Смекни!
smekni.com

Макс Борн (стр. 2 из 2)

Шесть месяцев он работал с индийским физиком Венката Романом в Индийском физическом институте в Бангалоре, затем в 1936 году занял пост профессора натурфилософии в Эдинбургском университете. Здесь он преподавал и проводил исследования вплоть до своего ухода в отставку в 1953 году, когда он стал почетным профессором в отставке в Эдинбурге.

В 1936 году Борн был награжден Стоуксской медалью Кембриджского университета.

В 1948 году Макс Борн получил медаль Макса Планка Германского физического общества.

В 1950 году Борн был награжден медалью Хьюза Лондонского королевского общества.

В 1954 году, Максу Борну, наконец, присуждают Нобелевскую премию по физике "за фундаментальные исследования по квантовой механике, особенно за его статистическую интерпретацию волновой функции". Он разделил премию с Вальтером Боте, который был награжден за экспериментальную работу по элементарным частицам. В нобелевской лекции Борн описал истоки квантовой механики и ее статистической интерпретации, указал, что ответ на вопрос: "Можно ли нечто, с чем нельзя ассоциировать привычным образом понятия положение и движение, называть предметом или частицей?" - заметил: "Ответ на этот вопрос принадлежит уже не физике, а философии".

Вскоре после своей отставки Борн с женой поселился в Бад-Пирмонте, небольшом городке вблизи Геттингена, их пенсионные права и конфискованная собственность были восстановлены послевоенным правительством. Здесь Макс Борн продолжал свою научную работу, готовил новые издания своих публикаций, писал и выступал с лекциями о социальной ответственности ученых, особенно в связи с применением ядерного оружия. В 1955 году он был одним из шестнадцати нобелевских лауреатов, которые собрались на острове Майнау, расположенном на озере Констанс в Швейцарии, чтобы выработать заявление, осуждающее дальнейшую разработку и использование ядерного оружия. В конце концов эту декларацию подписал пятьдесят один нобелевский лауреат.

Два года спустя восемнадцать геттингенцев (включая Борна - все из группы ведущих западногерманских физиков) поклялись не принимать участия в разработке и производстве ядерного оружия, участвовали в кампании против ядерного вооружения Западной Германии.

Макс Борн умер в геттингенском госпитале 5 января 1970 года.

Хотя Борна больше всего помнят в связи с его работами в области квантовой механики, его исследования и труды сыграли важную роль во всех тех областях, которых они касались. "Мне никогда не нравилось быть узким специалистом, – написал он в своей автобиографии. – Я не слишком подошел бы к современной манере проводить научные исследования большими группами специалистов. Философское основание науки – вот что всегда интересовало меня больше, чем конкретные результаты".

Макс Борн получил девять почетных докторских степеней и был членом многих научных обществ и академий, в том числе Лондонского королевского общества и американской Национальной академии наук.