:

Мы думали, что лето улетело.

А сколько сразу лета набралось,

Где солнышко пронизывает тело

И сколько ветра в волосы вплелось!

И клевер, васильки и медуницы.

И лук в обед, и сладкий-сладкий сон.

И небо голубое сквозь ресницы,

И из глубин земли идущий звон.

А сено поднимает нас всё выше.

И кажется нам: полное чудес,

Вот-вот проломит это лето крышу,

И будет снова лето – до небес!

Сколько беззаботства, сколько добра, света, праздника и летнего тепла выплёскивается с этих строк на читателя!.. Обилие метафор, олицетворений, сравнений, использование местоимения «мы» - всё это призвано окунуть прочитавшего в детство, заставить ещё раз пережить то, что мы начинаем забывать.
Но даже в самых весёлых стихах о детстве проступает какая-то грусть, что

вполне понятно, ведь детство не вернёшь, и остаётся только вспоминать («Памяти детства»):

Подбежала калитку закрыть.

Вдруг из комнаты – Григ или Моцарт? –

Как открытие, музыка льётся,

Чтобы к месту меня пригвоздить.

Нет, не шелест листвы и не плеск

Тихих волн – сразу море и лес.

Восхожденье, тревоги…Каскад

Чувств и мыслей. Смятенье и лад.

И прощальная песнь журавлей,

И смиренье девятого вала…

- Ирка! Где ты пропала? Скорей!

Мы играть собрались в «вышибалы».

Мяч – об землю – и снова в руках.

И из круга игрок вылетает.

Лето. Воля. Пора золотая.

Очень близко – не в дальних веках…

Сочетание лексики разных языковых стилей («музыка льётся, прощальная

песнь, каскад чувств, пора золотая» – с одной стороны и «к месту пригвоздить, Ирка, «вышибалы», вылетает» – с другой) очень характерно для поэзии Анисимовой. В данном стихотворении это сочетание (именно сочетание, а не противопоставление или средство создания какого бы ни было контраста) призвано как можно точнее отразить отношение поэтессы к детству, его место в жизни не только автора, но и любого другого человека, сделать поэтическое произведение как можно более понятным как в его содержании, так и в форме выражения.

Тема детства у Ирины Анисимовой очень тесно переплетается с темами родины, природы, включает в себя постоянное упоминание о родных поэту людях («Бабе Липе», «Сено», посвящённое родителям, «Маме», «Бабушке» и некоторые другие). Оно и понятно, ведь детство и родина понятия неразрывные, а при-

рода для поэта – это та атмосфера, которую он чувствует как никто другой, и какое детство, какая родина без неповторимой для каждого родной природы?..

Показательно в этом отношении стихотворение «Два августа», в котором эти понятия переплетаются как нельзя ярко и поэтично:

Дом был тихий.

Крыльцо, палисадник.

Ночью в окнах – кленовые грозди.

За околицей падали звёзды.

И вздыхала корова в ограде –

Без хозяйки, в пригляде соседки…

Утром чистым кленовая ветка

Звонким золотом вся залилась.

День начался – и я

родилась.

Снова август – пора звездопада…

Мама, мама, прости, дорогая:

Я доверчивая, но другая.

И печалиться, мама, не надо,

Что счастливой себя называю

Этим августом, тот забывая…

Сердце к жизни грядущей открыто,

Слёзы счастья дрожат на ресницах…

Мама, мама, ничто не забыто:

Всё меняется,

всё повторится.