Смекни!
smekni.com

Психологическая безопасность в чрезвычайных ситуациях (стр. 2 из 5)

Очень часто в предшествующие несчастному случаю или ава­рии мгновения у их виновника возникают своеобразное замеша­тельство, ненормальное психическое состояние, паника, вызван­ные тем, что человек неожиданно для себя замечает возникшую опасность. Эмоционально это сопровождается взволнованностью, испугом, которые, в свою очередь, нарушают согласованность дей­ствий, затормаживают мышление и вызывают его дефекты, что препятствует сознательному управлению деятельностью и вызы­вает неточные, необдуманные движения, протекающие по типу безусловного рефлекса. Такие движения чаще всего являются лиш­ними именно для данной трудовой деятельности и поэтому при­водят к совершенно противоположному результату: не служат за­щите человека, а наоборот, вызывают вредное воздействие. Быва­ют, конечно, случаи, когда подобные движения достигают жела­емой цели. Это происходит, когда, чтобы избежать опасности, требуется не заученное рабочее движение (например, остановка станка), а просто инстинктивное защитное движение (отпрыг­нуть в сторону, отбросить горячую вещь и т.п.). Таким образом, состояние паники характеризуется дефектами мышления, поте­рей сознательного контроля и осмысления происходящих собы­тий, переходом на инстинктивные защитные движения, которые могут частично или полностью не соответствовать ситуации (на­пример, человек мечется, не соображая, что он делает, либо, наоборот, цепенеет, столбенеет), что усугубляет тяжесть послед­ствий ЧС.


Психологические состояния людей при ЧС

Психические состояния людей при ЧС разнообразны. В началь­ный момент возникновения экстремальной ситуации поведенче­ские реакции людей определяются инстинктом самосохранения но уровень таких реакций различен: от панических бессмыслен­ных до сознательно целенаправленных действий.

Гипермобилизация в начальный период опасности присуща прак­тически всем людям, однако если она сочетается с состоянием паники, то может и не привести к спасению человека. У него про­исходит потеря ориентации, нарушается соотношение между ос­новными и второстепенными действиями, распадается структура действий и операций, обостряется оборонительная реакция, иног­да он отказывается от деятельности, чем ускоряет свою гибель.

Люди, спасшиеся в экстремальной ситуации, долгое время испытывают те или иные патологические изменения в психиче­ской сфере (посттравматический синдром). Среди психопатологи­ческих изменений после травм, аварий у людей чаще всего встре­чаются депрессивные состояния — 56%, психогенный ступор — 23 %, общее психомоторное возбуждение — 11 %, бредово-галлю­цинаторные состояния — 5 %, неадекватность, эйфория — 3 %, ночные кошмары во сне — 90 %, раздражительность, чувство вины, потеря желания жить и прочие проявления. Для снятия этих пси­хологических нарушений требуется специальная психотерапевти­ческая помощь, оказанная психологом и психотерапевтом. Обсле­дование членов аварийно-спасательных команд показало, что у них происходят изменения в психическом состоянии, когда они находятся в зоне ЧС. В большинстве случаев спасатели испытыва­ют страх и ужас от увиденного, в 20 % случаев собственное состо­яние характеризовалось как предобморочное: люди испытывали головокружение, головные боли, тошноту, рвоту. У половины спасателей в последующие дни после прекращения работ сохра­нялись психические нарушения: кошмарные сновидения, бессон­ница ночью, сонливость днем, подавленное настроение, повы­шенная раздражительность.

Для спасательных работ необходимо отбирать людей с высокой эмоциональной устойчивостью. В противном случае 20... 30 % спа­сателей сами испытывают психологически шоковое состояние, не могут выполнять спасательные работы, у них долгое время со­храняются остаточные психические нарушения.

Психологические методы снижения риска, касающегося чело­веческого фактора, заключаются в отработке навыков концентра­ции внимания, обучении действиям в ЧС, адаптации, контроли­ровании страха, суетливости, паники, психологической устойчи­вости и готовности к действиям (предвидение опасности, нали­чие навыков преодоления опасности). В этом случае свойство людей, управляющих техническими средствами или обслуживающих их, противостоять психическим и физиологическим расстройствам определяет психофизиологическую безопасность в ЧС.

После трагедии на Чернобыльской АЭС, выявившей потенци­альные возможности проявления человеческого фактора, в настоя­щее время на АЭС приняты все меры, чтобы не допустить ошибочно­го вмешательства человека за счет многократного дублирования, пе­репроверок действий человека-оператора, контроля представителей самого высокого уровня, отвечающих за безопасность на атомных электростанциях при выполнении проектных и наладочных работ.

Учитываются психофизиологические возможности человека в экстремальных условиях, т.е. при появлении признаков развития аварийной ситуации. В таких условиях от человека требуется пре­дельная собранность, четкость действий, способность принимать своевременные безошибочные решения или решения, вероятность неблагополучных последствий которых была бы близка к нулю.

Осуществляется тщательный отбор операторов по их способно­сти к распознанию и локализации аварийной остановки (по опреде­ленным методам оценки эффективности работы человека в такой обстановке). Природные возможности человека по распознаванию, локализации и ликвидации ЧС ограничены. Проводится обучение операторов расширению таких возможностей и привитию твердых навыков для действий в условиях острого дефицита времени. С уче­том возможностей человека в условиях стрессовых ситуаций должны отрабатываться требования к надежности объекта управления (или обслуживания) и к средствам обеспечения безопасности.

Деятельность оператора сопряжена с ошибками, которые мо­гут приводить к снижению эффективности распознавания при­знаков усложнения ситуации, приближения или возникновения аварийной обстановки, а также к снижению эффективности дей­ствий по локализации и парированию неблагоприятного разви­тия аварийной обстановки.

Ошибки оператора возникают в процессе восприятия инфор­мации (сенсорные ошибки), при принятии решений (логические, эвристические) и при реализации принятых решений (оператив­ные, моторные).

Сенсорные ошибки связаны с изменениями чувствительности анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, вестибуляр­ного) под воздействием различных неблагоприятных факторов, включая ЧС, и ведут к искажению первичной (исходной) инфор­мации о состоянии управляемого объекта.

Основные причины, приводящие к логическим, эвристиче­ским, оперативным и моторным ошибкам, — острый дефицит времени в процессе Ч С. Это ведет к чрезмерной психической на­грузке оператора. Ошибки, связанные не с аварийной обстанов­кой, обычно относятся к человеческому фактору.

Влияние человеческого фактора может быть усилено или ос­лаблено особенностями компоновки рабочего места оператора, его психофизиологическим состоянием, качеством инструкций, регламентирующих процесс управления объектом, организацией технологической последовательности тренировок, выполнения операций и контролем результатов их выполнения.

На безопасность работы объекта влияет степень автоматизации процесса его управления. При постоянном использовании автома­тизированных систем управления оператор теряет свои професси­ональные навыки и при отказе автоматики может оказаться пси­хологически и физически не готовым своевременно перейти на ручное управление.

При возникновении аварийной обстановки деятельность чело­века сводится к четырем последовательно реализуемым этапам:

1 — поиск, восприятие и декодирование информации;

2 — оценка информации и выделение совокупности информа­ционных признаков;

3 — формирование концептуальной модели деятельности и принятие решения;

4 — практическая реализация принятого решения.

Четвертый этап подводит итог деятельности человека по трем предыдущим этапам, и ошибки, допущенные на данном этапе, могут свести на нет всю работу оператора, выполненную на пре­дыдущих этапах деятельности. Это необходимо учитывать в усло­виях повышенного стресса.

Степень профессиональной пригодности человека как соответ­ствующего звена автоматизированных объектов управления долж­на оцениваться по критериям, учитывающим не только его пси­хофизические особенности (быстроту реакции, особенности па­мяти, точность отслеживания и т.д.), но и специфическую спо­собность принимать правильные решения в аварийных ситуациях. При этом эффективность работы человека зависит в основном от его психологической подготовки к действиям в ЧС.


Качество психологической подготовки к ЧС

Оценивать качество психологической подготовки к ЧС целесооб­разно по трем типам ситуаций, существенно отличающихся специ­фикой и силой эмоционального воздействия на психику человека: