Смекни!
smekni.com

Проблемы формирования антропогенной культуры нового российского общества (стр. 3 из 3)

В самом менталитете россиян государственность генетически закреплена в экономике. Русская экономическая мысль во все времена существенно отличалась от западной. Человек - есть субъект бытия. В процессе своего существования он соединяется с природой, объектом бытия. Человеческое сознание несет в себе целостность этого процесса и имеет первостепенную духовно-нравственную и культурную значимость. Однако западная цивилизация несет в себе ряд элементов, разрушающих эту целостность. Именно в этом мы видим внутренний и внешний конфликт бывшей и имеющейся российских культур. Однако в процессе преобразования сегодняшнего культурного «сплава» мы видим и положительный момент формирования антропогенной культуры новой России.

Культура любого общества составляет феномен человеческой свободы, лежащей за пределами его духовного существования. В понятие культуры входит анализ обычаев и этнических признаков. Она представляет собой систему ценностей и идей, во многом различающихся между собой по их роли в жизни и организации того или иного общества. Само изучение феномена человеческой ментальности определенной страны и эпохи дело чрезвычайно сложное, поскольку природа человека (как сложнейшего биосоциального организма) таинственна и недостаточно исследована.

Менталитет личности и общества представляет собой системы, связанные с индивидуальным и коллективным сознанием, которое (порой мистически) сочетает логическое с интуитивным, рациональное с иррациональным. Важнейшую роль здесь играет национальная компонента. Менталитет же человека определяется общим уровнем развития конкретного общества. Кроме того, сам психологический мир человека (в своей основе) органично связан с природой, окружающей средой и знаниями о них. В любых общественных структурах он своеобычен и во многом непохож на другие.

Новая антропогенная реальность современной России во многом изменила ее прежнюю структуру, что повлекло за собой появление новой ментальности. На сегодняшний день представление о социальном пространстве как полностью консолидированном на основе единой идеологии и общеразделяемых ценностей не выдерживает критики. Реалией современной жизни является пока ценностно-идеологическая фрагментация. Создание справедливого гражданского общества в современной России пока неконстатируемо.

В современном мире отмечается рост характерных процессов, известных как глобализация и увеличение мобильности людей, стимулирующих более быстрые темпы экономических и социальных изменений. Нынешний этап глобализации характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в единый хозяйственный международный комплекс. Российская экономика, претерпевшая глобальные изменения и повернувшаяся в сторону Запада, отличается быстропротекающими процессами. Акцент делается на современную мобильность и привычку к переменам за последние два десятилетия. После экономического кризиса 1998 г. в российской экономике наблюдается относительно стабильный рост только с начала 2000 г.

В стране произошли определенные социальноэкономические и политические изменения условий жизни. Важной частью культурной политики России является образование. Поскольку страна вошла в Европейский союз, российские учебные заведения сегодня выдают дипломы, признаваемые на международном уровне. Однако местные университеты и национальные академии призваны играть особую роль в сохранении культурного наследия и традиций, имея огромные ресурсы в тех областях, которые перестали быть частью всеобщего знания, но необходимы для понимания социальных процессов, происходящих в российском обществе.

Современная российская история находится в стадии нового становления. Россия вошла в мировое образовательное и внешнее рыночное пространство. Это обеспечило ее реальную интеграцию в международные процессы. Изменились ритмы жизни человека нашего времени. Триумф информационно-коммуникационных инноваций существенно изменил облик современного мира и человека в нем. Именно поэтому в период развития информационного общества возникает необходимость формирования и развития его новой антропогенной культуры, Для дальнейшего сохранения человеческой цивилизации и решения его совместных гуманных целей и задач необходима высокая духовность. Именно она и призвана создавать новую тонкую (и в то же время прочную) антропогенную культуру, которая содержит в себе духовное преображение человека. Судьба России как витальной цивилизации актуализируется в воссоздании синтеза особого типа, в котором традиция служит не только фундаментом, но и ориентиром для пролонгированного поиска в будущем.

Список литературы

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. 485 с

Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. 151 с.

Узнадзе Д.Н. Теория установки. Москва; Воронеж, 1997. 210 с.

Выготский Л.С. Собр. соч: В 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика,

1982. 488 с.

Ortega-y-Gasset J. Man and Crisis. N.V., 1958. P. 76.

ЮнгК.Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М.: Наука, 1996. 269 с.

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1991. 300 с.

Сысоева Л.С. Антропологический образ культуры и его поиски на рубеже тысячелетий // Вестник ТГПУ. Спец. выпуск. «Гуманитарные науки». 2000. № 3. 82 с.

Антропянская Л.Н. Ментальные изменения личности в новых российских социальных условиях // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Труды VI Международной научно-практической конференции. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. С. 285-288.

Ионин Л.Г. Индентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // СОЦИС. 1995. № 4. С. 3-14.

ЗдравомысловА.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 1994. 316 с.

Иванкина Л.С. Образование в современном мире. Томск: Изд-во ТПУ, 2004. 119 с.

Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Наука, 1992. Т. 1-2. 528 с.

Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999. 784 с.

ХабермасЮ. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. 206 с.

Клочко В.Е. Самоорганизация в психических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспек- тивный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005. 174 с.

Волканова О.С. К вопросу о соотношении национальной и массовой культуры в современном мире // Социогуманитарный вестник. 2008. № 2. С. 56-59.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. СПб.: Кристалл, 2002. С. 235-239.