Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к урокам литературы Гречишникова Марина Анатольевна (стр. 5 из 7)

Тютчев тоже не остался равнодушен к стихам своего последователя. В стихотворении «Иным достался от природы…» он сопоставляет свой поэтический дар с талантом Фета:

Иным достался от природы

Инстинкт пророческий слепой –

Они им чуют, слышат воды

И в темной глубине земной…

Великой Матерью любимый,

Стократ завидней твой удел –

Не раз под оболочкой зримой ты самое ее узрел…

  1. В чем, по мнению Тютчева, особенность поэтического дара каждого из художников слова?
  2. Сравните стихотворения Ф.И. Тютчева «Весна» (Как ни гнетет рука судьбины…) и А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»

- Какие жизненные реалии отражены в этих стихотворениях? Как использованы их образы в стихотворениях поэтов?

- Мысль или чувство они рождают прежде всего? Какую мысль? Какое чувство?

- А.С. Пушкин в «Евгении Онегине», пародируя приверженность Владимира Ленского к романтизму, так характеризует поэтические опыты своего героя:

Он пел разлуку и печаль,

И нечто, и туману даль,

И романтические розы;

Он пел про дальние страны,

Где долго в лоне тишины

Лились его живые слезы…

Розы, слезы, луна, тишина – непременные атрибуты поэзии тех, кто, по выражению Пушкина, пишет «темно и вяло». Банальные рифмы часто возникали в бездарных стихах графоманов, современников Пушкина. Есть «розы – слезы» и в сравниваемых стихотворениях. С какой целью используют их поэты?

- Проследите, как функционируют образы, составляющие эту рифму, в произведениях Тютчева и Фета?

- Обратитесь к синтаксическим особенностям анализируемых стихотворений. Как своеобразие поэтического дара каждого из художников слова влияет на синтаксис стихотворения?

- Каково значение «высокой» лексики в этих стихотворениях?

- Определите тип каждого из лирических текстов.

- Проанализируйте особенности лирического сюжета обоих стихотворений.

- К какому виду лирики (пейзажной, философской, любовной) вы отнесете эти произведения?

- Насколько «зримым» является пейзаж этих стихотворений?

- Докажите, что оба стихотворения представляют по жанру лирику мысли.

- В чем основное различие философской лирики Тютчева и философской лирики Фета? (Используйте категорию «сознательное - бессознательное».)

Творчество Фета и Тютчева традиционно сопоставляют, поскольку они жили в одно время и оба немало писали о природе и о любви. Но внешнее сходство обманчиво – художественные миры поэтов глубоко различны.

4. Сделайте самостоятельно, опираясь на алгоритм анализа стихотворного текста, полный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «CACHE - CACHE».

CACHE – CACHE

Вот арфа ее в обычайном углу,

Гвоздики и розы стоят у окна,

Полуденный луч задремал на полу:

Условное время! Но где же она?

О, кто мне поможет шалунью сыскать,

Где, где приютилась сильфида моя?..

Волшебную близость, как бы благодать,

Разлитую в воздухе, чувствую я.

Гвоздики недаром лукаво глядят,

Недаром, о розы, на ваших листах

Жарче румянец, свежей аромат:

Я понял, кто скрылся, зарылся в цветах!

Не арфы ль твоей мне послышался звон?

В струнах ли мечтаешь укрыться златых?

Металл содрогнулся, тобой оживлен,

И сладостный трепет еще не затих.

Как пляшут пылинки в полдневных лучах,

Как искры живые в родимом огне!

Видал я сей пламень в знакомых очах,

Его упоенье известно и мне.

Влетел мотылек и с цветка на другой,

Притворно-беспечный, он начал порхать.

О, полно кружиться, мой гость дорогой!

Могу ли, воздушный, тебя не узнать!

(1826 г)

Алгоритм анализа стихотворного текста:

  1. Определение жанра – чистая лирика, лирика мысли, ролевая лирика, описательная, повествовательная.
  2. Выявление лирического сюжета – переживания.
  3. Тема стихотворения.
  4. Идея.
  5. Истолкование названия.
  6. Анализ композиции.
  7. Характеристика образов.
  8. Характеристика лирического героя.
  9. Анализ картин и ситуаций, вызвавших переживание.
  10. Организация поэтической речи: размер, ритм, паузы, рифма.
  11. Анализ строфики.
  12. Лексика. Специальные изобразительные средства.
  13. Поэтический синтаксис.
  14. Анализ фонетического строя речи.

Вопросы для анализа:

* Какое впечатление у вас вызвало это стихотворение?

* Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании? (радостное, беззаботное) Как передано это мировосприятие?

* Проанализируйте «свет», «звуки», «запахи», которыми наполнено стихотворение. Какими средствами достигается «игра света», «звучание» стихотворения?

* Состоялась ли встреча?

* Чем объяснить шутливый, игривый тон стихотворения?

* Какой вы представляете возлюбленную поэта?

* Что означает название стихотворения? (В переводе с французского – прятки.)

* Найдите характерные для Тютчева эпитеты. Какова их роль?

* Найдите в тексте сравнение. В чем его необычность?

* Согласны ли вы с утверждением, что глаза в любовных стихах Тютчева – главная деталь? Ответ обоснуйте.

* Как в стихотворении появляется Она? Какие изобразительные средства использовал автор?

* Какое место, по-вашему, это стихотворение занимает в любовной лирике поэта?

Цель анализа – воспитать внимательное отношение к поэтическому слову, сформировать читательский вкус, развить навыки выразительного чтения.

Контрольное задание:

Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть, постарайтесь передать игривость, легкость и беззаботность полудетских отношений.

5. Проанализируйте стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога» - стихотворный размер, лексику, синтаксис, композицию стихотворения; сформулируйте основные мотивы этого стихотворения и укажите его связи с другими стихами поэта.

О маленькой поэме «Железная дорога» существует обширная литература (К.И. Чуковский. Н.Н. Скатов).

Стихотворение написано в 1864 году. В его основу положены факты, связанные со строительством в 1842 – 1851 году Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург, то есть еще во время существования крепостного права. Некрасов, несомненно хотел подчеркнуть, что и после освобождения положение народа мало в чем изменилось: тот же нечеловечески тяжелый труд, те же невыносимые условия, в которых приходилось работать, тот же произвол всякого рода подрядчиков, десятников и проч. Но самое главное – поэт решил воспеть героический труд народа и показать, кто же является истинным созидателем материальных ценностей, в том числе и железных дорог.

Стихотворение начинается с пейзажной зарисовки. Пейзаж этот очень поэтичен. Как отмечает в своей статье Н.Н. Скатов, «чего стоит природа, зовущая выспаться, не спать, а именно выспаться. По-мужицки усталый человек хочет уйти в природу, отдохнуть не для того, чтобы «в истине блаженство находить», а просто… выспаться».[1]

Некрасов поэтизирует непоэтизировавшееся: пни и моховые кочи, лед, словно тающий сахар. Удивительно просты и точны его эпитеты: листья желты и свежи, силы уставшие, ночи морозные. Осень, изображенная Некрасовым, увидена глазами русского человека и воспринимается по-народному, по-мужицки. За этой простотой – родимая Русь! Слова «Всюду родимую Русь узнаю» придают стиху возвышенное звучание.

Всему придает таинственность и фантастичность лунное сияние. Мерный стук колес, наводящий на размышления, успокаивающий, умиротворяющий, передан разностопным дактилем с усеченными стопами. В третьей и четвертой строфах этот темп ускоряется. Словно пробудившись от сна (думы) лирический герой вступает в полемику с генералом: поэт возвращает нас к эпиграфу стихотворения. А дальше начинается сказка-сон Ванюши, вызванная рассказом попутчика. Дактиль передает не только стук колес, он позволяет представить качающиеся в лунном сиянии толпы мертвецов, которых видит за окном Ваня под воздействием неторопливого повествования попутчика, увидеть смену картин за стеклом (как на экране телевизора; великолепная режиссерская находка Некрасова, если можно так сказать).

Первая и вторая части стихотворения едины. Многие склонны видеть между ними контраст:

Нет безобразья в природе…

Значит есть безобразье где-то еще, в чем-то другом – в жизни крестьян, например. Стихотворение написано не столько ради того, чтобы показать эти «безобразья». На мой взгляд, эта маленькая поэма – гимн трудовому народу многонациональной России, восхищение его силой духа, стойкостью. Именно на этом примере воспитывает Ваню (новое поколение) поэт-рассказчик.

Образ России угадывается уже в первых строчках стихотворения. Кроме того, Некрасов широко использует фольклорные мотивы, народную речь, обороты, встречающиеся в фольклоре: косточки русские (вспомните сказки и былины), сказка о царе Голоде. Мужики, строители железной дороги, пришли

С Волхова, с матушки-волги, с Оки,

С разных концов государства великого…

Как сразу расширяются границы стихотворения (представьте панорамные съемки, как в батальных сценах в «Войне и мире», или сопоставьте с масштабностью «Слова о полку Игореве»). И снова дактиль, который передает страшное гипнотизирующее пение. «Топот и скрежет зубов» слышны благодаря аллитерации:

… «В ночь эту лунную

любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Вторая часть – многоголосие. К хору мертвецов присоединяется голос автора, слова рассказчика, обращенные к Ване (мальчик не говорит, но мы видим его реакцию на происходящее):

«Стыдно робеть, закрываться перчаткою, ты уж не маленький!» - говорит ему попутчик.

Из толпы выхвачен «высокорослый больной белорус». Фигура его словно вырастает из лунного сияния (крупный план). Некрасов детализирует портрет с помощью эпитетов: