Смекни!
smekni.com

Организованная преступность в России: история и современность (стр. 2 из 4)

Этнические сообщества имеют большое влияние в крупных городах России, особенно в Москве. Самыми активными этническими группировками России являются грузинская, чеченская, азербайджанская, татарская, армянская, курдская, цыганская. Далеко не все эти сообщества равнозначны в своих интересах, структуре, методах действий, сфере интересов, но есть у них и общие черты. Во многих городах России имеются диаспоры упомянутых национальностей.

Некоторые сведения о числе преступных групп, имеющих признаки организованности, по СССР стали собираться с 1986 года. За 1986-1988 гг. было выявлено 2607 таких групп, которые совершили около 20 тыс. преступлений, в том числе 218 убийств и 285 разбойных нападений. Около 50 групп были глубоко законспирированы и действовали в течение трёх лет и болею

Системные сведения об организованной преступности в России имеются с 1989 года.

1989 г. 1990 г. 1992 г. 1995 г. 1998 г. 2002 г.

Общее число групп 485 785 4 352 6 691 9 059 9 223

Численность групп

3 человека 301 359 - - - -

от 4 до 10 человек 170 365 850 1 641 1 670 1 599

свыше 10 человек 14 214,7 79 151 210 378

длительность

существования групп

до 1 года 213 510 - - - -

от 1 до 5 лет 80 214 868 1 628 2 391 3 120

свыше 5 лет - 8 5 11 24 10

Наличие связей

международных - - - 363 310 298

межрегиональных 39 81 1 388 1 065 1 110 1 010

коррумпированных 6 38 721 857 798 719


2. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности

Существует множество различных определений организованной преступности. Выделим лишь некоторые из них.

Долгова А. И. считает, что организованная преступность – это сложная система организованных преступных формирований с их широкомасштабной преступной деятельностью и созданием для такой деятельности наиболее благоприятных условий. В эту систему вовлечена немалая часть населения, и по существу организованная преступность представляет собой альтернативное общество со своей экономикой, социальной и духовной сферами, своими системами управления, безопасности, формирования молодого поколения, судами, своей внутренней и внешней политикой[[3]].

Бурлаков В. Н. и Сальников В. П. считают, что организованная преступность – это относительно массовое, устойчивое, иррегулярное общественное явление, выражающееся во множестве совершённых и совершаемых преступлений преступными формированиями[[4]].

По мнению Малкова В. Д., организованная преступность – это целостная совокупность организованных преступлений, поскольку именно отдельные преступления могут быть групповыми, организованными[[5]].

Данное обстоятельство вызывает необходимость анализа ее криминологических признаков с учетом уголовно-правовых норм.

Организованная преступность характеризуется совершением преступлений группой лиц, в соучастии. Однако не всякое групповое преступление и не всякая преступная группа являются организованными. Такая группа может признаваться организованной, если она обладает признаками организации, то есть наличием определенной цели (в данном случае преступной), организационной структуры с разделением функций участников, информационного и иного ресурсного обеспечения, некоторых иных характеристик.

Следовательно, организованная преступность предполагает противоправную деятельность различных преступных организаций. Однако степень их организованности может быть различной, что и предопределяет возможность выделения отдельных видов организованных преступных формирований.

Организованные преступные группы – это устойчивые объединения лиц со специфическими криминальными навыками, связями, опытом, создаваемые для систематического совершения тождественных или однородных преступлений. В подобных группах, как правило, участвуют лица, преступная деятельность которых основана на их специальных познаниях, опыте и навыках, носит устойчивый характер и является источником средств существования. Деятельность таких групп составляет начальную, наиболее простую, первичную форму организованной преступности.

Сплоченные организованные группы и их объединения – это входящие в преступные сообщества постоянно действующие устойчивые образования с разветвленной иерархической структурой, включающие относительно автономные и дифференцированные по функциональной роли объединения преступников, деятельность которых координируется и направляется единым управленческим органом (единоличным или коллегиальным). Их целью является совершение тяжких или особо тяжких преступлений.

Преступные сообщества – это наиболее опасный вид преступных формирований, включающих ряд сплоченных организованных групп или их объединений, характеризующихся многоступенчатой системой управления, высоким уровнем конспирации и защиты с помощью коррупционных связей. Их основными чертами являются такие, как: устойчивость, сплоченность, масштабность преступной деятельности, наличие «третейского» суда, оказание помощи лицам, совершившим преступления. Данные сообщества, как правило, монополизируют отдельные виды преступной деятельности в сфере «теневой» экономики и легальной хозяйственной (включая кредитно-финансовую) деятельности, а также в сфере оказания легальных и нелегальных услуг в масштабах отдельных регионов либо отраслей народного хозяйства.

В зависимости от направленности преступной деятельности, условий, в которых она протекает, способов формирования различные преступные образования распределяются на следующие виды:

· действующие на определенной территории и совершающие общеуголовные преступления;

· базирующиеся на определенной территории, занимающиеся, кроме общеуголовных, преступлениями в сфере экономики, финансов и т. п.

Отечественные криминологи не едины в подходе к понятию и показателям организованной преступности. Так, Гуров А. И. вводит в качестве обязательного её показателя наличие коррумпированных связей с работниками правоохранительных и других органов государственной власти[[6]].

Организованную преступность как общественное явление и как криминологическое понятие следует отличать от организационных форм совершения преступления. Последние в реальной действительности могут быть самыми различными и могут именоваться по-разному: партии, армии, фронты, шайки, воры в законе, мафия и т. д.

Хотя и принято считать, что ежегодно организованными преступными группами (оценивая их деятельность, только и можно с известной долей условности делать выводы об особенностях организованной преступности) совершается около 1,4% от всех преступлений (3,1% от числа тяжких), фактически их доля, по мнению экспертов, достигает 20%. Темпы же прироста организованной преступности составляют до 10% в год.

Следует выделить следующие криминологические характеристики организованной преступности:

1. Активное включение в организованную преступность коррумпированных чиновников. Коррупция получает широкое распространение в условиях экономической и политической нестабильности, являясь, с одной стороны, предпосылкой, а с другой - одним из проявлений организованной преступности, средством ее прикрытия. В общей структуре коррумпированных лиц в настоящее время наиболее велика доля работников министерств, комитетов и властных структур на местах (свыше 40%). Не случайно 70% выставляемой на торги на аукционах недвижимости попадает в руки заранее намеченных лиц, а инвестиции из государственного бюджета зачастую идут в коммерческие организации, действующие под прикрытием преступных сообществ. В отдельных регионах преступные элементы фактически подчинили себе легальные органы власти. Подкупленные чиновники оказывают содействие каждой седьмой-восьмой преступной группировке, а те тратят на оплату их услуг от 30 до 50% криминальных доходов. Имеются попытки повлиять на ход расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами.

2. Криминализация экономических отношений. Изменения, происходящие в экономике, новые формы экономических отношений наряду с положительными результатами неминуемо приводят к созданию крупных преступных сообществ, контролирующих отдельные сферы экономики, промышленного производства, бытового обслуживания в различных регионах страны. Особую угрозу представляют контрабанда стратегического сырья и фондируемых материалов, незаконная торговля оружием, банковская преступность, в том числе отмывание средств криминального происхождения. Экспансия организованной преступности в экономику приобрела угрожающие масштабы.

Так, в настоящее время в криминальный бизнес включены более 40 тыс. предприятий, государственных и коммерческих организаций; 70-80% приватизированных предприятий и коммерческих банков, большинство торговых организаций обложены поборами.

Значительным полем деятельности для организованной преступности является кредитно-банковская система. Распространяются такие преступления, как хищения денежных средств, наносящие государству огромный ущерб, ложное банкротство и т. п. Широко используется преступниками получение комиссионных (в размере 10-20%) при распределении вне аукционов централизованных банковских кредитов. Преступные группировки и находящиеся под их контролем организации и фирмы не ослабляют внимания и к операциям с ценными бумагами.