Смекни!
smekni.com

РЕС ПУБ ЛИ КАН СКИЙ ЦЕНТР (стр. 5 из 11)

17 ян­ва­ря 1905 го­да Ни­ко­лай II, об­ра­щав­ший­ся за со­ве­том к Вит­те и дру­гим ми­ни­ст­рам, при­ка­зал ему со­ста­вить из них со­ве­ща­ние по "ме­рам, не­об­хо­ди­мым для ус­по­кое­ния стра­ны", и о воз­мож­ных ре­фор­мах, сверх пре­ду­смот­рен­ных ука­зом от 12 де­каб­ря 1904 го­да.

18 фев­ра­ля 1905 го­да - весь­ма зна­ме­на­тель­ный день. Бы­ли од­но­вре­мен­но опуб­ли­ко­ва­ны три в выс­шей сте­пе­ни важ­ных до­ку­мен­та :

Ма­ни­фест Ни­ко­лая II, об­ра­щен­ный с при­зы­вом ко всем "ис­тин­но рус­ским лю­дям" объ­е­ди­нить­ся во­круг тро­на и дать от­пор тем, кто хо­чет по­дор­вать древ­ние ос­но­вы са­мо­дер­жа­вия;

Ре­ск­рипт но­во­му ми­ни­ст­ру внут­рен­них дел А.Г.Бу­лы­ги­ну раз­ра­бо­тать "со­ве­ща­тель­ный" ста­тус Ду­мы (Свя­то­полк-Мир­ский сра­зу по­сле "Кро­ва­во­го вос­кре­се­нья" ушел в от­став­ку);

Указ се­на­ту, пред­пи­сы­ваю­щий при­ни­мать к рас­смот­ре­нию про­ше­ния, вру­чен­ные или на­прав­лен­ные ему из раз­лич­ных сло­ев на­се­ле­ния.

Ма­ни­фест вдох­нул жизнь в край­не пра­вое дви­же­ние, ко­то­рое дол­гое вре­мя вла­чи­ло жал­кое су­ще­ст­во­ва­ние и ко­то­рое спус­тя 8 ме­ся­цев офор­ми­лось в ви­де "Сою­за рус­ско­го на­ро­да".

21 мар­та Со­вет ми­ни­ст­ров, со­брав­шись под пред­во­ди­тель­ст­вом Соль­ско­го, не без стро­го­сти осу­дил указ от 18 фев­ра­ля 1905. Ца­ря как бы об­ви­ни­ли в ли­бе­ра­лиз­ме. Ак­тив­ное уча­стие Вит­те в том за­се­да­нии не ос­та­лось без по­след­ст­вий - царь за­крыл воз­глав­ляв­шее­ся Вит­те сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ное со­ве­ща­ние и со­ве­ща­ние ми­ни­ст­ров ( по "объ­е­ди­нен­но­му" пра­ви­тель­ст­ву).

Вит­те сно­ва ока­зал­ся не у дел, но про­был в те­ни не­дол­го. В это вре­мя при­бли­жа­лась раз­вяз­ка рус­ско - япон­ской вой­ны. По­сле Цу­си­мы по­ис­ки пу­ти пре­кра­ще­ния вой­ны с Япо­ни­ей сно­ва вы­ве­ли по­лу­опаль­но­го са­нов­ни­ка на пе­ред­ний план (май 1905). 24 мая 1905 го­да на со­ве­ща­нии при Со­ве­те ми­ни­ст­ров Вит­те зая­вил, что "ди­пло­ма­ти­че­ская пар­тия про­иг­ра­на", и не­из­вест­но, ка­кой мир­ный до­го­вор уда­ст­ся за­клю­чит ми­ни­ст­ру ино­стран­ных дел. А че­рез ме­сяц (хо­тя это ре­ше­ние да­лось ца­рю не­лег­ко) вес­ти пе­ре­го­во­ры о ми­ре бы­ло по­ру­че­но Вит­те.

Не­дю­жен­ная ода­рен­ность, го­су­дар­ст­вен­ная опыт­ность, ши­ро­та взгля­дов и уме­ние ори­ен­ти­ро­вать­ся в чу­ж­дых рос­сий­ско­му бю­ро­кра­ту аме­ри­кан­ских по­ли­ти­че­ских пра­вах по­мог­ли Вит­те в пе­ре­го­во­рах о ми­ре с Япо­ни­ей. Со­гла­ше­ние с Япо­ни­ей, ко­то­ро­го Вит­те до­бил­ся для Рос­сии не но­си­ло уни­зи­тель­но­го ха­рак­те­ра и не пре­ду­смат­ри­ва­ло ни­ка­ких круп­ных ус­ту­пок. 15 сен­тяб­ря 1905 го­да Вит­те вер­нул­ся в Пе­тер­бург. Он по­лу­чил за Порт­смут­ский до­го­вор граф­ский ти­тул.

Имен­но осе­нью 1905 го­да (в ок­тяб­ре) впер­вые об­су­ж­да­лась на со­ве­ща­нии Вит­те с "об­ще­ст­вен­ны­ми дея­те­ля­ми" кан­ди­да­ту­ра Сто­лы­пи­на на пост ми­ни­ст­ра вну­тен­них дел. С это­го пе­рио­да они на­хо­ди­лись на по­ли­ти­че­ской аре­не од­но­вре­мен­но.

4. ПУТЬ СТО­ЛЫ­ПИ­НА

Петр Ар­кадь­е­вич Сто­лы­пин при­над­ле­жал к ста­рин­но­му дво­рян­ско­му ро­ду, из­вест­но­му с XVI ве­ка. К се­ре­ди­не XIX в. род силь­но раз­вет­вил­ся, вла­дея мно­го­чис­лен­ны­ми по­ме­сть­я­ми в раз­ных гу­бер­ни­ях. Ро­до­на­чаль­ни­ком трех наи­бо­лее из­вест­ных ли­ний был Алек­сей Сто­лы­пин(1748-1810). Од­ну из вет­вей пред­став­лял Ар­ка­дий Алек­сее­вич, друг М.М. Спе­ран­ско­го, се­на­тор. Сред­нюю ветвь ро­да пред­став­ля­ла Ели­за­ве­та Алек­се­ев­на(в за­му­же­ст­ве Ар­сень­е­ва), ба­буш­ка Лер­мон­то­ва.

За ис­клю­че­ни­ем Алек­сея Ар­кадь­е­ви­ча, ни­кто из Сто­лы­пи­ных не лю­бил сво­его зна­ме­ни­то­го со­ро­ди­ча. Все жа­ло­ва­лись на его труд­ный ха­рак­тер. Млад­шим бра­том Ар­ка­дия и Ели­за­ве­ты был Дмит­рий, дед П.А. Сто­лы­пи­на. Его сын, Ар­ка­дий Дмит­рие­вич, уча­ст­во­вал в Крым­ской вой­не, во вре­мя ко­то­рой стал адъ­ю­тан­том ко­ман­дую­ще­го ар­ми­ей кня­зя М.Д. Гор­ча­ко­ва, сво­его бу­ду­ще­го тес­тя.

В рус­ско-ту­рец­кой вой­не 1877-1878 гг. А.Д. Сто­лы­пин уча­ст­во­вал уже в ге­не­раль­ском чи­не, в даль­ней­шем за­ни­мал ряд долж­но­стей в Во­ен­ном ми­ни­стер­ст­ве. По­след­няя из них - ко­мен­дант Крем­лев­ско­го двор­ца. Ин­те­ре­сы А.Д. Сто­лы­пи­на не за­мы­ка­лись на во­ен­ном де­ле. Он со­чи­нял му­зы­ку, иг­рал на скрип­ке, ув­ле­кал­ся скульп­ту­рой, ин­те­ре­со­вал­ся бо­го­сло­ви­ем и ис­то­ри­ей, но ни од­но из этих ув­ле­че­ний не пе­ре­рос­ло рам­ки ди­ле­тант­ст­ва. А.Д. Сто­лы­пин на де­сять лет пе­ре­жил свою же­ну.

На­та­лья Ми­хай­лов­на, ум­ная и об­ра­зо­ван­ная жен­щи­на бы­ла зна­ко­ма со мно­ги­ми вы­даю­щи­ми­ся людь­ми. Сын Петр ро­дил­ся 5 ап­ре­ля 1862 г. в Дрез­де­не, ку­да его мать ез­ди­ла к род­ст­вен­ни­кам. Дет­ст­во и ран­нюю юность он про­вел в ос­нов­ном в Лит­ве. П.А.Сто­лы­пин окон­чил Ви­лен­скую гим­на­зию и в 1881 г. по­сту­пил на фи­зи­ко - ма­те­ма­ти­че­ский фа­куль­тет Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та. По­ми­мо фи­зи­ки и ма­те­ма­ти­ки, на фа­куль­те­те пре­по­да­ва­ли хи­мию, гео­ло­гию, бо­та­ни­ку, зоо­ло­гию, аг­ро­но­мию. Имен­но по­след­ние нау­ки при­вле­ка­ли П.А. Сто­лы­пи­на.

В от­ли­чие от от­ца Петр Ар­кадь­е­вич был рав­но­ду­шен к му­зы­ке, но ли­те­ра­ту­ру и жи­во­пись лю­бил. Он и сам был не­пло­хим рас­сказ­чи­ком и со­чи­ни­те­лем, но не при­да­вал боль­шо­го зна­че­ния сво­ему ли­те­ра­тур­но­му да­ро­ва­нию. Петр Ар­кадь­е­вич не ку­рил, ред­ко упот­реб­лял спирт­ное, поч­ти не иг­рал в кар­ты. Он ра­но же­нил­ся, ока­зав­шись чуть ли не един­ст­вен­ным же­на­тым сту­ден­том в уни­вер­си­те­те. Его же­на Оль­га Бо­ри­сов­на пре­ж­де бы­ла не­вес­той его стар­ше­го бра­та, уби­то­го на ду­эли. Петр Ар­кадь­е­вич стре­лял­ся с убий­цей бра­та и по­лу­чил ра­не­ние в пра­вую ру­ку, ко­то­рая с тех пор пло­хо дей­ст­во­ва­ла. Тесть Сто­лы­пи­на Б.А. Ней­гардт был от­цом мно­го­чис­лен­но­го се­мей­ст­ва. Впо­след­ст­вии клан Ней­гард­тов сыг­рал важ­ную роль в карь­е­ре Сто­лы­пи­на. П.А. Сто­лы­пин ни­ко­гда не имел не­до­ра­зу­ме­ний с по­ли­цей, по окон­ча­нии уни­вер­си­те­та в 1885 г. из­брал чи­нов­ни­чью карь­е­ру, по­сту­пив на служ­бу в Ми­ни­стер­ст­во го­су­дар­ст­вен­ных иму­ществ, в 1888 г. по­лу­чил зва­ние ка­мер-юн­ке­ра и впер­вые по­пал в ад­рес-ка­лен­дарь. К то­му вре­ме­ни он в скром­ном чи­не кол­леж­ско­го сек­ре­та­ря за­ни­мал долж­ность по­мощ­ни­ка сто­ло­на­чаль­ни­ка. Служ­ба в Ми­ни­сте­ст­ве го­су­да­ст­вен­ных иму­ществ бы­ла ру­тин­ной, и в 1889 г. Сто­лы­пин пе­ре­шел в Ми­ни­стер­ст­во внут­рен­них дел. В то же вре­мя он стал ко­вен­ским уезд­ным пред­во­ди­те­лем дво­рян­ст­ва. В ту по­ру Лит­ва поч­ти не зна­ла ху­то­ров, кре­сть­я­не жи­ли в де­рев­нях, а их зем­ли бы­ли раз­би­ты на че­рес­по­лос­ные уча­ст­ки. Зе­мель­ных пе­ре­де­лов у них не су­ще­ст­во­ва­ло .

Се­мья Сто­лы­пи­ных вла­де­ла по­ме­сть­я­ми в Ни­же­го­род­ской, Ка­зан­ской, Пен­зен­ской и Са­ра­тов­ской гу­бер­ни­ях. Раз в год Петр Ар­кадь­е­вич объ­ез­жал свои вла­де­ния. В Ко­вен­ской гу­бер­нии у Сто­лы­пи­на бы­ло име­ние на гра­ни­це с Гер­ма­ни­ей. Рос­сий­ские до­ро­ги бы­ли пло­хи, са­мый удоб­ный путь в это име­ние про­ле­гал че­рез Вос­точ­ную Прус­сию. Имен­но при та­ких "за­гра­нич­ных" разъ­ез­дах Сто­лы­пин по­зна­ко­мил­ся с ху­то­ра­ми и, воз­вра­ща­ясь до­мой, рас­ска­зы­вал не столь­ко о сво­ем име­нии, сколь­ко об об­раз­цо­вых не­мец­ких хо­зяй­ст­вах. Он пы­тал­ся рас­про­стра­нить ху­то­ра сре­ди ли­тов­ских кре­сть­ян и до­бил­ся при­ня­тия не­сколь­ки­ми сель­ски­ми об­ще­ст­ва­ми при­го­во­ров о раз­вер­ста­нии их на­де­лов. В 1899 г. Сто­лы­пин стал ко­вен­ским гу­берн­ским пред­во­ди­те­лем дво­рян­ст­ва, а в 1902 г. был на­зна­чен грод­нен­ским гу­бер­на­то­ром. Его вы­дви­нул в то вре­мя ми­нистр внут­рен­них дел В. К. Пле­ве, cчи­тав­ший, что за­ме­щать гу­бер­на­то­ские долж­но­сти долж­ны ме­ст­ные зем­ле­вла­дель­цы. В Грод­но Сто­лы­пин про­был 10 ме­ся­цев. В это вре­мя бы­ли со­зва­ны ме­ст­ные ко­ми­те­ты о ну­ж­дах сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной про­мыш­лен­но­сти, и на за­се­да­ни­ях Грод­нен­ско­го ко­ми­те­та бу­ду­щий пре­мьер впер­вые пуб­лич­но из­ло­жил свои взгля­ды. Они вос­нов­ном сво­ди­лись к унич­то­же­нию кре­сть­ян­ской че­рес­по­ло­си­цы и рас­се­ле­нию на ху­то­ра. При этом Сто­лы­пин под­чер­ки­вал: "Ста­вить в за­ви­си­мость от доб­рой во­ли кре­сть­ян мо­мент ожи­дае­мой ре­фор­мы, рас­счи­ты­вать, что при подъ­е­ме ум­ст­вен­но­го раз­ви­тия на­се­ле­ния, ко­то­рое на­ста­нет не­из­вест­но ко­гда, жгу­чие во­про­сы раз­ре­шать­ся са­ми со­бой,это зна­чит от­ло­жить на не­оп­ре­де­лен­ное вре­мя про­ве­де­ние тех ме­ро­прия­тий, без ко­то­рых не­мыс­ли­ма ни куль­ту­ра, ни подъ­ем до­ход­но­сти зем­ли, ни спо­кой­ное вла­де­ние зе­мель­ной соб­ст­вен­но­стью". Ины­ми сло­ва­ми [2], на­род те­мен, поль­зы сво­ей не ра­зу­ме­ет, а по­то­му сле­ду­ет улуч­шать его быт, не спра­ши­вая его мне­ния. Это убе­ж­де­ние Сто­лы­пин про­нес че­рез всю свою го­су­дар­ст­вен­ную дея­тель­ность.

В 1903 г. Сто­лы­пин на­зна­чен Са­ра­тов­ским гу­бер­на­то­ром, где от­час­ти чув­ст­во­вал се­бя "ино­стран­цем". Ведь вся его преж­няя жизнь (ему бы­ло уже за 40) бы­ла свя­за­на с За­пад­ным кра­ем и Пе­тер­бур­гом. В ко­рен­ной Рос­сии он бы­вал ед­ва ли ча­ще, чем в Гер­ма­нии, а рус­скую де­рев­ню знал не­дос­та­точ­но. Что­бы ос­во­ить­ся на но­вом мес­те, тре­бо­ва­лось вре­мя. Ме­ж­ду тем в 1904 г. на­ча­лась вой­на с Япо­ни­ей. Вслед за вой­ной при­шла пер­вая рос­сий­ская ре­во­лю­ция. Как и всю­ду, в Са­ра­то­ве и дру­гих го­ро­дах гу­бер­нии на­ча­лись за­бас­тов­ки, ми­тин­ги и де­мон­ст­ра­ции. Сто­лы­пин по­пы­тал­ся спло­тить всех про­тив­ни­ков ре­во­лю­ции, от чер­но­со­тен­но­го епи­ско­па до уме­рен­ных зем­цев. Бы­ло со­б­ра­но око­ло 60 тыс. руб., гу­берн­ский го­род раз­би­ли на три час­ти, в ка­ж­дой из ко­то­рых от­кры­ли "на­род­ные клу­бы", став­шие цен­тра­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ной про­па­ган­ды и опор­ны­ми пунк­та­ми чер­но­со­тен­ных дру­жин. Ру­ка­ми чер­но­со­тен­цев, ста­ра­ясь не при­бе­гать к по­мо­щи войск, Сто­лы­пин бо­рол­ся с ре­во­лю­ци­он­ным дви­же­ни­ем в Са­ра­то­ве. Но от­но­ше­ния с чер­но­со­тен­ца­ми у Сто­лы­пи­на не все­гда ла­ди­лись. А в мо­мент наи­выс­ше­го подъ­е­ма ре­во­лю­ции при­шлось ис­поль­зо­вать и вой­ска. 16 де­каб­ря 1905 г. они ра­зо­гна­ли ми­тинг, во­семь че­ло­век бы­ли уби­ты; 18 де­каб­ря по­ли­ция аре­сто­ва­ла чле­нов Са­ра­тов­ско­го Со­ве­та ра­бо­чих де­пу­та­тов. В даль­ней­шем та­кой же так­ти­ки Сто­лы­пин при­дер­жи­вал­ся в дру­гих го­ро­дах гу­бер­нии.