Смекни!
smekni.com

Понятие и содержание права наследования (стр. 10 из 16)

Судом установлено, что Г. и Ш. зарегистрировали брак 1 августа 1948 г. Не расторгнув брака с Ш., 3 января 1978 г. Г. зарегистрировал брак с Х.

Из содержания ст. 28 СК РФ следует, что с требованием о признании брака недействительным вправе обращаться другие лица, права которых нарушены заключением этого брака.

А. и И. в силу закона являлись наследниками имущества, оставшегося после смерти их отца.

В результате регистрации в 1978 году брака Г. с Х. последняя также в силу закона стала наследницей имущества в равных с А. и И. долях, от чего их доли в наследственном имуществе уменьшились.

Следовательно, А., считая свое имущественное право в результате заключения Г. брака с ответчицей нарушенным, был вправе на основании ст. 28 СК РФ просить суд о признании брака недействительным.

Вывод же суда (поддержанный впоследствии судами кассационной и надзорной инстанций) о том, что заключением брака между Г. и Х. права А. не нарушены, сделан ввиду неправильного применения норм материального права.

Обстоятельства принятия истцом наследства не влияли на его право обратиться в суд с заявлением о признании брака недействительным.

Доводы суда о том, что А. не подал в установленный законом срок заявления о принятии наследства, не могли служить основанием к отказу в удовлетворении его иска о признании брака недействительным.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 11 Постановления от 23 апреля 1991 г. № 2 "О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании", получение свидетельства о праве на наследство - право, а не обязанность наследника.

Однако суд этих разъяснений во внимание не принял и имеющегося между сторонами спора об имуществе не разрешил.

Поскольку каких-либо оговорок о том, какое это должно быть имущество, вышеназванная норма закона не содержит, вывод суда о том, что пользование А. некоторыми личными вещами наследодателя не может служить основанием для признания факта принятия им наследства, ошибочен.

Суд счел, что принятые А. личные вещи отца не являлись наследственным имуществом, а потому нельзя говорить о его фактическом вступлении во владение наследственным имуществом, состоящим лишь из дома и надворных построек. Однако это противоречит требованиям закона, поскольку к наследственному имуществу относится любое принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, включая вещи, имущественные права и обязанности.

Так, согласно ст. 213 ГК РФ в собственности Г. могло находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не могло принадлежать гражданам.

Сославшись на приведенные положения, суды кассационной и надзорной инстанций указали на то, что А. домом не пользовался, коммунальные услуги не оплачивал, следовательно, во владение наследственным имуществом фактически не вступил.

Поскольку между А. и Х. имеется спор о праве на имущество, который судом не разрешался, Судебная коллегия не нашла возможным разрешить требования А. об установлении факта принятия наследства по существу.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Правобережного районного суда Республики Северная Осетия - Алания от 12 августа 2002 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания и постановление президиума этого же суда отменила, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции[57].

Принятие наследства носит срочный характер. В соответствии со ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Если наследство открыто в день предполагаемой гибели гражданина-наследодателя, то оно может быть принято в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, в котором гражданин объявлен умершим. Согласно ч.1 ст. 1114 ГК РФ при объявлении гражданина умершим днем открытия наследства считается либо день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, либо день смерти, указанный в решении суда[58].

В соответствии с ч.3 ст.45 ГК РФ в случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определённого несчастного случая, суд может признать днём смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели, о чём указывает в решении суда.

На практике возникает вопрос: нет ли противоречий между правилами ст.45 и ст. 1114 ГК РФ, с одной стороны, и правилами ч.1 ст.1154 ГК РФ – с другой? Безусловно, определенное противоречие присутствует. В ч. 1 ст. 1154 ГК РФ законодатель говорит о том, что в случае открытия наследства в день предполагаемой гибели гражданина наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда (в то время как ст. 45 и ст. 1114 ГК РФ предписывают в этих случаях исходить из дня смерти, указанного в решении суда). В данном случае необходимо руководствоваться правилами ст. 1154 ГК РФ, которые имеют характер специальных, а правила ст. 45 и ст.1114 ГК РФ носят характер общих.

Наряду с общим сроком принятия наследства, ГК РФ устанавливает также специальные сроки:

- в течение шести месяцев со дня возникновения права наследования, если это право возникает вследствие отказа наследника от наследства или признания его недостойным наследником;

- в течении трёх месяцев со дня окончания общего срока принятия наследства для лиц, право наследования у которых возникает вследствие непринятия наследства другим наследником[59].

Принятие наследства по истечении установленного срока осуществляется ( ст.1155 ГК РФ ):

по решению суда о восстановлении срока и признании наследником принявшим наследство, если наследник пропустил срок по уважительным причинам и при условии, что он обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска отпали. Суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и признает ранее выданное свидетельства о праве на наследство недействительными;

без обращения в суд при условии согласия в письменной форме всех наследников. Ранее выданные свидетельства о праве на наследство аннулируются. Если на основании ранее выданного свидетельства была осуществлена государственная регистрация прав на недвижимое имущество, постановление нотариуса об аннулировании раннее выданного свидетельства и новое свидетельство являются основанием внесения соответствующих изменений в запись о государственной регистрации.

Решением Чапаевского городского суда частично удовлетворены исковые требования Н. о признании факта принятия наследства и права доли собственности дома.

Судебная коллегия по гражданским делам решение отменила, части отказа Н. от иска, в связи с неправильным толкованием и применением материального закона, с постановлением в этой части нового решения.

Судом установлено, и это не оспаривалось сторонами в суде и заседании судебной коллегии, что Н. после смерти дедушки и бабушки фактически вступила в права наследства.

Кроме Н. наследников после смерти бабушки и дедушки не имеется, а мать и дядя истицы на наследство, в том числе и спорный дом родителей не претендуют.

Указанные обстоятельства подтвердили допрошенные в суде свидетели и заинтересованные лица.

С учетом указанных обстоятельств, а также требований ст. ст. 1142, 1153, 218 ГК РФ суд пришел к правильному выводу, что истица фактически приняла наследство после смерти деда и обоснованно установил этот факт, признав право собственности за Н. на 7/25 доли в спорном доме.

Между тем, отказывая в иске Н. в части установления факта принятия ею наследства после смерти дедушки и бабушки, суд сослался на то, что наследники 1 очереди в соответствии со ст. 1157 ГК РФ не оформили свой отказ от наследства в нотариальной конторе после смерти в 1999 г. их матери.

Однако суд неправильно применил и истолковал нормы ст. 1157 ГК РФ, которая предусматривает права, а не обязанность наследников отказа от наследства.

Поскольку наследники 1-й очереди после смерти своих родителей в права наследования не вступали и не желают этого делать, единственным наследником после смерти их родителей остается истица, которая фактически вступила в права наследства.

В связи с чем, решение суда в этой части отменено и по делу вынесено новое решение, исковые требования Н. удовлетворены в полном объеме[60].

Соглашение о разделе наследства может быть заключено в простой письменной форме, а по желанию наследников – удостоверено нотариально. Как правило, в нотариальной форме заключается соглашение о разделе такого имущества, распорядится или получить которое наследники могут только при предъявлении соответствующего документа. В отношении раздела наследства, в состав которого входит недвижимое имущество, ч. 2 ст. 1165 ГК РФ установлены особые правила. Соглашения о разделе наследства, в состав которого входит такое имущество, в том числе соглашение о выделении из наследства доли одного или нескольких наследников, могут быть заключены наследниками только после выдачи им свидетельства о праве на наследство.

При заключении соглашения о разделе наследственного имущества наследники руководствуются принципом свободы волеизявления, по этому раздел наследства может быть произведен ими и не в соответствии с причитающимися каждому размерами долей. Несоразмерность имущества, выделяемого в натуре наследнику, причитающейся ему доле и может быть компенсирована выплатой соответствующей денежной суммой (либо иным способом – по договоренности между наследниками) или же вообще не компенсирована.

Государственная регистрация прав наследников на недвижимое имущество, в отношении которого заключено соглашение о разделе наследства, осуществляется на основании соглашения о разделе наследства и ранее выданного свидетельства о праве на наследство.