Смекни!
smekni.com

Права человека и гражданина: генезис, эволюция и современные трактовки (стр. 2 из 5)

Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно отметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида от посягательств со стороны государства. Эта идея прослеживается в учениях почти всех мыслителей естественно-правового направления. Но только у Джона Локка она получает логическое завершение. Характеризуя действующие гражданские законы государств, Локк утверждает, что "они лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться". В центре учения Локка - система естественных прав и свобод личности, включающая право на жизнь, право на свободу, право на имущество. Человек, пишет Локк, по природе обладает властью охранять "свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество". Частную собственность Локк рассматривает как неотъемлемое естественное право каждой личности: "То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит, и тем самым делает это своей собственностью". Локк видит в собственности основу не только свободы и независимости человека, но и организации общества в соответствии с законом природы. Политико-правовые воззрения Дж. Локка развил Ш. Монтескье. Основная заслуга Монтескье - в отстаивании политической свободы личности и разработке концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, необходимых для обеспечения политической свободы личности, нормального функционирования государственной жизни и общественной безопасности. С возникновением государства и утратой первоначального равенства, утверждает - Монтескье, возникает новая свобода - политическая, которая состоит в зависимости лишь от законов, а сами законы должны учитывать требования социальной среды. Задача политической власти - восстановление утраченной свободы в рамках закона. [7]

Процесс социализации человека, который продолжается и ныне, наполняется новыми правами и свободами, обязанностями и ответственностью, демонстрируя организационную, коэволюционную взаимосвязь права и человека[8].

Раскрывая социальную (человеческую) природу права в естественно историческом плане, необходимо иметь в виду, что право - это и результат осознания человеческим разумом принципов и идеалов человеческого общежития. Понимание общества как единства разнообразных элементов - предпосылка для понимания сущности права и его смысла как социального феномена. Право возникает только тогда, когда признается свободная автономная личность, ее права и свободы, права и свободы малых народов и национальных меньшинств, а значит и разнообразие в человеческом обществе. Поэтому право есть равная мера для всех. [9]

Итак, естественно-историческая, общесоциальная природа права таится в прирожденных и неотчуждаемых правах человека. Исходя из этого, есть основание полагать, что права и свободы человека составляют сущность права как социальной ценности, главное содержание любого проявления истинного права. [10]

1.2 Классификация прав человека

Типология прав человека может проводиться по различным основаниям.

По природе и происхождению права разделяются на негативные и позитивные. Негативными являются те права, которые даны человеку от рождения. Они определяют обязанность государства и индивидов воздерживаться от тех или иных действий, способных ограничить свободу других индивидов. Эти права не могут быть отчуждены, ограничены кем-либо, они носят основополагающий, фундаментальный характер. Их реализация не связана с социально-экономическими возможностями государства. К разновидности этих прав относятся личные права: право на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство и т.д. [11]

Позитивные права нормативно формулируют обязанности государства, должностных лиц, организаций предоставить индивиду те или иные блага. Их реализация связана с наличием у государства достаточных ресурсов. К ним относятся права на образование, охрану здоровья, достойный уровень жизни, социальное вспомоществование и т.д.

Более распространенной является классификация прав личности по сферам их реализации. Согласно данному критерию права человека делятся на три группы: личные (гражданские), а именно:

1) право на жизнь и право на честь и достоинство личности, которые обеспечивают такие абсолютные блага, как неприкосновенность жизни и наивысшую ценность человеческой личности;

2) право на свободу и личную неприкосновенность, запрет рабства и работорговли, свободу передвижения по стране и выбора местожительства, право покидать и возвращаться в свою страну. Эта группа гражданских прав обеспечивает блага личной свободы, возможность располагать самим собой;

3) право на личную неприкосновенность, право на свободу от пыток, жестокого и бесчеловечного обращения и наказание; свобода от произвольных арестов и задержаний. Эта группа прав гарантирует личную безопасность;

4) право на охрану частной жизни, свобода мысли, совести, религии, право неприкосновенности жилища, тайны переписки, телефонных переговоров и другой корреспонденции, право на охрану брака и семьи. Данные права обеспечивают блага личной (частной) и семейной жизни, гарантируют невмешательство в сферу личной жизни и духовной свободы;

5) право на признание правосубъектности; равенство перед законом и судом; право на равную защиту закона; равноправие женщин и мужчин; свобода от дискриминации людей по мотивам расы, национальности, пола, религиозных и политических убеждений; право на гражданство; права иностранцев и лиц без гражданства. Указанная группа прав обеспечивает возможности признания человека субъектом права и гарантии равноправия.

Существует еще и шестая группа гражданских прав. Их своеобразие состоит в том, что они выступают в качестве условий и средств эффективной правовой защиты гражданских и иных прав человека. [12]

И политические и экономические, социальные, культурные. [13]

Из вышесказанного понятно что, в отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения человеку, политические права и свободы связаны с обладанием государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией: "личные права" - каждому, политические - "гражданам".

Глава II Права человека и права гражданина

2.1 Основные права человека и гражданина

Различия между правами человека и правами гражданина, о чем полемизируют в науке, имеют под собой определенные основания, которые заключаются в следующем.

Права человека и права гражданина - эти понятия обычно употребляют вместе, не разделяя их, но не многие задумываются, что по содержанию они не совпадают. Причина этого кроется в том, что, вступая в отношения с обществом и государством в статусе человека и гражданина, здесь преследуются конкретные цели.

Во-первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, естественные неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения.

Человек как родовое существо, взятое в единстве биологических, социальных и рациональных свойств, имеет притязания на набор основополагающих потребностей в пище, еде, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии, обусловленных его человеческой природой и не зависящих от расовой, национальной, религиозной, политико-территориальной принадлежности. Права человека проистекают из естественного права, они присущи всем людям от рождения независимо о того, являются ли он гражданами государства, в котором проживают. Права человека характеризуют его как представителя рода человеческого и являются наиболее общими, основными, обеспечивающими его нормальное существование. [14]

Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные.

В качестве гражданина индивид проживает на определенной территории, что обусловливает его принадлежность к государству. Принадлежность индивида к государству выражается в существовании между ними устойчивой правовой связи в лице института гражданства, предполагающего взаимные права и обязанности. Права гражданина не носят такого всеобъемлющего характера, являются позитивными и включают в себя лишь те права, которые закрепляются за лицом в силу принадлежности его к государству. Они получают отражение в нормативных актах государства. В первую очередь в конституции и других законодательных актах, в которых гарантируется реализация и защита прав гражданина. Если государство признает и обязуется выполнять требования международного сообщества в области прав человека, то граждане данного государства обладают всем комплексом общепризнанных прав человека и еще правами граждан. [15]