Смекни!
smekni.com

Обеспечение гражданского иска и возможной конфискации имущества (стр. 4 из 4)

Наложение ареста на ценные бумаги не применяется для ограничения неимущественных прав их владельцев. Например, арест акций не ограничивает права акционера по участию в акционерных собраниях и органах управления акционерного общества. Для таких ограничений в целях пресечения процессуальных правонарушений обвиняемого используется временное отстранение от должности или мера пресечения (ст. 97 УПК).

При применении наложения ареста ценные бумаги следует учитывать гражданское и гражданско-процессуальное законодательство, регулирующее оборот ценных бумаг (ГК; ФЗ от 22.04.1996 (ред. от 17.05.2007) N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"; ФЗ от 11.03.1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе"; ФЗ от 29.07.1998 (ред. от 26.04.2007) N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"; ФЗ от 11.11.2003 (ред. от 27.07.2006) N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" и др. нормативные акты).

Ценные бумаги - это документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении (ч. 1 ст. 142 ГК).

В соответствие с гражданским законодательством к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги, части двойного складского свидетельства, простое складское свидетельство и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 143, 912 ГК).

Сертификат ценной бумаги - это документальная (вещественная) форма ценной бумаги, удостоверяющая права ее владельца. Законодательством предусмотрены сертификаты акций, депозитные, сберегательные. Ценная бумага, представленная в виде сертификата является документарной. Наложение ареста на сертификат ценной бумаги означает и арест собственно ценной бумаги.

Арест документарных ценных бумаг (представленных в виде "бумажного" документа) налагается по месту их нахождения. Бездокументарные ценные бумаги (зафиксированные в специальном реестре в том числе в виде электронной базы данных - ст. 149 ГК) арестовываются по месту учета прав владельца этих бумаг. Это может быть место нахождения: акционерного общества (другого эмитента), профессиональных участников рынка ценных бумаг (регистраторов и депозитариев) или номинального держателя ценных бумаг (например, брокера). См. Закон РФ от 22.04.1996 г. "О рынке ценных бумаг"; Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2.10.1997 г. N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг".

В судебных стадиях исполнение постановления о наложении ареста на ценные бумаги должно осуществляться в соответствие со ст. 82 ФЗ "Об исполнительном производстве". По аналогии установленные в нем правила могут применяться и в предварительном расследовании.

Принадлежность ценных бумаг обвиняемому (подозреваемому) или другому гражданскому ответчику устанавливается записью в самой ценной бумаге (именной или ордерной). Владелец ценных бумаг на предъявителя устанавливается по общим правилам доказывания. При этом сомнения толкуются в пользу фактического держателя ценной бумаги.

Не подлежат аресту ценные бумаги на предъявителя, находящегося у третьего лица - добросовестного приобретателя (ч. 3 ст. 302 ГК). Добросовестный приобретатель - это лицо, которое приобрело ценные бумаги, произвело их оплату и в момент приобретения не знало и не могло знать о правах третьих лиц на эти ценные бумаги, если не доказано иное (ст. 2 ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Арест ценных бумаг на предъявителя допускается, когда доказано одно из следующих обстоятельств: а) они принадлежат обвиняемому (подозреваемому) или иному гражданскому ответчику; б) третье лицо - фактический держатель бумаг на предъявителя - знало или должно было знать, что ценные бумаги приобретены преступным путем; в) третье лицо получило их безвозмездно (ч. 2 ст. 302 ГК). Если третье лицо еще не оплатило ценную бумагу на предъявителя, но должно ее оплатить, то оно все равно считается добросовестным приобретателем, так как момент перехода права собственности определяется моментом передачи бумаги, а не временем оплаты.

Если ценная бумага на предъявителя обладает признаками вещественного доказательства (ст. 81 УПК - например, является предметом хищения, орудием преступления), то она изымается вне зависимости от места нахождения с помощью следственных действий (обыска, выемки, осмотра) или истребования.

В протоколе о наложении ареста на ценные бумаги по возможности фиксируется ряд дополнительных сведений, указанных в ч. 3 ст. 116 УПК. Кроме этого в протоколе целесообразно указать рыночную стоимость ценных бумаг, так как она определяет количество бумаг, подлежащих аресту.

При наложении ареста на ценные бумаги и его исполнении часто требуется применение специальных познаний, в связи с чем целесообразно участие специалиста.

Документарные ценные бумаги могут быть переданы на хранение владельцу ценных бумаг, либо изъяты и переданы на хранение специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию. Бездокументарные ценные бумаги передаются на хранение депозитарию.

Копия постановления о наложении ареста на ценные бумаги, протокола о наложении ареста направляются эмитенту, держателю реестра ценных бумаг и депозитарию.

В настоящий момент не существует специального закона, регулирующего порядок операций с ценными бумагами, на которые наложен арест. Операции производятся по общим правилам с учетом ограничений, установленных ст. 82 ФЗ "Об исполнительном производстве" и Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 934 "Об утверждении Порядка наложения ареста на ценные бумаги". При этом запрещаются операции, затрудняющие обеспечение гражданского иска и возможной конфискации имущества.

Арест ценных бумаг не препятствует совершению эмитентом действий по их погашению, выплате по ним доходов, их конвертации или обмену на иные ценные бумаги, если такие действия предусмотрены условиями выпуска (правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом или ипотечным покрытием) арестованных ценных бумаг и не запрещены постановлением о наложении ареста на ценные бумаги. О совершении указанных действий эмитент (управляющая компания, управляющий) незамедлительно сообщает органу расследования или судебному приставу-исполнителю. Полученные в результате конвертации или обмена иные ценные бумаги считаются находящимися под арестом на тех же условиях, что и ценные бумаги, арестованные по постановлению о наложении ареста, если это не противоречит целям наложения ареста.

Иные операции с арестованными ценными бумагами возможны по разрешению органа, ведущего процесс.

Конфискация в качестве меры уголовно-правового характера (ст. 104.1 УК) может применяться в отношении имущества, полученного в результате совершения преступных действий или являющегося доходами от этого имущества либо использовавшегося или предназначавшегося для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), Если это имущество обнаружено при производстве следственных действий, то оно подлежит аресту (п. 3.1 ст. 82 УПК).

Вместе с тем, суду (который отнюдь не занимается обнаружением имущества при производстве следственных действий, и, следовательно, не связан требованием п. 3.1 ст. 82 об обязательном наложении на это имущество именно ареста) целесообразно прибегать к аресту в целях обеспечения конфискации не всегда, а лишь в отношении недвижимого имущества, денежных средств и иных ценностей, находящихся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также ценных бумаг либо их сертификатов. Дело в том, что в законах, регулирующих исполнение соответствующими организациями принудительных мер в отношении указанных объектов, в качестве юридического основания таких мер обычно называется именно решение о наложении ареста на имущество. В остальных случаях судье, как правило, незачем дублировать уже состоявшееся на предварительном расследовании признание имущества вещественным доказательством (ч. 2 ст. 81) еще и наложением на него ареста. Ведь, ценности, изъятые при производстве следственных действий, после их осмотра и производства других необходимых следственных действий и так сдаются на хранение в банк или иную кредитную организацию либо могут храниться при уголовном деле, если индивидуальные признаки денежных купюр имеют значение для доказывания (п. 4 ч. 2 ст. 82 УПК).


Список использованной литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс].

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2008 г. № 246-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Давыдовой Елены Викторовны на нарушение ее конституционных прав третьей статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Система Консультант Плюс [Электронный ресурс].

3. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный (под общ. ред. А.В. Смирнова). 4-е издание, дополненное и переработанное. 2007 г. // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс].

4. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев). - "Юрайт-Издат", 2007 г.

5. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов (под ред. К.Ф. Гуценко). - "Зерцало", 2005 г.