Смекни!
smekni.com

Намибия (стр. 5 из 6)

Большое внимание правительство уделяет проблеме равенства полов. На выборах в местные органы власти в 1998 40% депутатов составили женщины, отчасти потому, что именно такая квота им отводилась в партийных списках кандидатов. В стране действует Управление по делам женщин, непосредственно подчиняющееся президенту и пользующееся его поддержкой. Значительное число постов в правительстве занимают женщины (гораздо больше, чем в других африканских странах). Нормой стало включение женщин в советы директоров компаний и учреждений. По мере укрепления позиций женщин в намибийском обществе более справедливо решаются вопросы частной собственности и наследования.

История

Вероятно, первыми на территорию Юго-Западной Африки пришли койсаноязычные народы, предки современных сан (бушменов), живущих на северо-востоке Намибии и северо-западе Ботсваны. Они были организованы в небольшие родственные группы и занимались охотой и собирательством, при этом у каждой группы была своя обширная территория.

Скупые и фрагментарные данные археологии, лингвистики и устной традиции позволяют составить лишь приблизительную картину миграций племен до 19 в. Вероятно, наиболее важные миграции растягивались во времени на несколько столетий. Отдельные племенные группы нама, продвигавшиеся в северном направлении в южные районы плоскогорья, насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Они сочетали охоту с примитивным скотоводством, как и намаязычные горные дамара на севере плоскогорья и в пределах центральной части Большого Уступа. Герероязычные скотоводы мигрировали на юг в район плоскогорья Каоко (племена химба, тджимба) и в центральные районы плато (гереро, мбандеру). Все они были скотоводами и не создали централизованную социально-политическую организацию. Группы охотников и скотоводов постоянно передвигались в поисках пастбищ и воды, преодолевая огромные расстояния.

Иначе складывалась ситуация на севере. Мигрировавшие сюда овамбо оседло расселились вдоль рек Кунене и Окаванго и на расположенных между ними внутренних заливных равнинах. Так возникли районы постоянных поселений, разделявшиеся лесными массивами. В зависимости от природных условий в этих районах могли жить от нескольких сотен человек (на засушливом западе) до нескольких десятков тысяч человек (в более увлажненных северо-восточных районах), где возникли «королевства», сложившиеся над матрилинейными кланами и составившие основу традиционной социально-экономической организации населения. Далее к востоку основными торговыми путями и маршрутами миграций служили реки Окаванго и Замбези. Племена овамбо занимались добычей меди на плато Отави, железной руды в Кассинге и соли в обширной бессточной впадине – солончаке Этоша.

Начавшееся с конца 18 в. продвижение европейцев из Капской колонии вынудило некоторые частично европеизированные группы местного населения переправиться на правобережье р.Оранжевой. Народ орлам расселился среди нама вплоть до северо-западной части плоскогорья Каоко. Их вторжение нарушило традиционный уклад жизни местного населения и хрупкий социально-политический баланс в здешних краях. Орлам были нужны товары, которые они могли бы обменять на европейские промышленные изделия. Они использовали свое техническое превосходство над местным населением (бычьи упряжки и огнестрельное оружие) для захвата единственного товара, пользовавшегося спросом у европейцев – принадлежавшего гереро скота. В 1830–1850-х годах вождь орлам Йонкер Африкаанер подчинил многие племена нама и гереро и создал военно-территориальное образование, власть которого распространялась на бóльшую часть центральных районов современной Намибии. Йонкер Африкаанер управлял этим образованием из своих ставок в Виндхуке и Окахандье. Тогда же во внутренние районы южной части Намибии проникли европейские торговцы и миссионеры, после 1840 наибольшую активность здесь проявляло Рейнское миссионерское общество. После смерти Йонкера Африкаанера в 1861 его государство распалось, однако всеобщая заинтересованность в нормальной торговле сдерживала междоусобные столкновения и угон скота.

Ухудшение обстановки на севере, связанное с двумя рейдами людей Йонкера и первой попыткой португальцев захватить внутренние районы южной Анголы, обеспокоили вождей овамбо, которые начали вооружаться. В 1860–1870-е годы главным предметом меновой торговли была слоновая кость, однако когда слоны были истреблены, местная знать стала совершать набеги на своих северных соседей и угонять у них скот, а также установила специальный налог на скот. Появилась даже особая прослойка военных руководителей, ленга, сосредоточивших в своих руках значительную власть.

В 1878 Великобритания захватила район Уолфиш-Бея, присоединив его через шесть лет к Капской колонии. Но первый решительный шаг к колонизации внутренних районов Намибии сделала в 1884 Германия, объявив протекторат над территориальными приобретениями бременского купца Людерица, который купил у вождя одного из племен нама бухту Ангра-Пекена и прилегающий к ней район. Затем немцы сумели навязать местным вождям т.н. «договора о защите», т.е. о протекторате, и вскоре под контролем Германии оказалась значительная часть территории. Для управления новыми владениями было создано «Германское колониальное общество Юго-Западной Африки», просуществовавшее ок. 10 лет. Когда Обществу оказалось не по силам справиться с вооруженным сопротивлением намибийцев, официальный Берлин направил туда губернатора, Теодора Лейтвейна, после чего в Намибию прибыли первые белые поселенцы. В 1897–1898 в Намибии разразилась эпидемия чумы рогатого скота, принесшая огромные бедствия местному сельскому населению. В результате грабительских действий белых торговцев и дальнейших захватов земли потерпела крах проводимая губернатором политика постепенных выборочных захватов и вытеснения африканцев в экономически неперспективные районы. В январе 1904 на борьбу с немецкими колонизаторами поднялись гереро. После решающей победы при Ватерберхе командующий немецкими частями Лотар фон Трота отдал приказ о физическом истреблении всех гереро. В конце того же года под предводительством вождя Хендрика Витбоя против немцев выступили народы южной Намибии. К моменту прекращения боевых действий в 1907 потери намибийцев составили ок. 100 тыс. человек, или 60% населения, жившего в пределах плоскогорья.

Германская колониальная администрация установила жесткий режим принудительного труда в т.н. полицейской зоне, конфисковав у местного населения землю и скот. Всемерно поощрялось размещение на «освободившихся» землях белых поселенцев, и в 1913 их численность превысила 1,3 тыс. человек. Колониальные власти не стремились установить режим прямого управления над хорошо вооруженными овамбо, что частично объяснялось нехваткой рабочих рук для строительства железной дороги, а также для работ на новых шахтах в Цумебе (добыча меди с 1906) и для добычи алмазов на юге пустыни Намиб (с 1908). В такой ситуации решить проблему могло лишь привлечение рабочих-мигрантов из северных районов. К 1910 ежегодно 10 тыс. рабочих-овамбо отправлялись в долгий и опасный путь на юг.

В 1914 Южно-Африканский Союз (ЮАС) вступил на стороне Великобритании в Первую мировую войну и в следующем году разгромил колониальные войска Германии на территории Намибии. В 1920 Намибия была передана под управление ЮАС в качестве подмандатной территории Лиги наций, который получил право выполнять здесь законодательные, исполнительные и судебные функции (полный мандат категории «С»).

Переход Намибии под контроль ЮАС и нападение на нее португальцев с территории Анголы предопределили установление в Овамболенде колониального господства. Это совпало с голодом 1915–1916, который, вместе с разразившейся двумя годами позднее эпидемией гриппа, унес в могилу около четверти населения Овамболенда. В 1917 в ходе южно-африканской карательной экспедиции был убит вождь Н.Мандуме, который в последний год своего правления стремился к объединению всех овамбо. Еще дважды ЮАС использовал военную силу (теперь уже включая воздушные бомбардировки) для усмирения местного населения – в 1922 для подавления восстания бондельсвартов (одной из этнических групп нама) на юге и в 1932 против одного из вождей овамбо Ипумбу.

В 1920-е годы на Намибию стала распространяться южно-африканская политика расовой дискриминации, заключавшаяся в создании резерватов для обеспечения белых поселенцев дешевой рабочей силой, контроле за притоком сельского населения в города, направленном на ограничение заселения городов африканцами, резервирование за белыми рабочих мест в определенных сферах, введении пропусков для контроля за передвижением черного населения, установлении комендантского часа в городах в ночное время суток. Северные районы страны, где проживало ок. 70% всего населения, были изолированы от полицейской зоны. Там немногочисленная колониальная администрация контролировала назначенных колониальными властями вождей, которые осуществляли непосредственные управленческие функции. В полицейскую зону допускались только северяне, имеющие при себе контракт на работу сроком от 12 до 18 месяцев.

В 1945 вместо Лиги наций была создана ООН. В следующем году ООН отвергла просьбу ЮАС о включении в ее состав территории Юго-Западной Африки. В ответ ЮАС отказался передать эту территорию под опеку ООН, начав тем самым затяжное судебное разбирательство в Международном суде ООН. В 1966 Международный суд 13 голосами против 12 отказал в ходатайстве двум бывшим членам Лиги наций, Эфиопии и Либерии, о лишении Южно-Африканской Республики (ЮАР) мандата на управление Намибией, решив, что эти две страны не имеют права возбуждать судебное дело по данному вопросу. Генеральная ассамблея ООН аннулировала мандат ЮАР и передала Намибию под эгиду ООН. В 1971 Международный суд подтвердил законность этого шага.