Смекни!
smekni.com

по концепции ф-11 «естествознание» (стр. 6 из 8)

К2 – Контрольная работа

В отличие от теста контрольная работа (К2) состоит из 3–5 задач расчетного характера. Рекомендуется отличать К2-ЭУМ базового уровня, в которых в задачах используются лишь простейшие формулы на одно действие, и К2-ЭУМ повышенного уровня, в которых можно использовать и более сложные задачи на несколько действий.

В ЭУМ данного типа рекомендуется использовать единственный тип интерактивных заданий:

Название

Краткое описание

Типичные случаи использования

Ввод числа[9] Пользователю предлагается ввести число в поле ввода Универсальный тип расчетного задания для контрольной работы, который можно использовать во многих ситуациях

Свойства аттестационных ЭУМ

Пользователь решает задания ЭУМ по очереди, вводя ответ и нажимая кнопку «Проверить». Результат проверки может сразу же выдаваться на экран (в зависимости от замысла автора). Результатом проверки является стандартная выбираемая наугад фраза «Правильно»/«Верный ответ» или «Неверно»/«Неверный ответ»/«Неправильно» и т. п.

Чтобы перейти к следующему заданию, пользователь должен нажать стандартные «Вперед» или «Назад». Пользователь может пропустить задание, вернувшись к нему позже, или не решать его вообще.

Тестовые задания и задачи контрольных работ нельзя «проходить» несколько раз, учащийся может сделать только одну попытку.

Каждый аттестационный ЭУМ выставляет учащемуся автоматически оценку по результатам прохождения ЭУМ. По умолчанию, за каждое правильно решенное задание учащийся получает одно и то же количество очков, однако автор может указать распределение начисляемых очков по заданиям дополнительно. За нерешенные задания учащийся получает 0 очков (однако автор может указать, что за неверно решенные задания очки должны сниматься – это позволяет, например, избежать «угадывания» в тестовых заданиях на выбор вариантов ответа).

Результат выполнения тестовых заданий передается в OMS-плеер. В любой момент времени он доступен на экране при помощи специальной страницы с журналом (по желанию эту возможность можно запретить).

Способ выставления оценки (за сколько очков какую оценку ставить) по умолчанию следующий:

Оценка

Доля очков от максимального количества

5

[80 %; 100 %]

4

[60 %; 80 %)

3

[40 %; 60 %)

2

[0 %; 40 %)

Автор ЭУМ может предложить свое распределение очков.

По желанию автора любая оценка может сопровождаться общей рекомендацией, например, «Вернитесь к изучению модуля «Тепловые циклы»» или «Теперь вы можете приступить к изучению модуля «Тепловые двигатели». Эти рекомендации выдаются учащемуся после того, как он ответит на все задания, или нажмет кнопку «Закончить».

Параметризация заданий

Многие задания (порядка 20 % от общего количества), входящие в состав того или иного ЭУМ, подлежат параметризации. Это означает, что некоторые численные данные в этих задачах будут при каждом появлении на экране новыми. Так, у одного из учащихся некоторое задание может быть сформулировано как «Какая сила действует на тело массой 1 кг, если она сообщает ему ускорение 1 м/с2?», а другого учащегося та же самая задача может выглядеть как «Какая сила действует на тело массой 4 кг, если она сообщает ему ускорение 2 м/с2?».

При параметризации задач соблюдаются ряд правил (например, параметризации не подлежат константы, порядок значений параметризуемых физических величин должен оставаться в разумных пределах, ответы должны получаться «красивыми» и т. п.).

Практические ЭУМ

П1 – Лабораторная работа

Типичная лабораторная работа представляет собой интерактивную модель с заданием к ней. Интерактивная модель может демонстрировать какое-либо природное явление, хотя, чаще она изображает какой-либо технологический процесс, устройство, экспериментальную установку или исторический опыт. Задание может быть оформлено различными способами:

  • интегрировано внутрь модели;
  • оформлено в виде текста-инструкции (что нужно делать) рядом с моделью;
  • оформлено в виде дополнительных вопросов (лучше – интерактивных), на которые можно ответить, поработав с моделью. Каждое задание может находиться как на одном экране с моделью (обычно, если нужно считывать какие-либо данные с экрана модели), так и на отдельном экране (обычно, если нужно сделать какие-либо выводы после работы с моделью).

П2 – Виртуальный мир

В отличие от лабораторной работы (см. выше), в которой деятельность учащегося регламентируется достаточно строгой последовательностью действий, Виртуальный мир предполагает полную свободу действий учащегося. Задача учащегося – исследовать какой-либо объект или процесс в окружающем мире, используя разнообразные датчики, после чего ответить на ряд вопросов. В процессе ответа на вопросы учащийся может вернуться к виртуальной установке для проведения дополнительного исследования.

Суть этого типа ЭУМ проще понять на нескольких конкретном примере:

  • Полет сквозь Солнце. Учащийся летит на своеобразном космическом корабле от Земли до находящейся с ним в противостоянии Венере, пролетая по дороге сквозь Солнце. Многочисленные датчики на космическом корабле позволяют наблюдать, как изменяются в зависимости от расстояния до нашего светила различные физические величины – ускорение свободного падения, уровень радиации, величина электрического и магнитного поля, плотность потока заряженных частиц и т. п.

ЭУМ данного типа достаточно малочисленны ввиду сложности разработки программной части.

П3 – Творческое задание

ЭУМ типа Творческое задание представляет собой творческое или исследовательское задание для учащегося. Обычно для выполнения задания нужно использовать интерактивную модель или анимацию, которая входит в ЭУМ; иногда для выполнения ЭУМ нужно воспользоваться внешними модулями (например, поисковой системой Яndex).

Во многих случаях само творческое задание не может быть проверено автоматически; результаты работы учащегося принимает учитель. Однако, компьютер может помочь, задав учащемуся в конце выполнения ЭУМ несколько вопросов для самопроверки.

П4 – Игровое задание

Структура ЭУМ типа Игровое задание схожа с лабораторной работой и творческим заданием (см. выше). Как правило, основой ЭУМ такого типа является интерактивная модель. Учащиеся должны выполнить игровое задание.

Контролируемым параметром может являться:

  • время, затраченное на выполнение задания;
  • количество «уровней» или пунктов задания, пройденных за отведенное время.

Ряд параметров может контролироваться учителем, например:

  • относительный результат прохождения задания (по сравнению с другими учащимися);
  • победа (в том случае, если ЭУМ предполагает одновременную работу нескольких учащихся за одним и тем же компьютером).

Наконец, игровое задание может не проверяться вовсе.

Для того, чтобы лучше понять концепцию ЭУМ данного типа, приведем пример:

Ядерный детектив. Задача учащегося – определить при помощи минимального количества вопросов элементарную частицу. Набор вопросов стандартный для всех частиц, но достаточно большой (какая масса, какой заряд, участвуют ли в каких-то реакциях и т. п.).

П5 – Самостоятельная работа

Этот тип ЭУМ очень похож на аттестационные ЭУМ (см. выше). Он может включать в себя либо набор тестовых заданий (аналогично ЭУМ типа «Тест»), либо набор расчетных задач (аналогично ЭУМ типа «Контрольная работа»).

В отличие от аттестационных ЭУМ, учащийся может пытаться решать эти задания сколько угодно раз. Итоговая оценка за прохождение ЭУМ этого типа по умолчанию ставится в соответствии с замыслом автора. По желанию автора оценка может сопровождаться общей рекомендацией, например, «Вернитесь к изучению модуля «Тепловые циклы»» или «Теперь вы можете приступить к изучению модуля «Тепловые двигатели». Эти рекомендации выдаются учащимся после того, как он ответит на все задания, или нажмет кнопку «Закончить».

П6 – Практикум по решению задач

Практикум по решению задач по внешнему виду похож на ЭУМ типа «Контрольная работа» (см. выше), но имеет ряд важных отличий.