Смекни!
smekni.com

География и глобальные проблемы (стр. 2 из 10)

В повестке дня сегодня решение конкретных проблем, в частности, ратификация российско-американских соглашений по ракетно-ядерному разоружению. Но возникает более общий вопрос: насколько реально в ближайшем будущем прекращение распространения ядерного оружия, присоединение к усилиям в области разоружения других ядерных держав? Можно ли, если не устранить полностью, то хотя бы ограничить торговлю оружием, которая, принося прибыль сегодня, завтра неминуемо обернется большими издержками и угрозами?

Все эти аспекты проблемы войны и мира приобретают новое измерение в глобализирующемся мире. Не только экологическая, экономическая, информационная, но и военная безопасность все в меньшей мере может обеспечиваться национальными средствами, все больше требует коллективных усилий. С этой точки зрения важное значение имеют укрепление Организации Объединенных Наций, расширение ее полномочий и возможностей, дополнение существующей структуры международной безопасности континентальными и региональными органами, способными быстро и оперативно разбираться в сложных конфликтных ситуациях, решать локальные споры.

Усилению глобальной системы безопасности препятствует стремление ряда государств решать эти проблемы на путях формирования военных блоков. Могут ли такие блоки стать органичной частью глобальной системы или, напротив, они подтолкнут к формированию аналогичных военных союзов другими государствами, то есть к опасности нового раскола мира, второго издания “холодной войны”, возрождения гонки вооружений?

Заслуживает рассмотрения вопрос о судьбе нейтралитета. В новых условиях это понятие, ранее сводившееся к неучастию в военных группировках, могло бы наполниться более богатым содержанием: в обмен на надежные гарантии безопасности со стороны мирового сообщества государства могли бы отказываться от создания собственных систем обороны, переключив военные расходы на мирные цели. В настоящее время существует много других инициатив, которые следовало бы подвергнуть тщательной экспертизе и рекомендовать авторитетным международным органам.

Особого внимания требует проблема конфликтов, возникающих на почве межконфессионального соперничества. Скрываются за ними традиционные геополитические противоречия или мир стоит перед угрозой возрождения джихадов и крестовых походов, инспирируемых фундаменталистами различного толка? Сколь бы неожиданной ни казалась такая перспектива в эпоху широкого распространения демократических и гуманистических ценностей, связанные с нею опасности слишком велики, чтобы не принять необходимые меры для их предотвращения.

К числу актуальных проблем безопасности относится также совместная борьба с терроризмом, политическим и уголовным, преступностью, распространением наркотиков.

Таким образом, усилия мирового сообщества по созданию системы глобальной безопасности должны идти по пути продвижения к: коллективной безопасности универсального типа, охватывающей всех участников мирового сообщества; безопасности комплексного типа, охватывающей, наряду с военной, и другие факторы стратегической нестабильности; безопасности долгосрочного типа, отвечающей потребностям демократической глобальной системы в целом.

1.1.2. Политика и власть в глобализирующемся мире

Как и в других областях жизнедеятельности, глобализация влечет за собой принципиальные изменения в области политики, устройства и распределения власти. От того, насколько правильно будет понят смысл этих изменений и проявлена воля к объединенным действиям, в решающей мере зависит способность человечества удерживать под контролем сам процесс глобализации, используя его положительные аспекты и минимизируя негативные последствия, достойно ответить на экономические, социальные, экологические, духовные и иные вызовы ХХI века.

Исходной посылкой для раскрытия темы является происходящее на наших глазах стремительное расширение сферы глобальной политики. Зародилась она достаточно давно, но на протяжении всего предыдущего развития занимала узкую “полоску” во взаимодействии государств, сводилась в основном к регулированию вопросов войны и мира нормами международного права.

“Сжатие” пространства благодаря революции в области коммуникаций и формированию мирового рынка, необходимость общечеловеческой солидарности перед лицом надвигающихся угроз неуклонно сокращают возможности национальной политики и множат число региональных, континентальных, глобальных проблем. По мере усиления взаимозависимости отдельных обществ эта тенденция не только доминирует во внешней политике государств, но и все больше дает себя знать во внутриполитических вопросах.

Между тем, основой “организационной структуры” мирового сообщества остаются суверенные государства. В условиях этого “двоевластия” остро необходим разумный баланс между национальной и глобальной политикой, оптимальное распределение “обязанностей” между ними, их органичное взаимодействие.

Насколько реально такое сопряжение, удастся ли преодолеть противодействие сил национального и группового эгоизма, использовать открывающийся уникальный шанс формирования демократического мирового порядка - вот главный предмет исследования.

Опыт последних лет не позволяет однозначно ответить на этот вопрос. Ликвидация раскола мира на два противостоящих военно-политических блока не привела к ожидавшейся демократизации всей системы международных отношений, к устранению гегемонизма или сокращению применения силы. Велик соблазн начать новый тур геополитических игр, передел сфер влияния. Заметно притормозился процесс разоружения, импульс которому дало новое мышление. Вместо одних конфликтов разгорелись другие, не менее кровопролитные. В целом после шага вперед, каким стало прекращение “холодной войны”, было сделано полшага назад.

Все это не дает основания считать, что возможности демократического переустройства международной системы исчерпаны, но свидетельствует о том, что эта задача намного сложнее, чем представлялась десять лет назад политикам, отважившимся за нее взяться. Остается открытым вопрос о том, что придет на смену биполярному миру новая его версия с заменой Советского Союза какой-то супердержавой, моноцентризм, полицентризм или, наконец, демократическое управление делами мирового сообщества посредством общеприемлемых механизмов и процедур.

Наряду с созданием новой системы международных отношений и перераспределением власти между государствами растущее значение приобретают другие факторы, активно влияющие на формирование миропорядка ХХI века. Международные финансовые институты, транснациональные корпорации, мощные информационные комплексы типа “Интернет”, глобальные системы коммуникаций, объединения родственных по духу политических партий и социальных движений, религиозные, культурные, корпоративные объединения - все эти институты формирующегося глобального гражданского общества могут в перспективе приобрести сильное воздействие на ход мирового развития. Станут они проводниками ограниченно национальных или даже эгоистических частных интересов либо инструментом глобальной политики - вопрос огромного значения, нуждающийся в углубленном исследовании.

Мировому сообществу в связи с последствиями глобализации в политической сфере следует заострить свое внимание на следующим ключевых проблемах.

1. Это, прежде всего, проблема политического лидерства. При том, что существуют некие его черты, общие для всех эпох и цивилизаций, специфика нашего времени заключается в том, что никогда еще в распоряжении правителей не было столь могущественного арсенала средств власти (вплоть до “ядерного чемоданчика”) и, следовательно, никогда не была столь велика цена ошибки в выборе целей и средств их достижения. Способно ли нынешнее поколение ведущих политических деятелей пойти на беспрецедентные решения, диктуемые формированием глобальной системы; в какой степени справедливы утверждения, что преобразования подобного масштаба не могут быть успешны без применения авторитарных методов, не появятся ли в ХХI веке новые претенденты на мировое господство; какова должна быть система подготовки и выдвижения политических лидеров, способных выйти на уровень требований времени, органично сочетать национальные и глобальные интересы?

2. Не менее важен вопрос о судьбах демократии. Ее победное шествие на исходе ХХ века вовсе не сняло с повестки дня целый комплекс сложных проблем. Некоторые демократические институты, исправно служившие на протяжении столетий, стали давать сбои в условиях всепроникающей информации, создания изощренных технологий манипулирования умами, возникновения реальной опасности претворения в жизнь антиутопий Г.Уэллса, Е.Замятина, О.Хаксли, Д.Оруэлла и других.

Власти, особенно в странах с нестабильным политическим режимом, все чаще оказываются неспособны обуздать коррупцию, преступность, терроризм, обеспечить полноценную защиту прав и свобод граждан. Сегодня, когда формируется глобальная система управления, есть реальная опасность, что вместе с испытанными демократическими методами на этот уровень будут перенесены и пороки традиционного политического устройства. Как противодействовать этой угрозе, чтобы процесс глобализации не обернулся политической катастрофой, способствовал гуманизации власти и управления как в национальном, так и в мировом масштабе?

3. Новую, острую проблему перед политикой и властью ставит всепроникающая информатизация современной общественной жизни. Она открывает небывалые возможности для развития любых демократических процедур, самоуправления, политической свободы. Но у нее есть оборотная сторона - возможность использования мощных технических средств в корыстных интересах, подчинение и оболванивание людей, распространение суеверий, ненависти и вражды. Каким образом демократическая власть на национальном и международном уровнях может противодействовать этому, не посягая на естественные, неотчуждаемые права граждан, - еще одна головоломка данной темы.