Смекни!
smekni.com

Организованная преступность (стр. 1 из 11)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЧЕСКОЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.. 7

1.1. Основные подходы к организованной преступности. 7

1.2. Организованная преступность и ее связь с рецидивной и профессиональной 17

1.3. Рост организованной преступности в связи с социально-экономическим положением в стране. 23

ГЛАВА 2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ – УЧАСТНИКА ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППИРОВКИ.. 31

2.1. Понятие личности преступника и классификация преступников. 31

2.2. Особенности психологического исследования личности преступника 35

2.3. Методика изучения личности преступника. 38

2.4. Практическое значение криминологического анализа личности преступника 43

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ... 50

3.1. Предупреждение и пресечение организованной преступности, криминологическая и уголовно-правовая профилактика. 50

3.2. Органы, осуществляющие борьбу с организованной преступностью и их взаимодействие. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 61

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема имеет актуальность в научном и практическом отношении, вызывающие до сих пор неоднозначные подходы к ее проблематике со стороны ученых и практиков.

Организованная преступность – исключительно опасное явление, которое в нашей стране не встречает, большому сожалению, адекватного противодействия со стороны государства.

Актуальность этого социально-криминологического явления прежде всего обусловлена свойственным ей характером, исключительной степенью общественной опасности, наличием структурной организации и целями, для достижения которых она возникла.

Острота данной проблемы требует серьезного исследования и изучения. Процесс исследования организованной преступности необходимо проводить полно и объективно; анализировать причины и условия; формы проявления и сферы влияния; тенденции и цели; прогнозировать характер и степень общественной опасности последствий.

Такое тщательное исследование позволит разработать и реализовать специальные меры противодействия, что в конечном итоге благотворно послужит оздоровлению целого круга общественных отношений, которые, к сожалению, на сегодняшний день находятся под пятой организованной преступности.

Еще в 1986-1989 гг. организованной преступности были посвящены несколько заседаний криминологов, на которые были приглашены специалисты по уголовному праву, процессу, криминалистики и другие ученые.

Если в начале стоял вопрос: существует ли организованная преступность, то к 1987 г. сомнений уже не было. Да и как можно отрицать эту проблему, если она с каждым голом растет и в настоящее время переживает пик своего роста.

Надо отметить, что организованная преступность стала предметом специального криминологического учения сравнительно недавно. Вывод о ее существовании и был сделан в начале 80-х годов научными сотрудниками Всесоюзного института по изучению причин о разработке мер по предупреждению преступности, в НИИ МВД СССР, Омской высшей школы милиции, осуществляющими криминологические исследования независимо друг от друга. Затем исследования оргпресупности стали проводить координативно: органами Прокуратуры, МВД и КГБ и их научными учреждениями. В результате были изучены уголовная статистика за 5 лет, материалы более 500 уголовных дел о преступлениях уголовных групп.

На возникновение организованной преступности в РФ среди ученых и практиков имеются две точи зрения:

1. Организованная преступность появилась в 80-90-х годах.

2. Организованная преступность, существующая в царской России, и при советской власти и выражалась, прежде всего, в наличие шаек и банд.

Направленность их зависела от конкретной социально-экономической ситуации и обеспеченности населения. В основном она состояла из общеуголовных преступлений в основном корыстной направленности, таких как кражи, разбойные и бандитские нападения.

Внедрение в деятельность правоохранительных органов в 60-80-е годы политика волюнтиристого лозунга «о возможности полного искоренения оргпреступности в СССР» и якобы достигнутая практически полная ликвидация профессиональной организованной преступности в стране принизили роль государственных правоохранительных органов в борьбе с преступностью и извели служебную деятельность оперативных аппаратов до простейших форм и методов. Из ведомственных документов исключились такие понятия как «вор в законе», «Уголовно-бандитствующий элемент», «Бандформирование». Хотя на самом деле лидеры преступных групп продолжали социально нарождаться и криминально существовать. Правоохранительные органы редко применяли статью 77 и 77.1 УК РСФСР, которые предусматривали уголовную ответственность за бандитизм и организацию преступных группировок. При любых вариантах возбуждения уголовного дела по этим статьям требовалось информировать центральные правоохранительные органы письменным сообщением. Таким образом, борьба с организованной преступностью велась уголовно-правовыми инструментами, применяемыми к групповой преступности.

В начале 90-х гг. главари и активные участники преступных формирований воспользовались неблагоприятными социальными тенденциями, формированием рыночных отношений, отсутствием надежной правовой базы, развернули противоправную деятельность.

Ими стимулировалась пропаганда населения вседозволенности и лжеморали, блатного жаргона, преступных обычаев и традиций, опыта зарубежных мафиозных структур.

Одним из наиболее существенных регуляторов этих криминогенных процессов явилось распространение среди молодежи в 90-х гг. группировок рэкетиров и проституции. Лидеры и активные участники организованной преступности умело культивируют криминальную идеологию применительно не только к криминальному, но и нормальному образу жизни, оправдывая преступную деятельность, возглавляемых ими преступных общностей.

Постоянно поддерживаются и – коррумпированные связи. При этом значительная часть коррумпированных лиц остается безнаказанными. Во-первых, из-за пробелов в законодательстве; во-вторых, судебной практики; определяемой в целом ряде случаев, с подачи лидеров и активных участников организованной преступности из-за страха перед последними или связей с ними. Анализ государственной статистики показывает, что с 1988 г. судами ежегодно за совершения наиболее распространенного вида коррупции – взяточничество осуждается менее половины должностных лиц, выявленных и изобличенных органами дознания и следствия.

Около 90% преступных организаций и сообществ создали финансово-коммерческие учреждения и организации для легализации преступных доходов.

Вместе с тем в результате шантажа бизнесменов, руководителей предприятий со стороны главарей организованной преступности и их подручных а также неблагоприятной финансово-экономической ситуации, непомерного налогового прессинга примерно 55% капитала в экономике и 80% голосующих акций перешли в руки преступных кланов.

По сведениям таких бизнесменов от 30 до 50 % предпринимателей работают на преступные формирования. Объемный анализ показывает, что мафиозные структуры контролируют в России около 400 банков и бирж.

Также мы делаем акцент в своей работе на проблему борьбы с организованной преступностью. Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и организацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место занимают уголовно-правовые, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и некоторые другие меры, которые должные быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. Речь идет о специальных мерах, ибо здесь основной объект работы – это сами организованные преступные формирования и уже не отдельные преступления, а их сложная и разветвленная преступная деятельность. При этом решающая задача пресечение движения и легализации преступных капиталов.

Несмотря на определенные изъяны деятельность системы подразделений по борьбе с организованной преступностью, во многих регионах страны только она противостоит организованной преступности и в бандитских ее проявлениях, и в экономических, и в коррупционных.

Государственный подход к кропотливой работе в сфере борьбы с организованной преступностью предполагает принятие федеральных законов «О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с преступностью», а также сейчас среди ученых-правоведов и юристов-практиков давно зреет идея создания в России самостоятельной федеральной службы по борьбе с организованной преступностью[1]. Высказывается мысль, что будет способствовать более активной наступательной работе, выявлению и ликвидации наиболее опасных организованных преступных формирований, а также эффективному пресечению коррупции в верхних эшелонах власти.

Для достижения общественно полезных целей в борьбе с организованной преступностью и посвящено данное исследование.

1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

1.1. Основные подходы к организованной преступности

Организованная преступность – это общественно опасное социальное явление, характеризующееся тесным смыканием уголовного мира с теневыми экономическими структурами, создающее с помощью коррупции систему защиты от социального контроля. Проявляющее себя в деятельности устойчивых преступных сообществ, обладающих иерархическим организационным построением и сплоченностью, занимающихся совершением преступлений как промыслом, контролирующих источники противоправных, а также отдельных видов правомерных доходов на территориях или сферах социальной практики.

Организованная преступная группа имеет простейшую иерархию. Как правило, она включает в себя главаря или группу главарей, активных участников и соучастников – исполнителей, а также пособников, способствующих осуществлению преступных замыслов. В отдельных случаях в нее могут входить коррумпируемые должностные лица, которые, как правило, обеспечивают безопасность главарям и членам формирований. Организованность и сплоченность членов преступной группировки придают устойчивость криминогенному формированию, а вооруженность холодным и огнестрельным оружием приводит к превращению его в банду.