Смекни!
smekni.com

Рекреационный потенциал Австрии (стр. 1 из 2)

"Горный край у быстрого Дуная" - такова первая строфа национального гимна Австрийской республики, которая, наверное, наиболее точно передает самую характерную черту этой страны.

В самом деле, достаточно взглянуть на физическую карту Австрии, чтобы увидеть главное - горы и Дунай. Четыре пятых площади страны (83849 км2) окрашены в коричневый цвет, и только одна пятая - в зеленый. По сгущающейся коричневой окраске видно, что самые высокие горы Австрии находятся на западе страны, ближе к границе со Швейцарией. К востоку коричневатый цвет становится белесым - горы постепенно понижаются и около Дуная переходят в равнину - Венгерскую низменность, по которой и течет Дунай, образуя на карте страны вместе со своими главными притоками раскидистую голубую ветку.

Авторы книг по Австрии всегда затруднялась подобрать сравнение для описания конфигурации страны. Географы находили, что Австрия имеет "форму клина, вытянутого в широтном направлении", писатели сравнивали ее очертания с человеческим сердцем. Но точнее и образнее, пожалуй, определили очертания своей страны крестьяне: они говорят, что Австрия своими очертаниями напоминает виноградную гроздь. Причем Придунайская низменность словно зеленый лист лозы поверх этой грозди.

Первые поселения людей появились на территории современной Австрии в доисторические времена. Расположенная в самом центре Европы, Австрия во все времена оказывалась на пути мигрировавших племен. Из обычной пограничной провинции во времена Рима и марки при Бабенбергах и Габсбургах она стала сильным многонациональным государством, распад которого произошел только после Первой Мировой войны, когда Австро-Венгрия из империи превратилась в Австрийскую республику. Аншлюс и Вторую Мировую войну австрийцы до сих пор переживают как тяжелую травму. В 1996 г. страна отпраздновала "1000-летие со дня рождения Австрии" на основании всего лишь документа, в котором употреблен термин "Ostarrichi". Австрия дала миру много гениальных и очень известных людей, среди которых (кроме Адольфа Гитлера, Арнольда Шварценеггера и Томаса Мустера) физик Вольфганг Паули, медик Конрад Лоренц, писатель Стефан Цвейг, художник Эгон Шиле, архитектор Отто Вагнер, философ Зигмунд Фрейд и целая плеяда гениальных музыкантов и композиторов: Иоганнес Брамс, Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Франц Шуберт и Иоганн Штраус. В архитектуре представлены почти все направления: романское (яркий пример - город Зальцбург), готическое (например, Собор Св. Стефана в Вене), ренессанс (например, Ландхаус), барокко (Шенборн), бидермейер, неоклассицизм и модерн.

Австрия занимает первое место среди европейских стран по прибыли, получаемой ежегодно от туризма (6,3 % ВНП). Вопреки общепринятому мнению, Австрия не является страной исключительно зимнего спорта. В Австрии очень много объектов не просто национального, но и мирового наследия. Т.к. в моей группе кроме меня об Австрии пишет еще один человек, то мы с ним поделили страну на 2 части: западную (Зальцбург, Форарльберг, Тироль и Восточный Тироль) и восточную, собственно мою, включающую Верхнюю и Нижнюю Австрию, Каринтию, Бургенланд и Штирию. И, конечно, же еще Вену - один из красивейших городов не только Европы, но и всего мира. Вена (во времена Рима - Виндобона) имеет форму круга, пересеченного рекой Дунай (еще с римских времен город расширяется концентрическими кругами). Его центральная часть - "внутренний город" (Innere Stadt); Ринг является цепочкой бульваров, образующих кольцо. Именно на этом кольце и расположены самые красивые достопримечательности города, памятники, на посещение которых можно потратить часы, а возможно и месяцы. За Рингом следует Гюртель - еще одно кольцо.

О красоте и своеобразии Вены рассказано в десятках книг, она воспета в народных песнях и в "венских вальсах", ей посвящены оперетты... Но никому еще не удалось дать полный портрет этой европейской столицы. Вена очень многолика.

Почти в центре "внутреннего города" стоит знаменитый Собор Св. Стефана (Stephansdom). Огромный древний храм до сих пор остается одним из самых высоких зданий города. Этот собор такая же святыня для австрийских католиков, как для итальянских Собор Св. Петра. Это символ Вены. Собор, который в прошлом году отпраздновал свое 850-летие (он ровесник Москвы), считается одной из чудес старой европейской архитектуры. Общая длина Собора составляет 107,2 м, высота церковного нефа - 38,9 м. Строительство Собора длилось несколько веков, каждый из которых оставил свои следы в его архитектуре. Он перестраивался три раза (первая церковь была построена в 1147 г., но от нее почти ничего не сохранилось, в 1263 г. произошло освящение второй, романской церкви): современная готическая церковь строилась 150 лет. На стенах Собора очень много различных скульптурных произведений (львы, драконы, василиск, "человек, вытаскивающий занозу" и др.). Интерьер Собора дает представление о разных стилевых направлениях - поколения художников трудились над его украшением. Центральный алтарь изображает казнь Святого Стефана, справа от входа находится готический алтарь с изображением Петчской мадонны. Истинным шедевром Собора является кафедра, высеченная в 1514-1515 гг., перила лестницы украшают изображения жаб и ящериц. В верхней части - четыре отца католической церкви; шедевром является и гробница Фридриха III из красного мрамора, которую украшают 240 (!) фигур. Северная башня Штефансдома - обитель "Пуммерин" - самого большого колокола Австрии (его вес - 21383 кг, диаметр - 314 см), который звонит только 31 декабря.

На площади Ам-Хоф находится римский лагерь древней Виндобоны (здесь открыты древние раскопки). В XVII в. в честь Богородицы здесь воздвигли колонну Мариензойле (Mariensaeule). Колонна представляет из себя любопытное зрелище: Мадонна опирается на не очень симпатичных животных, которые символизируют четыре Божьи кары. Хотя она и попирает ногами малопривлекательных зверюшек, выражение ее лица говорит о том, что она их все же опасается.

Еще одна очень известная достопримечательность Вены - императорский дворец Хофбург (Hofburg). Это огромное белое здание с башенками с обеих сторон. В центре - орел, символизирующий династию Габсбургов. Дворец поражает прежде всего размерами своего внутреннего двора. Хофбург - это целый архитектурный ансамбль, строившийся с XIII в. Тут находятся Бургкапелла (готическое сооружение изначально, но завершенное в эпоху барокко), Михаэлеркирхе (Michaelerkirche) (строгий по стилю ансамбль; величием своим обязан сочетанию белых и золотых тонов; на заалтарном украшении изображение человеческих тел, выходящих из облаков; восхитителен большой орган, серебряные трубы которого обеспечивают плавный переход от белого цвета к золоту, которое преобладает в интерьере церкви) и Лоосхаус (Looshaus), прозванный "домом без бровей" и чей вид в свое время очень раздражал императора Франца-Иосифа. Полукруг Михаэлерплатц украшен с обеих сторон двумя импозантными фонтанами: один символизирует владычество Австрии на море, а другой - владычество подвиги Геракла. Во дворце хранится корона Священной Римской империи (962 г.), богато украшенная драгоценными камнями (изумруды, сапфиры, бриллианты и рубины). Сейчас во дворце Хофбург располагаются Национальная библиотека, коллекция оружия и музыкальных инструментов, а также императорская сокровищница дворца.

В XVII в. был построен Бельведер - архитектурный ансамбль, состоящий из двух замков, прототипом которых был Версаль. Этот замок считается одним из красивейших образцов барокко в мире. Верхний Бельведер - здание песочного цвета, черепичная крыша удивительно темно-зеленого цвета. Вход во дворец представляет из себя гармоничное сочетание железа и стекла. По обе стороны дверей - два сфинкса, а в стороне скульптурная композиция из обнаженных мужчин, удерживающих двух коней, что является аллегорией укрощенной страсти. На крыше десятки статуй, стоящих попарно. В Бельведере находятся три музея по искусству Австрии и всего мира, в Верхнем Бельведере хранится одна из самых знаменитых картин в мире - "Поцелуй" Густава Климта.

Ринг означает "кольцо", но на самом деле этот бульвар имеет форму подковы, выходящей на Дунай. В застройке бульвара участвовало много архитекторов, старавшихся превзойти друг друга в оригинальности. В результате возник конгломерат различных стилей, когда-то раскритикованный как "стилевая мешанина". На Ринге много интересных зданий. Среди них неоготический Ратхаус (Rathaus) - Ратуша: ее центральная башня увенчана "железным ратушным человечком", ставшим одним из символов Вены. Перед ратушей - парк, украшенный фонтанами и скульптурами выдающихся австрийцев. Перед зданием Парламента - статуя Афины-Паллады. Самый знаменитый театр Вены - Бургтеатр - также расположен на Ринге: пышный интерьер театра украшен фресками. Ринг славится и своими парками, самый популярный из которых - Штадтпарк (Stadtpark), а самый старый парк - Бурггартен (Burggarten) - является как бы продолжением Хофбурга, его главное украшение - памятник Моцарту. Прелестен и Фолькгартен (Volksgarten), в центре которого храм Тезея, копия греческого храма.

Нельзя не упомянуть и о дворце Шенбрунн (Schoenbrunn), который использовался как летняя императорская резиденция. Благодаря своему историческому значению, красоте окрестностей и прекрасной архитектуре, считается одной из главных достопримечательностей Вены. Замок содержит 1441 комнату, внутреннее убранство выдержано в стиле рококо (преимущественно белые поверхности с орнаментами из 14-каратного листового золота), частью этого интерьера являются также богемские хрустальные люстры и кафельные печки. Подобно Петергофу и Версалю, этот ансамбль объединяет архитектуру и природу, величественный замок и красивый парк.

Описание объектов культурного наследия в Вене можно закончить, пожалуй, Церковью Св. Карла (Karlskirche) - гордостью венской архитектуры. Это шедевр барокко. Овальный купол, высота которого превосходит 70 м, соединяет все части строения. Две колокольни, стоящие по бокам от паперти, сделаны по образцу Траянской колонны, но в стиле австрийского барокко. Над алтарем высятся застекленные церковные хоры, которые удивительно напоминают театральный интерьер, и даже главный алтарь имеет сходство с театральной сценой. Эта церковь - прекрасный образец раннего барокко. Как лоскутное одеяло состоит из разных кусков, так и Карлскирхе соединяет в себе колонны Траяна, греческий фронтон и азиатские крыши.