Смекни!
smekni.com

Организационно-правовые основы нотариальной деятельности (стр. 2 из 3)

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» устанавливается, на каких принципах не может основываться деятельность нотариата. Так, в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан исключительно на основе общности их интересов (статья 30 Конституции Российской Федерации, статья 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Обязательное членство занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условие занятия указанной профессией не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (статьи 19, 30 и 37 Конституции Российской Федерации), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.

Считаем необходимым не обойти вниманием и вопрос взаимоотношения нотариата с иными органами.

Нотариат традиционно принято относить к правоохранительным, юрисдикционным органам, которые призваны осуществлять защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Легальное определение понятий «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность» отсутствует, поэтому многие авторы включают в систему правоохранительных органов и органы, оказывающие юридическую помощь, в частности - нотариат.

В силу публично-правового предназначения нотариат действительно имеет ряд отдельных признаков, которые можно сопоставить с иными формами организации и деятельности так называемых правоохранительных структур. Однако нотариат как правозащитный институт имеет принципиально отличительные от иных правоохранительных органов черты. Во-первых, это организационная структура и способ финансирования: публичность, корпоративность по профессиональному признаку, самоуправление и самофинансирование. Во-вторых, у нотариата отсутствует главный признак правоохранительных государственных органов – метод принуждения. Нотариус не может применять к обратившемуся лицу дисциплинарные, уголовные или административные меры воздействия.

Как мы уже отмечали выше, нотариат наиболее тесно связан с судом, поскольку выполняет сходные с обязанностями суда задачи - охрану субъективных прав граждан и организаций. Главное различие между судом и нотариатом состоит в том, что суды в основном разрешают споры о праве, а предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела. Кроме того, органы нотариата не используют состязательную форму процесса, а удостоверяют права и юридические факты, как правило, на основании письменных доказательств.

Если следовать понятийному ряду Конституции РФ (п.«л» ст.72), то становится очевидным, что все органы, так или иначе охраняющие права граждан и юридических лиц, разделены на 4 группы: судебные и правоохранительные органы; адвокатура, нотариат. То есть нотариат, равно как и суды не включены в правоохранительные органы. При этом все указанные органы рассматриваются в учебном курсе «правоохранительные органы», и в связи с этим часто происходит путаница.

Тем не менее, для себя мы определили следующий перечень правоохранительных органов, данный авторами О.А.Галустьяном и А.П.Кизлык:

Итак, к правоохранительным относятся семь государственных органов:

- судебные;

- прокуратура;

- органы безопасности;

- органы внутренних дел;

- органы по контролю за оборотом наркотиков;

- таможенные органы;

- органы юстиции.

Этот перечень, по мнению авторов, является исчерпывающим.

Все иные государственные и негосударственные органы, занимаются скорее не правоохраной, а правоприменением. Правоприменительные органы (содействующие правоохране) разделяются на две подгруппы: государственные и негосударственные. К первым относятся налоговые и иные финансовые органы, судебно-экспертные учреждения, нотариальные органы, органы записи актов гражданского состояния. Ко вторым – органы судейского сообщества, третейские суды, товарищеские суды, адвокатура, частный нотариат, частные детективные и охранные службы, негосударственные судебно-экспертные учреждения.

Итак, нотариат не является одним из правоохранительных органов. Нотариат применяет право, тем самым содействует правоохране.

В настоящее время отмечается недостаточный уровень двустороннего взаимодействия между нотариатом и иными правоохранительными органами государства. Между тем, как отмечают специалисты центра нотариальных исследований, от совершенствования его форм и методов не в последнюю очередь зависит снижение общей криминальности гражданского оборота и их основы – отношений собственности. В целом, обязанность нотариусов контролировать соблюдение некоторых административных правил не противоречит нотариальной функции, когда они обеспечивают «прозрачность» и юридическую чистоту, совершаемых юридических действий или направлены на защиту более слабой стороны в правоотношении.

В качестве одной из перспективных форм сотрудничества между нотариатом и правоохранительными органами можно назвать борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем. Представляется, что позитивной является распространенная мировая практика вменения нотариусу в обязанность сообщать компетентным органам государства о юридических операциях, относительно которых имеются обоснованные подозрения считать, что они направлены на отмывание преступных доходов. В то же время, государству не стоит переоценивать возможности нотариусов в данной сфере: в силу природы нотариальной деятельности нотариусу сложно знать происхождение денежных средств, которые используются в легализуемых им сделках и иных юридических действиях[9].

Не вызывает сомнений, что нотариальная профессия чрезвычайно важна для гражданского оборота и интереса государств в нем. Однако некоторые компетентные органы государственной власти не осознают в должной мере публично-правовую сторону нотариальной профессии. В частности, такому положению вещей способствуют взаимные обиды и непонимание в двух системах – нотариата и государственной системы органов регистрации юридических фактов. Между тем, следует исходить из принципиально различных функций нотариата и таких органов. Если первый предназначен гарантировать правомерность гражданского оборота, то вторые обеспечивают режим публичности осуществления гражданских прав и связанную с этим возможность противопоставления зарегистрированного права третьим лицам, не являющимися сторонами юридического действия. Говорить о перекрещивании компетенции в такой ситуации вообще не приходится. Другое дело критиковать законодателя за выбор им модели, в которой гарантии правомерности наиболее значимых юридических действий на стадии их совершения полностью отсутствуют.

Интересны взаимоотношения нотариата с иными юридическими профессиями, в частности с лицами, оказывающими представительские услуги. В настоящее время рынок юридических услуг явно несимметричен, во всяком случае, с точки зрения признаваемой в России континентальной правовой системы. Сегодня адвокаты и иные представители оказывают юридические услуги не только в связи с возникшим спором о праве и судебным процессом, но и в обычных условиях гражданского оборота. Ввиду отсутствия у таких профессий специального правового статуса (качеств публичности) и особой системы контроля за профессиональной деятельностью, а равно исключительного режима имущественной ответственности, говорить о приоритетности обеспечения объективной правомерности правовых связей для таких лиц не приходится. При этом, естественно, не может быть и речи о каком-либо принудительном, административном вытеснении других юридических профессий из данного сектора рынка. Однако известное разграничение «компетенций» возможно как на условиях межкорпоративных соглашений, так и элементарного выхода нотариальной профессии из «тени» на рынок представительских услуг.


ПРИМЕНЕНИЕ НОТАРИУСОМ НОРМ ИНОСТРАННОГО ПРАВА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ.

Статья 104. Применение норм иностранного права

Нотариус в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами применяет нормы иностранного права.

Нотариус принимает документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершает удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации.