Смекни!
smekni.com

Экономические аспекты глобальных проблем (стр. 2 из 11)

В этой декларации продовольственная ситуация в мире к концу 90-х годов, прежде всего распространение голода и недоедания, характеризовалась следующими показателями: 1) миллиард людей на земле не обладает денежными средствами, достаточными для приобретения продовольствия, обеспечивающего нормальную работоспособность; 2) половина из них слишком бедны даже для покупки продовольствия, поддерживающего минимальную жизненную активность; 3) один ребенок из шести рождающихся на земле весит меньше, чем необходимо для нормального развития, каждый третий не набирает нормального веса к 5 годам; 4) сотни миллионов людей страдают от анемии, базедовой болезни и асимметричности зрения из-за потребления пищи, не содержащей необходимого количества железа, йода или витамина А.

Как видим, продовольственная ситуация в мире на начало XX в. оставалась крайне серьезной. Но если сравнивать с тем, как она охарактеризована Жозе де Кастро в середине века, создается впечатление значительного улучшения. По крайней мере число недоедающих уменьшилось на полмиллиарда человек, в то время как само население Земли увеличилось в течение второй половины века вдвое.

Следует, однако, учитывать то обстоятельство, что оценка Жозе де Кастро основывалась на данных статистики ФАО 1946 г., когда весь мир и особенно Европа и Азия все еще не оправились от Второй мировой войны. Например, в Германии среднее ежедневное потребление продовольствия на душу населения составляло всего 2 тыс. ккал. Следовательно, значительная часть отмеченного улучшения, особенно в Европе и Азии, приходится на восстановление нормального продовольственного потребления, соответствующего достигнутому уровню экономического развития. Таким образом, реальное поступательное движение было менее значительным, чем это кажется на первый взгляд.

Несмотря на развертывание научно-технической революции в мире в этот период и резкое увеличение производственного потенциала, в том числе и в земледелии, человечество не смогло ликвидировать голод и обеспечить все права на нормальное, сбалансированное питание, провозглашенное рядом международных документов. В частности, в 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла "Международный договор об экономических, социальных и культурных правах людей", среди которых фигурировало и право на свободу от голода. Увы, и сегодня, более чем через тридцать лет, голод все еще остается уделом одной пятой населения Земли.

Большой вклад в изучение проблемы права людей на свободу от голода внесли западные и особенно американские ученые. Известная исследовательница, президент американской Мировой программы по борьбе с голодом, Элен Мессер насчитала восемь международных конференций, на которых провозглашалось это право. Несмотря на твердую уверенность в его справедливости и реализуемости, исследовательница вынуждена была признать, что на практике оно не осуществляется или осуществляется в недостаточной степени, особенно в развивающихся странах. Ее анализ останавливается перед проблемой (на наш взгляд, наиболее важной) причин этого. Причины же непосредственно связаны с глубинными политэкономическими факторами. Для их выяснения необходимо еще раз взглянуть на характер самой продовольственной проблемы современного мира.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

Как ни странно, но путь к более полному и адекватному пониманию проблемы все еще проходит в значительной степени в концептуальной сфере через выяснение и четкое установление ряда базовых понятий.

Голод и недоедание по сути своей являются физическими явлениями, выражающимися в недостаточном потреблении (по сравнению с так называемыми медицинскими, или средними для данной страны или региона нормами) продуктов питания. Они могут быть измерены количеством реально потребленных или не потребленных тем или иным конкретным человеком или некоей среднестатистической "душой" калорий, белков, жиров, углеводов и микроэлементов, соотнесенных с их нормативным потреблением.

Но в человеческом обществе голод и недоедание неизбежно обретают социально-экономическую природу, социально-экономическое выражение, или, правильнее сказать, имеют свою социально-экономическую сторону. Она обычно характеризуется таким понятием как бедность, то есть отсутствие достаточных доходов (или перерыв в их получении) , которые можно потратить на продукты питания. Забвение этой двойственной природы голода и недоедания в обществе, отрыв физиологической стороны от социальной ведет к вольному или невольному смешению понятий и затрудняет понимание проблемы.

В уже упомянутой "Декларации Белладжио", с одной стороны, говорится о физической природе и последствиях голода и недоедания, с другой -подчеркивается социально-экономический характер явления, указывается, что голодающие и недоедающие - это бедняки, не имеющие достаточных средств.

Данные, которые приводятся в "Декларации Белладжио", широко используются в международном научном обороте. Иногда их называют "кочующими" цифрами. Они основаны главным образом на анализе и обобщении страновой статистики национального дохода и его распределения по группам населения. Для их получения был определен некоторый минимум дохода на душу населения в мире в целом, обеспечивающий питанием, достаточным для нормальной жизнедеятельности и работы. Люди, доход которых ниже этого минимума, считаются страдающими от голода разной степени остроты. Такой минимальный уровень дохода Мировой банк определил в 370 долл. на душу населения в год. Число людей с меньшим годовым доходом составило в развивающихся странах, по расчетам того же банка, в 1985 г. 1.12 млрд. человек. Людей, получающих на душу в год 275 долл. и менее, то есть крайне бедных, страдающих от сильного голода, во всех развивающихся странах насчитывалось 633 млн.

Альтернативный подсчет, осуществленный Международным институтом по исследованию продовольственной политики (Вашингтон, США) по собственной методологии и использующий более низкий уровень минимального дохода на душу населения, определяет число голодающих в развивающихся странах в 1990 г. на уровне 700 млн. человек.

Подобные подсчеты в значительной степени отражают отсутствие или трудности получения данных о голодающих. Однако само использование показателя дохода на душу населения означает уже признание социально-экономической природы голода.

Голод есть физическое, или, как иногда говорят, медицинское выражение бедности. Как хроническое явление и как характерная черта человеческого общества он порожден низкими доходами одной пятой человечества, то есть в конечном счете разрывом в доходах, характерным для существующей системы производства и распределения в обществе.

Чисто биологически голод и недоедание измеряются в иных показателях, которые также являются в значительной степени условными, хотя и опираются на медицински установленные нормы. Существует несколько дифференцированных оценок норм потребления, которые их создателями и сторонниками считаются оптимальными. Наиболее распространенной и признанной считается норма (главным образом для индустриально развитых стран) в 2800-3000 ккал в день при 90 г белка, из которых не менее половины должны быть животными. Известна и другая норма, равная 2600 ккал в день при 70 г белка. В некоторых развивающихся странах (например в Индии) используются еще более низкие расчетные нормы. Всех, кто потребляет калорий и белков меньше нормы, можно считать недоедающими.

Использование в расчетах более низких норм дает немедленное снижение числа голодных и недоедающих, что занижает или маскирует общие масштабы голода в тех или иных странах и регионах или даже в мире в целом. Наличие средних расчетных норм питания, с одной стороны, позволяет получить представление о степени удовлетворения потребностей в продовольствии населения планеты, регионов и отдельных стран, но, с другой, оставляет в тени все многообразие составляющих продовольственного рациона. Использование разных средних норм потребления на основе разной методики подсчетов и разной ее аргументации создает обманчивую видимость возможности простого технократического решения проблемы.

Отсюда упрощенные рецепты решения продовольственного вопроса или его отдельных аспектов. Например, уже упомянутая "Декларация Белладжио" считает, что вполне достижимо в короткое время (1) покончить со смертностью от голода, (2) избавить от голода половину бедных семей, (3) уменьшить в два раза недоедание матерей и малых детей, (4) устранить недостаток йода и витамина А в рационах. Причем последнее должно быть достигнуто путем простого добавления к пище химически чистых йода и витамина.

Нерешенность продовольственной проблемы и, видимо, даже ее неразрешимость в современном мире наводят на мысль, что либо наука все еще не до конца исследовала продовольственную проблему и не раскрыла всех причин голода, либо в самой основе нашей цивилизации содержатся какие-то внутренние, глубинные преграды ее решения. Если последнее верно, то возникает естественный вопрос о природе таких преград и характере их воздействия на рассматриваемую проблему.

Путь к решению этой загадки лежит, как нам кажется, через признание факта: то, что мы называем мировой продовольственной проблемой, в действительности является сочетанием гетерогенных или даже специфических продовольственных проблем, каждая из которых имеет свою собственную внутреннюю природу, структуру и внешние проявления и может быть решена лишь своим специфическим путем.