Смекни!
smekni.com

Особенности производства по делам несовершеннолетних (стр. 2 из 4)

Функция законного представителя обычно прекращается после того, как обвиняемый достиг 18-летнего возраста, по­скольку после этого он обладает дееспособностью в полном объеме. Однако из этого правила есть два исключения. Во-пер­вых, у лица могут остаться права законного представителя, если суд примет решение распространить на обвиняемого, возраст которого старше 18, но моложе 20 лет, содержащихся в законе (ст. 96 УК РФ) правил об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних[8]. В этих случаях суд мо­жет допросить родителей или лиц, их заменяющих, в качестве свидетелей.

И, во-вторых, по смыслу ст. 354 УПК РФ рассмотрению в кассационном (апелляционном) порядке подлежит жалоба до­пущенного к участию в деле законного представителя несовер­шеннолетнего осужденного (оправданного), даже если послед­нему на момент проверки дела в суде кассационной (апелляци­онной) инстанции исполнилось 18 лет[9].

Признав необходимым допросить законного представителя в качестве свидетеля, суд выносит об этом определение и разъяс­няет ему положения ст. 51 Конституции РФ. В случае допроса законного представителя он предупреждается об уголовной от­ветственности только за дачу заведомо ложных показаний3.

Специфика судебного разбирательства данной категории дел предопределяет целесообразность их рассмотрения в судах пер­вой инстанции под председательством одних и тех же судей, обладающих наибольшим опытом[10]. При судебном разбиратель­стве дел, по которым в числе подсудимых участвуют несовер­шеннолетние, судам необходимо особое внимание уделять нор­мам ст. 280, 421, 428, 429 УПК РФ и не противоречащим УПК РФ положениям постановления Пленума Верховного Суда РФ “О судебной практике по делам о преступлениях несовершенно­летних” от 14 февраля 2000 г. № 7.

Учитывая, что выяснение отдельных обстоятельств дела мо­жет отрицательно повлиять на этих лиц, суды в каждом случае должны обсуждать вопрос о необходимости присутствия несовершеннолетних в зале суда при исследовании таких обстоя­тельств[11]. Суд правомочен удалять несовершеннолетнего из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, мо­гущих на него повлиять отрицательно.

Законодателем предусмотрены дополнительные вопросы, рассматриваемые судом при постановлении приговора по дан­ной категории уголовных дел. Суд (мировой судья) должен ре­шить, возможно ли:

1) освободить несовершеннолетнего подсудимого от наказа­ния в случаях, предусмотренных ст. 92 УК;

2) осудить его условно;

3) назначить ему наказание, не связанное с лишением сво­боды.

При этом суд решает, на какое специализированное учреж­дение для несовершеннолетних должен быть возложен контроль над поведением осужденного.

В странах, где участие защитника (адвоката или представителя несовершеннолетнего) предусмот­рено в законе, он может вступить в свои права с момента первого контакта подзащитного с представителями правоохранительных органов. Это же пре­дусмотрено Пекинскими правилами ООН[12].

Защитник допускается с момента возбуждения уголовного дела в отно­шении несовершеннолетнего, его задержания и ареста.

Особо следует обратить внимание на обязанность следователя, прокуро­ра ознакомить защитника и законного представителя с той частью материалов дела, в отношении которой ими принято решение не допускать несовершен­нолетнего к ознакомлению с ними, считая, что эти материалы могут оказать на несовершеннолетнего отрицательное воздействие (ч. 3 ст. 426 УПК).

Среди новых прав законного представителя в судебном разбирательстве укажем следующие: давать показания; участвовать в прениях сторон; прино­сить жалобы на действия (бездействие) и решения суда; участвовать в заседа­нии судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Здесь важ­но и расширение прав законного представителя, и их отражение в специаль­ной гл. 50 УПК, регулирующей особый порядок по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Очевидно, что при конфликте интересов представителя и представляе­мого последний не может быть уверен в эффективности его защиты. Ясно, что в этом случае подрывается сам принцип повышенной юридической за­щиты несовершеннолетнего.

В ч. 4 ст. 426 УПК предусмотрено, что законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания счи­тать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего по­дозреваемого, обвиняемого. Аналогичная формулировка есть и в ст. 428 УПК — уже применительно к отстранению законного представителя от уча­стия в судебном заседании.

Надо полагать, что действия законного представи­теля, наносящие ущерб интересам несовершеннолетнего, касаются не толь­ко поведения законного представителя на предварительном расследовании и в судебном заседании, но и более широкой сферы его отношений с несовер­шеннолетним (например, пренебрежение родительскими обязанностями по воспитанию своих детей; конфликт родителей и детей по поводу имущества и т. д.)[13].

Законодательство и судебная практика решают вопрос о замене в таких случаях отстраненного законного представителя. Вопрос этот уже не может быть решен факультативно, поскольку согласно ст. 48 УПК участие законно­го представителя в производстве по делу несовершеннолетнего обязательно. В ст. 428 УПК говорится о допуске «другого» представителя (без расшифров­ки). Однако и второй родитель может оказаться в конфликте с ребенком. Можно воспользоваться в этом случае правилами семейного законодательст­ва, которое ввиду отсутствия возможности допустить к защите интересов не­совершеннолетнего не только его родителей, но и иных лиц, их заменяющих, допускает вызов в суд представителя органа опеки и попечительства.

Законный представитель несовершеннолетнего возникает не в связи с со­вершением подростком преступления. Преступления могло и не быть, а закон­ный представитель существует. Уже имеющийся у несовершеннолетнего за­конный представитель призывается, вводится в уголовный процесс.

3. Особенности производства в судебной стадии

Суд должен в обязательном порядке выяснять мнение законного представителя по возникающим вопросам наряду с мнением других участников судебного заседания.

Несоответствующее выполнение законным представителем воз­ложенных на него обязанностей влечет его замену на другого закон­ного представителя из числа лиц, указанных в п. 12 ст. 5 УПК РФ.

Согласно уголовно-процессуальному закону предусмотрен ряд слу­чаев, когда в целях предотвращения возможного негативного воздей­ствия на формирование личности несовершеннолетнего допускается ограничение его в ознакомлении с материалами уголовного дела и по­казаниями некоторых участников судебного заседания. Так, по прави­лам ч. 3 ст. 426 УПК РФ лицо, проводившее предварительное рассле­дование, имеет право вынести постановление о непредъявлении несо­вершеннолетнему обвиняемому для ознакомления отдельных материалов уголовного дела, при этом обязательно указывая в поста­новлении причину. Такой причиной могут служить только содержа­щиеся в данных непредъявляемых материалах сведения, которые мо­гут отрицательно воздействовать на формирование личности несовер­шеннолетнего. Здесь следует отметить, что ознакомление законного представителя со всеми материалами уголовного дела, собранными на этапе предварительного расследования, является его правом, в то вре­мя как ознакомление с непредъявленными несовершеннолетнему ма­териалами, которые могут отрицательно воздействовать на формиро­вание его личности, является его обязанностью. Обязанностью же лица, производящего предварительное расследование и вынесшего данное постановление, является предъявление вышеназванных материалов законному представителю несовершеннолетнего обвиняемого.

Временное удаление подсудимого из зала заседания суда возмож­но во всех случаях, когда исследуются обстоятельства, которые спо­собны оказать на несовершеннолетнего негативное воздействие. Выс­шие судебные инстанции рекомендуют судам оценивать исследуе­мые обстоятельства и доказательства для того, чтобы установить, не повлияет ли отрицательно на формирование личности несовершен­нолетнего его присутствие при исследовании и обсуждении опреде­ленных вопросов.

Суд может рассмотреть вопрос об удалении несовершеннолет­него по своей инициативе или по ходатайству одной из сторон су­дебного разбирательства. После того как причина удаления несо­вершеннолетнего отпала, он должен быть немедленно возвращен в зал заседания.

О результатах исследования обстоятельств дела в отсутствии под­судимого председательствующий сообщает ему в тех пределах и фор­ме, которые не могут оказать на него отрицательного воздействия. Несовершеннолетний подсудимый имеет право после возвращения в зал заседания задать вопросы лицам, допрошенным в его отсут­ствие.

В отношении несовершеннолетнего существуют некоторые ис­ключения из общих правил применения мер пресечения. В силу положений, предусмотренных ст. 423 УПК РФ, помимо общих тре­бований, содержащихся в ст. 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ, которые регламентируют порядок задержания лиц, подозреваемых в совер­шении преступления, а также применения в отношении подозре­ваемых и обвиняемых меры пресечения в виде содержания под стра­жей, в обязательном порядке установлено обсуждение возможнос­ти применения к несовершеннолетнему такой меры, как отдача под присмотр, в качестве альтернативы заключению под стражу. Также следует иметь в виду, что при избрании меры пресечения ст. 99 УПК РФ требует учитывать возраст подозреваемого, обвиняемого, а ч. 2 ст. 108 УПК РФ устанавливает, что к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в каче­стве меры пресечения может быть применено в случае подозрения или обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступ­ления. И только в качестве исключения — при подозрении или об­винении в совершении преступления средней тяжести. В после­днем случае при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении должен быть обязательно отражен характер исключительности данного конкретного случая.