Смекни!
smekni.com

Региональные различия и проблемы демографического развития Европы (стр. 3 из 8)

В начале 1950-х гг. и до середины 1980-х гг. рождаемость уменьшилась на 30 %, а смертность на 50 %. Гребень «демографической волны» пришелся на середину 1960-х гг. Соотношение рождаемости и смертности в разных странах складывается неодинаково в связи со спецификой социально-экономического развития и политической обстановки.

В среднем в настоящее время в мире можно наблюдать около 25 режимов воспроизводства населения. Система переходов от одного типа к другому была открыта в науке А. Ландри и получила название «демографической революции» или «демографического перехода» [10].

В Европе преобладают 2 типа воспроизводства населения:

1) простой тип (большинство стран Европы;

2) суженный тип (Латвия, Эстония, Германия, Беларусь, Болгарии, Венгрия, Румыния, Украина).

Первое упоминание понятия «депопуляция» встречается в «Большом Ларуссе» ХIХ в. Наиболее подробное и профессиональное определение этого понятия содержится в статье «Демографического энциклопедического словаря»: «уменьшение абсолютной численности какой-либо страны или территории, либо суженное его воспроизводство, при котором численность последующих поколений меньше предыдущих» [21].

Первой страной, в которой началось снижение рождаемости и была отмечена депопуляция, была Франция. Вместе с тем, нынешний уровень рождаемости во Франции выше, чем в большинстве стран Европы. Это является результатом многолетней демографической политики.

Условный коэффициент депопуляции стран Европы представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3 Территориальная типология стран Европы по условному коэффициенту депопуляции, 2005

1<Ka<1,3 1,3<Ka<1,5 1,5<Ka<2
Германия Молдова Польша Румыния Словакия Чешская Республика Греция Италия Словения Литва Эстония Венгрия Россия Хорватия Латвия Республика Беларусь Болгария Украина

Таким образом, рассмотрев динамику естественного движения Европы, можно отметить, что странах Европы наметилась и сохраняется тенденция сокращения числа «планируемых» в семьях детей. Продолжительность жизни в Европе выше среднемирового уровня и является самой высокой среди макрорегионов мира.


ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ ЕВРОПЫ

Огромное влияние на происхождение многих народов Европы оказало перемещение значительных масс населения в конце античной эпохи и раннем средневековье. К этому времени относится расселение германских народов по территории Европы, их проникновение на Британские острова.

Эпоха великих географических открытий XV – XVI вв. дала начало новой волне миграций населения. В Америку направился поток переселенцев из Европы, в том числе – из Франции, Англии.

В XIX – начале ХX вв. продолжались заокеанские переселения, главным образом из Европы в Америку. С 20-х годов XIX столетия миграция нарастает и в середине века составляет до 300 тыс. человек в год. В начале ХХ века перемещения достигают 1,5 млн. чел. в год. Всего с начала XIX в. до 1914 года из Европы выехало свыше 50 тысяч людей.

До 70-х годов XIX века основную массу переселенцев составляли выходцы из Великобритании, в меньшей степени – из Германии. Часть англичан мигрировала в Австралию и Новую Зеландию, в Южную Америку. В Алжире поселились в основном французы. Они же составили значительную долю среди тех, кого привлекли Тунис и Марокко.

Внутриевропейские миграции этого периода уступали по масштабам заокеанским. По существу лишь Германия и Франция привлекали с конца XIX века иностранных рабочих.

Первая мировая война вызвала массовые (в основном – временные) передвижения населения из Европы. Еще более значительные последствия имело образование государств и установление новых государственных границ. Так, свыше 500 тыс. немцев переселились в Германию с западных польских земель.

В конце 30-х годов оживляется эмиграция из Европы в по политическим причинам.

Вторая мировая война вызвала новые значительные сдвиги в размещении населения, связанные с бегством и эвакуацией граждан: вначале – от фашистского режима, позже – от тех, кто освободил Европу. Свыше 12 млн. немцев проживало на территории Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии. По решению Потсдамской конференции 1945 г. часть из них была переселена в Германию. Многие выехали в Америку с отступавшими войсками. После окончания военных действий в Германию возвращались немцы-военнопленные. Разделение Германии на Восточную (ГДР) и Западную (ФРГ) также обусловило ряд эмиграционных потоков. [18]

Лишь иногда Западная Европа имела положительное миграционное сальдо. Так было в период возвращения на родину граждан из бывших колоний. Особенно это коснулось Франции и Великобритании.

В период с 1960 по 1980 годы миграционные процессы продолжались, но они не имели больших скачков. Лишь после распада Варшавского Договора, после разделения Советского Союза на ряд суверенных государств отмечались значительные перемещения населения с востока на запад. Это были, в основном, движения граждан из республик СНГ и Восточной Европы в страны Западной Европы в поисках работы, переезды женщин с целью вступления в международные браки, миграция высококвалифицированных специалистов, ученых, конструкторов по принципу «где больше заплатят за труд». Большинство эмигрантов направлялись и оседали в Германии.

Различные страны Европы по-разному относятся к массовому притоку иммигрантов. Но всех их объединяет наличие активной миграционной политики, направленной на достижение конкретных экономических и демографических целей той или иной страны.

В последние десятилетия миграционная политика западных стран все больше характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением их обустройства, адаптации или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношений в обществе, а также с принятием внешних мер по ограничению и предупреждению потоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.). При этом в свете угрозы международного терроризма в начале нынешнего тысячелетия приоритетное значение стало придаваться иммиграционному контролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований национальной безопасности и резкому ужесточению борьбы с нелегальной иммиграцией.

Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционное законодательство благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед постоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство и инвестирование, даже поощряется.

Западноевропейские страны активно используют Европейскую службу занятости для найма иностранных работников из других стран региона. Однако с сокращением трудовой миграции из Португалии, Испании и Италии возобновилась практика заключения соглашений о найме иностранных работников-неграждан ЕС на принципах ротации, в первую очередь выходцев из бывшей Югославии и других восточноевропейских государств, а также Турции и стран Магриба.

Так, в соответствии с двусторонними программами приграничной работы чехам, словакам и полякам, живущим на расстоянии не более 50 км от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии, что они ежедневно возвращаются домой. Кроме того, в целях привлечения специалистов в области информационных технологий, главным образом из Индии, ФРГ ежегодно выделяет 20 тысяч виз.

На данный момент тенденция к повышению доли высококвалифицированных работников в общей структуре иммиграции приняла четкие очертания. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. При этом западноевропейские страны проявляют большую избирательность с точки зрения географии рекрутирования иностранных работников. Так, швейцарские власти в соответствии с законодательством 1992 года благоприятствуют притоку экономических мигрантов из ЕС, сохраняя «нейтралитет» в отношении выходцев из США, Канады и Восточной Европы и создавая барьеры на пути мигрантов из стран «третьего мира».

Межгосударственная миграция рабочих и специалистов, осуществляемая в рамках мирового рынка труда, стала неотъемлемым элементом функционирования развитых экономик. Современная политика западных стран обеспечивает селективное расширение приема востребованных рынком категорий экономически активного населения, содействуя смягчению диспропорций в сложившейся структуре иммиграции, а также иностранного населения и заполнению ниш в составе национальной рабочей силы.

Особо перспективным представляется расширение приема иностранных работников на принципах ротации. Это объясняется растущим недовольством коренных жителей, связанным с увеличивающимися объемами незаконной миграции и притоком иноэтнических поселенцев, прибывающих на законных основаниях на постоянное местожительство.

Доля нетто-иммиграции в приросте населения развитых стран достигает почти половины, причем в странах Западной Европы она превышает 80%. В основных странах иммиграции на иностранцев приходится 5-20% их населения и 10-25% рабочей силы (см. таблицу 3.1).