Смекни!
smekni.com

Калининградская область - особая экономическая зона (стр. 10 из 12)

По мнению калининградских властей, закон позволил бы уравнять условия развития эксклавного региона с другими регионами России и дать ему больше экономических прав, необходимых для эффективного функционирования в особой геополитической ситуации. О современной ситуации, касающейся закона, получившего название “Об особой экономической зоне в Калининградской области” см. подробнее в разделе 3.3.

Одновременно велась разработка проекта Устава (Основного Закона) Калининградской области с установлением основных правомочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти, предмета ведения и полномочий области, организации местного самоуправления, основ экономической и социальной системы. В Уставе, принятом областной Думой 28 декабря 1995 г., имеется статья, утверждающая незыблемость границ области, которая не может быть изъята без согласия абсолютного большинства ее граждан и Российской Федерации, а также подчеркивается то, что область является неотъемлемой частью территории России.

В последнее время внимание центральных органов власти к Калининградской области усилилось. Свидетельством этого является принятие Закона “Об особой экономической зоне в Калининградской области”. В первой половине 1996 г. была создана правительственная комиссия по обеспечению жизнедеятельности Калининградской области (под председательством вице-премьера А.А.Большакова). На этой комиссии обсуждаются предложения по проведению активной региональной политики, отвечающей интересам Российской Федерации и Калининградской области как ее части. 22-23 июня 1996 г. область посетил Президент РФ Б.Н.Ельцин. Он отметил, что Калининградская область является западными воротами России и что ей впредь должно быть уделено больше внимания, заботы, поддержки. Президент говорил о необходимости ускоренного строительства нового порта в Балтийске и наращивании мощностей действующих калининградских портов. Были даны конкретные поручения по первоочередным мерам развития нашего региона.

Говоря о развитии Калининградской области как открытого региона России, следует коснуться еще одного вопроса - это внешнеэкономические приоритеты. Отметим, прежде всего, необходимость активного и конструктивного участия Калининградской области (наряду с Санкт-Петербургом, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Мурманской областями, Карелией) в экономическом взаимодействии стран Балтийского региона. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Калининград участвует в регулярно проводимых конференциях министров транспорта стран Балтийского региона (весной 1994 г. одна из таких конференций проводилась в Калининграде), входит в Союз балтийских городов. Представители области участвуют в работе Совета государств Балтийского моря. В рамках регионального сотрудничества прорабатывается ряд совместных проектов, прежде всего в области инфраструктуры. Речь идет об автомагистрали “Виа Ганзеатика” - “Ганзейская дорога” (Санкт-Петербург - Тарту - Рига - Шяуляй - Калининград - Гданьск - Щецин - Любек), развитии железнодорожных линий Калининград -Каунас - Вильнюс - Минск и Берлин - Щецин - Гданьск - Калининград - Каунас - Вильнюс - Минск, развитии портового комплекса, аэропорта и системы телекоммуникаций. Предполагается расширить приграничное сотрудничество с определенными регионами Польши.

Еще раз напомним о маршруте “в обход Литвы”, через северо-восточную часть Польши и далее по территории Белоруссии, который активно обсуждается в научных кругах и администрации области(рис. 3.5.1). Первым шагом к его реализации стало открытие в 1994 г. пограничного перехода Гусев - Голдап, который в ближайшей перспективе станет международным. Определенные преимущества с развитием этого транспортного (автомобильного, а возможно, и железнодорожного) маршрута могла бы получить и Белоруссия, поскольку тем самым улучшается необходимая ей связь с ближайшим морским портом Калининград. Стимул к экономическому росту получило бы и периферийное польское Сувалкское воеводство. Польская сторона, однако, как уже говорилось, выступает за то, чтобы транзит осуществлялся по уже существующим модернизированным дорогам и возражает против строительства новых магистралей (в первую очередь из экологических соображений).

Другое важное направление внешних связей области - развитие отношений с ЕС. Это тем более важно, что в начале следующего века, после вероятного вступления в ЕС Польши и стран Балтии, область окажется анклавом внутри Союза. Думается, что вовлечение области как части России в европейские структуры будет способствовать развитию отношений с ЕС и всей России, послужит диверсификации внешних связей области и предотвратит ее чрезмерное “замыкание” на Польше или Германии. При этом развитие отношений с ЕС не имеет ничего общего с идеей установления над областью кондоминиума этой организации. В октябре 1993 г. на заседании Комитета по международным делам и безопасности Европарламента Калининградская область была названа приоритетным регионом в оказании технической помощи. В Калининграде открыто представительство программы ТАЦИС (TACIS), осуществляемой ЕС. Уже принято решение о финансировании по этой программе шести проектов. Пока объемы зарубежных инвестиций определить трудно, но уже выделено около 8 млн. ЭКЮ на содействие Калининградской области в структурном развитии СЭЗ, создание Центров поддержки для предприятий Калининграда, развитие образовательного и исследовательского потенциала Калининградского государственного университета в области менеджмента, техническую поддержку рыбопромышленного комплекса, консультации и обоснование проекта в области энергообеспечения Калининградской области, проработку транспортных аспектов Калининградской СЭЗ. ЕС проявляет интерес к развитию идущих через Калининградскую область транзитных транспортных коридоров. Напомним, что согласно Критской концепции развития трансевропейских транспортных коридоров, одобренной министрами транспорта стран Европы в декабре 1994 г., через наш регион будут проходить два таких транзитных коридора: Рига - Калининград - Гданьск и Минск - Вильнюс - Калининград.

Ряд проектов будет кредитоваться на льготных условиях Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), 51% первоначального капитала которого принадлежит странам ЕС. Речь идет о реконструкции аэропорта Храброво и строительстве автострады Калининград - Эльблонг. В более отдаленном будущем возможно участие ЕБРР в реконструкции Калининградского морского торгового порта.

Таким образом, представляется, что Калининградская область сможет существовать далее только в условиях взаимодействия интересов региона, России в целом и зарубежных партнеров, оптимального сочетания самостоятельности области с сохранением ее в политическом и экономическом пространстве РФ, разумного баланса между государственным регулированием регионального развития и свободной самоорганизацией общества. Каков этот оптимум - еще предстоит определить и в области, и в Москве.

Что касается военной роли Калининградской области как “западного форпоста России”, то многое зависит от общей политической обстановки в Европе и в особенности на Балтике. Трудно понять столь массированное давление на Российскую Федерацию в этом вопросе, когда все более широко обсуждаются проекты расширения НАТО без российского участия и не предлагаются никакие варианты общеполитического и военного урегулирования в Балтийском регионе, словно войска располагаются только в Калининграде. И это при том, что их численность значительно сокращается.

Увязывание вопроса демилитаризации региона или сильного уменьшения российского военного присутствия здесь с возможной помощью области со стороны ЕС создает впечатление, что оптимальные решения по экономическому развитию региона выгодны лишь российской стороне. Вероятно, в этом все-таки заинтересованы обе стороны. Поэтому следовало бы разделить эти две проблемы - военно-политическую и экономическую.

Области своим геополитическим положением предопределено стать “мостом” между Россией и другими европейскими государствами, которые отнюдь не жаждут оторвать регион от России в экономическом плане. Более того, за рубежом отмечается, что Калининград должен быть интегрирован в российскую экономику, если он хочет привлечь иностранных инвесторов. Потеряв связи с остальной Россией, Калининград утрачивает свой главный козырь, позволяющий конкурировать на равных с Польшей и Балтийскими государствами. Наиболее реалистичным, следовательно, является сценарий развития области как открытого экономического региона (например, ОЭЗ) с необходимым российским военным присутствием, как субъекта Российской Федерации, законодательно наделенного ею дополнительными полномочиями.