Смекни!
smekni.com

К. Э. Циолковский ракетно-космическая техника и мировая политика (стр. 1 из 5)

Космонавтика даст людям горы хлеба и бездну могущества
К.Э. Циолковский

РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА


Расновский А.А. (ИЦ им. Келдыша), Короткий Ю.Г. (ГКНПЦ им. Хруничева), Лиознов Г.Л. (НПО «ЭНЕРГОМАШ»).

ВВЕДЕНИЕ

Темой статьи является по сути содержание эпиграфа. Но "практической" космонавтике уже почти полвека, а никаких признаков исполнения мечты Циолковского не видно. Современная ракетно-космическая техника (РКТ) не соответствует грёзам Циолковского и не может решать актуальные задачи человечества. Например, предотвратить деградацию цивилизации.

На памяти людей отсутствует трагический опыт глобальной деградации, но об упадке и гибели великих цивилизаций древности все что-нибудь слышали ещё в школе, а развал СССР произошёл у нас на глазах. Большинство населения и, что особенно опасно, – лиц, принимающих решения (ЛПР), относятся к неотвратимо надвигающимся глобальным проблемам с неоправданным оптимизмом и психологически не готовы осознать близость этой угрозы, хотя она грозит гибелью сотен миллионов людей и повсеместными разрушениями в течение ближайших десятилетий.

В наше время человечеству угрожают две возможные причины деградации: мировая ядерная война и неустойчивость развития. Если первая как-то, преодолевается международными договорами, то для второй этого недостаточно и нужны более действенные меры, включая новые технологии. Созданная ООН в 1983 году Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (ВКОСР или комиссия Брундтланд) в 1987 году опубликовала доклад, в котором видимо заранее составленное оглавление содержит раздел: "Космическое пространство: ключ к долговременному развитию" (термина"устойчивое развитие" ещё не было – его определение дано в этом докладе). Но в тексте доклада раздел назван иначе: "Космическое пространство: ключ к глобальному управлению". Это адекватно современным возможностям ракетно-космической техники, ориентированной в основном на военные задачи – разведку, межконтинентальную доставку боеголовок. А из мирных лишь на информационные: связь, мониторинг Земли, полеты к планетам, астрономия и т.п., да ещё "пробирочные" технологические эксперименты на орбите. Всё это не создаёт экономический потенциал для "рыночного" развития РКТ. Такое название соответствует гегемонистской политике США.

При разумном использовании имеющихся Российских технических средств и ядерных материалов, ядерное разоружение придаст космонавтике новые возможности, которые – при содействии мирового сообщества, – облегчат переход к устойчивому развитию цивилизации. Лидерство России на этом новом пути человечества обеспечит немалые "дивиденды" – и политические, и экономические. Но для этого надо не упустить важнейший этап – период выбора направления действий

На первых парламентских слушаниях Комиссии Государственной Думы 3-го созыва по проблемам устойчивого развития 02.10.2000 года Е.М. Примаков очертил наиболее срочные действия по переходу к развитию России: "Мы находимся в поисках национальной задачи. Говорим, что она может проистекать из подъёма национального духа и так далее. Всё это очень важно. Но может быть вдвойне, втройне важно, чтобы Россия в течение ближайших 10 лет выправила свое положение, хотя бы имея 10-12% удельного веса на мировом рынке наукоемкой продукции". (в то время на рынке наукоёмкой продукции у США было 39%, у Японии 30%, у Германии 16% и менее 0,3% у России, похоже, что сейчас ситуация ещё ухудшилась).

Время работает не на Россию. Президент В.В. Путин сказал: "у нас есть преимущества, но надо успеть ими воспользоваться". Он призывал Правительство довести в ближайшие годы долю России на мировом рынке наукоемкой продукции до 3% и ставить перед страной амбициозные задачи. Самым амбициозным проектом для нашей страны, обеспеченным почти всеми необходимыми ресурсами, был бы глобальный космический проект в интересах всего человечества. Вклад России в глобальную космическую программу мог бы заключаться в передаче мировому сообществу в лице ООН на компенсационной основе необходимого научно-промышленного потенциала, а также ядерных и ракетных средств, предназначенных для ликвидации по договорам о ядерном разоружении – это определяет чрезвычайно краткие сроки – до 2012 года. Россия может по праву рассчитывать на лидерство в реализации подобной программы при ничтожных собственных финансовых затратах, если не будут бездарно уничтожены наши МБР и оружейный уран.

Объективная причина спада в РКТ после окончания холодной войны – её слабая коммерческая эффективность. После прорывов в новые области мирных применений, доля космонавтики вскоре падает. Даже в единственном доходном мирном применении – в связи. При развитии территорий космонавтику оттесняют более дешёвые и эффективные земные технологии, например, оптоволоконные линии и сотовые телефоны. На диаграмме, область применения космических средств лежит левее и выше кривых и со временем сужается, хотя абсолютный рост конечно есть – он связан со слаборазвитыми территориями и значит не бесконечен.

Но в России причина трудностей РКТ не только и не столько в этом. Для России значение РКТ обусловлено не только весомостью на международной арене нашего ракетно-ядерного потенциала, но и такими долговременными факторами, как огромные размеры территории и слабая освоенность многих из них. Тем не менее, её нынешнее жалкое положение очевидно из диаграммы справа. Даже "объективные" причины такой спад не оправдывают, – масштабы разгрома могут быть только следствием политики торможения передовых отраслей экономики России.

Римский клуб давно констатировал: "Крупнейшие мировые державы, такие как США, не задумываясь, посягают на международное право всякий раз, когда задеты их интересы". Если мы в короткий срок не переведём свой экономический потенциал с сырья на интеллект, то России придется и дальше играть в поддавки с нарушителями международного права, ожидая, когда вслед за Югославией, Афганистаном, Ираком и так далее очередь дойдет до наших границ. Да уже дошла через Афганистан, Центральную Азию, Грузию, Молдавию, Украину! Об этом размечтался даже болгарский министр в момент принятия Болгарии в НАТО. И что дальше?

"Демократический" Запад уважает только силу. Но для войны ядерная сила слишком опасна. А пассивное сдерживание, как теперь могли бы понять даже "либералы", не работает в однополярном мире. Надо искать действенные способы мирного наступления с активным применением ядерной мощи в мирных целях как пропагандистского и силового фактора. Лидерство в небывалом космическом мегапроекте вполне соответствует потенциалу российских ядерных и ракетных технологий. Продемонстрировать его можно уже на начальном этапе выведения в космос оружейного урана, названном нами ЭнЭкРИ – энергоэкологическая разоруженческая инициатива. Её цель – создание орбитальной энергосистемы снабжения Земли безвредной энергией. Концепцию этих действий мы и рассмотрим.

Осуществление подобных проектов без надёжных партнёров невозможно. Для России реальный партнёр не США, а Китай. Всестороннее содействие Китаю – необходимое условие успешного создания всемирной космической энергосистемы. Вторым таким партнёром может быть Индия.

ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

Для устойчивого энергоснабжения и снижения воздействий на окружающую среду надо в первой половине XXI века переориентировать энергетику мира на ВИЭвозобновляемые источники энергии – биомассу и солнечные. Нужны технологии, способные ускорить распространение ВИЭ, расширить их применение и сократить потребление традиционных видов коммерческой энергии, прежде всего, ископаемых. При этом полезно учесть решения Рио-де-Жанейрской конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 год). В Декларации Рио-92 выдвинуты 27 базовых принципов перехода к устойчивому развитию. Например:

Принцип 15. – "...когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер...";

Принцип 25. – "Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы".

Рио-де-Жанейрская конференция дала определение: устойчивое развитие это развитие, которое удовлетворяет потребности живущего поколения, но не ставит под угрозу потребности будущих поколений. Очевидно, устойчивое развитие не сводится ни к экологии, ни к безопасности – это несравненно более широкая и комплексная концепция, в основе которой лежат понятия пределов роста, потребностей и стремлений. Но не все стремления оправданны и это порождает противоречия интересов общественных групп. Именно противоречия интересов больших групп в конечном итоге приводят к концепции золотого миллиарда.

В фундаментальном исследовании World Energy Assessment, выпущенном ПРООН, Мировым Энергетическим Советом, Экономическим и социальным департаментом ООН в 1999 году, приведены сценарии развития энергетики в XXI веке. Сценарий B – продолжение нынешней энергетической политики – не обеспечит устойчивое развитие. Три варианта сценария A предполагают ускоренное экономическое развитие (это в стиле золотого миллиарда), но только самый умеренный А3 приближается к критериям устойчивости. Устойчивость обеспечивают показанные здесь два сценария C, которые признают экологические приоритеты, но требуют изменения не только политики, но и поведения населения. Необходим "универсальный доступ к адекватным и финансово возможным энергетическим услугам и более равномерное распределение ресурсов", т.е. больший учет потребностей развивающихся стран.