Смекни!
smekni.com

Проблемы мета географии (стр. 4 из 10)

Порядок расположения метагеографических дисциплин не случаен. Он вытекает из взаимосвязи реальных отношений изучаемых ими. Определяющими являются экономические отношения, материальная основа всей научной деятельности. Они определяют социальные отношения, которые затем закрепляются в правовых нормах и формируют психологическую атмосферу научной деятельности, из которой вытекает морально-нравственные отношения между учеными.

Передача информации есть атрибут любого из этих отношений и поэтому определить место информатики в этом линейном ряду нельзя. Она охватывает все эти отношения под определенным углом зрения.

В результате протекания всех вышеуказанных процессов добываются научные знания. Возникают логические отношения, осуществляется переход от рассмотрения научной деятельности к научному знанию. Таким образом, логика должна занимать последнее место среди отраслевых метанаучных дисциплин, потому что изучаемые ею отношения производны от всех предшествующих отношений. Но научное знание не пассивно относится к научной деятельности. Его уровень и характер определяют основные характеристики научной деятельности. Круг замыкается. Между всеми остальными отношениями устанавливается диалектическая взаимосвязь, что, однако не исключает возможности и необходимости выделения субординационного ряда метагеографических дисциплин, для упорядочения связей между ними, а наоборот предполагает его.

Основой для выделения всех этих метагеографических дисциплин в один уровень является их ориентация на познание категории особенного, то есть, отдельных аспектов науки.

Третий уровень – теоретический

Он представлен общей теорией метагеографии, предметом исследования которой является географическая наука как целостная объективно-субъективная система научного знания и научной деятельности.

Основной задачей является синтез отраслевых метагеографических подходов и осмысление географической науки как целого. Основной метод познания – синтез.

Четвертый уровень – конструктивный

Он представлен теорией организации и управления географической наукой.

Основная задача теории организации географической науки в выявлении и обосновании системы условий, необходимых для ее оптимального развития и выработки практических рекомендаций по претворению их в жизнь.

Основной задачей, стоящей перед управлением географической наукой является целенаправленное регулирование системы отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления научно-географической информации.

Аналогичную структуру должна иметь любая метанаука, если она претендует на системное исследование.

Данная структура не является исчерпывающей и в будущем в нее возможно включение новых дисциплин, что не должно нарушить теоретические основы, систему принципов лежащую в ее основании.

Предлагаемая модель структуры может служить, в то же время, программой метагеографических исследований, так как отражает основные этапы познания науки. В ней косвенно показана взаимосвязь внутренних и внешних факторов развития науки и альтернатива, стоящая перед некоторыми зарубежными историками науки (70; 74), учет либо внешних, либо внутренних факторов развития науки, здесь снимается. Вместо “или – или” становится “и – и”, то есть, их взаимный учет.

МЕСТО МЕТАГЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Вопросу о месте метагеографии в системе наук не уделяется достаточного внимания и, как правило, рассмотрение этого вопроса ограничивается определением ряда характерных черт метагеографии.

Наиболее подробно место метагеографии в системе наук рассмотрено в работе Ю.Г. Саушкина (91). Он первый среди географов, отметил “промежуточный” характер метагеографии, находящейся между науковедением и географией, подчеркнул ее общегеографическое значение и ввел метагеографию в классификацию географических наук (91, с.321). При этом была допущена неточность, состоящая в том, что метагеография выделялась наряду с историей и методологией географии, а не как единая наука о географической науке. Но даже в работе Ю.Г. Саушкина эта проблема рассмотрена недостаточно, что вынуждает обратиться к ней снова.

Для того чтобы построить адекватную классификацию географической науки нужно ее классифицировать как систему научного знания и как систему научной деятельности·. В результате мы получим две самостоятельные, но тесно связанные классификации. Их нельзя свети друг к другу из-за качественно различного характера оснований классификации. Совокупность подобных классификаций отразит географическую науку как объективно-субъективную систему знания и деятельности.

В данной работе мы будем классифицировать географическую науку только как систему знания.

Для определения места метагеографии в системе наук необходимо исходить из принципа объективности. На основе этого принципа любая наука должна разделяться на две подсистемы – на собственно науку, исследующую аспекты природы, общества, мышления или их взаимосвязи, и на метанауку, исследующую данную науку. Обычно метанаука представлена методологией и историей науки.

Необходимо использовать подобное разделение и в системе географических наук. В результате образуются две различные подсистемы географической науки, составляющие единство противоположностей. Географическая наука, как и любая другая наука, может существовать и развиваться только благодаря взаимодействию этих противоположных подсистем, образующих единое целое.

Из этого видно, что метагеография не просто “рядовая” географическая наука, а “половинка” географии, ее самосознание. Предмет метагеографии принципиально отличен от предмета исследования остальных географических наук. Метагеография и собственно география образуют различные структурные уровни географической науки и поэтому их нельзя совмещать в одной классификационной таблице. Но подобное положение не учтено ни в одной из существующих классификаций географической науки, что приводит к смешению собственно научных и метанаучных дисциплин.

Очень важно понять, что метагеография не решает содержательных географических задач и, тем самым, не заменяет и не смешивается с теорией географии. Она лишь дополняет ее и является необходимым условием развития теории географии. Еще раз отметим, что принципиальное отличие между ними заключается в том, что теория географии направлена на познание объективной логики, логики природы и общества, а метагеография на познание субъективной логики, логики научного познания.

Метагеография имеет различные уровни. Мы считаем, что следует выделять: общую метагеографию, рассматривающую географию в целом и частные метагеографии, рассматривающие отдельные географические науки.

Исходя из сказанного, место метагеографии в системе географических наук можно определить следующим образом.


Общая метагеография
Метатеоретическая география

Система

естественных метагеографических наук

Система

общественно-естественных метагеографических наук

Система

общественных метагеографических наук

Теоретическая

география

Система

естественных географических наук

Система

общественно-естественных географических наук

Система

Общественных географических наук

Онтологическая часть классификации географических наук, т.е. классификация знания о предмете исследования географической науки, хорошо обоснована в статье У. Мересте (66). Нет необходимости останавливаться на этом вопросе подробно. Отметим лишь, что основой выделения групп наук является сочетание предмета и метода исследования. Так сочетание метода общественных и предмета естественных наук, образует науку особой группы – общественно-естественной. Здесь нет смешения общественных и естественных законов и закономерностей. Науки этой группы включают в себя только те общие закономерности, которые содержатся одновременно и в общественных и в естественных географических науках.

Подобное выделение находит полное подтверждение в логике. Д.П. Горский отмечает, что “предметы, совмещающие в себе признаки предметов сходящих в различные члены деления, выделяются в особый класс, являющийся самостоятельным членом деления” (19, с.88). Примером подобных общественно-естественных географических наук могут служить экономическая оценка природных ресурсов, экономическая климатология и т.п.

Следует отметить, что за выделение группы общественно-естественных географических наук выступают и многие советские и зарубежные философы-марксисты, стоящие бесконечно далеко от смешения законов общества и природы, например В.М. Букановский (10) и В.С. Добриянов (25).

Гносеологическая часть классификации географических наук, т.е. классификация знания о самой географической науке, имеет свою специфику, связанную с отличием структуры метагеографии от структуры географической науки. Из этого вытекает то, что места определенных наук в онтологической и гносеологической частях классификации не тождественны. Так, например, теоретическая география, являясь самой общей географической наукой в онтологической части классификации, уступает это место общей метагеографии в гносеологической части. В целом же гносеологическая часть повторяет основные черты онтологической части классификации наук. Отношение между ними проявляется как отношение между объектом и отражением.