Смекни!
smekni.com

Промышленность Германии (стр. 3 из 4)

Западная Европа, Северная Америка и Япония в обозримом будущем останутся наиболее крупными рынками сбыта для продукции германских химических предприятий, но к 2010 году на передний план выдвинется азиатский регион, т. к. прирост населения и темпы экономического развития будут здесь в два раза выше, чем в остальном мире.

Поэтому для сохранения конкурентных позиций германским химическим предприятиям придется в значительной мере переориентировать свой экспорт и прежде всего зарубежные инвестиции на Азию. Конечно, значительную долю своих потребностей азиатские страны будут удовлетворять за счет внутреннего производства, однако такая переориентация позволит германским фирмам не только сохранить, но и укрепить свои позиции на азиатских рынках.

Специальный Фонд химической промышленности финансировал в Германии, в 1997 году работу 1900 научных сотрудников на общую сумму 24 млн. дм. Среди работ, финансируемых фондом были такие, как «новые материалы», «супрамолекулярная химия клетки» . Средства из Фонда распределялись по следующим направлениям (в млн. дм): научно-исследовательские работы – 12,3; подготовка специалистов – 5,5; информатика – 2,4; прочее – 0,4.

Если говорить об общих вложениях химической промышленности Германии в научные исследования и разработки, то они выросли в 1996 году на 27%, в 1997 году - на 6%, достигнув уровня 10,9 млрд. дм. Значительная часть пошла на разработку и исследования в области новых медикаментов (4,8 млрд. дм), а также средств защиты растений (всего с медикаментами на эти цели пошло более 50% всех затрат).

С созданием Европейского валютного союза (ЕВС) с января 1999 года внешняя торговля между странами-участницами Европейского союза (ЕС) фактически превратится во внутреннюю торговлю. Изменения в соотношении валют не будут при этом играть никакой роли, от чего в первую очередь выиграют ориентированные на экспорт химические предприятия, для химической отрасли в целом возникает огромный «внутренний» рынок – самый крупный в мире.

Уже на начало 1997 года химическая промышленность стран Европейского союза достигла оборота 450 млрд. долларов, опередив химические гиганты США (373 млрд. долл.) и Японию (216 млрд. долл.). Значение химической промышленности в европейском масштабе подчеркивает и такой факт, что она занимает в ЕС второе место среди обрабатывающих отраслей промышленности после пищевкусовой (на химию падает 11% общего оборота промышленных предприятий).

Что касается химической промышленности ФРГ, то на ее долю приходится 26% оборота всей европейской химии. Со значительным отрывом далее следуют Франция (19%), Великобритания и Италия (по 12%). И именно химическая промышленность ФРГ получит наибольшие выгоды от создания ЕВС, поскольку исчезнет такой барьер, как разница в курсах валют европейских стран. Это благоприятно скажется как на экспортных, так и на импортных сделках химических предприятий. Более того, появятся долгосрочные преимущества для химической промышленности Европы вследствие будущего стабильного курса евро по отношению к валютам основных внешнеторговых партнеров вне европейского региона.

С экспортной квотой 45% (доля зарубежного оборота в отрасли) германская химическая промышленность имеет наибольшую экспортную ориентированность. Для сравнения: обрабатывающие отрасли промышленности в целом имеют экспортную квоту 32%. С учетом же химических товаров, которые косвенно, т. е. через оптовую торговлю сбываются зa рубежом, уровень внешнеторговой направленности химической отрасли повышается почти до 60%.

Около половины (44%) германского экспорта химической продукции идет в 10 европейских стран-членов ЕС, которые являются первоочередными кандидатами для вступления в ЕВС (самые крупные импортеры – Франция, Италия и Нидерланды), что приведет к некоторому снижению (до 56%) зкспортной доли химической промышленности ФРГ, зависимой от внутриевропейских валютных обменных курсов. В Великобританию, Швецию, Данию, Грецию – т. е. в те страны, которые присоединятся к ЕВС во вторую очередь, идут 12% вывоза. Данным странам потребуется больше времени, чтобы привязать свои валюты к евро в рамках второго этапа создания Европейского валютного союза и избежать слишком сильных колебаний курсов национальных валют.

Что касается доллара США, то колебания курса евро по отношению к нему будут, как правило, меньше, чем колебания курсов отдельных европейских валют. Единая европейская валюта станет опираться на значительно большее монетарное пространство, чем ныне существующие национальные валюты, и сумеет тем самым абсорбировать как приток, так и отток капиталов. Это прежде всего скажется на германских предприятиях, поскольку немецкая марка – одна из наиболее предпочтительных валют для создания валютных резервов и инвестирования.

По подсчетам Германского института экономических исследований, особенно сильно на изменение обменных курсов реагирует зарубежный спрос на химические товары. Продолжительная реальная ревальвация немецкой марки на 1% по отношению к валютам 18 промышленно развитых стран приведет к сокращению спроса на 1,3%. В тех же самых условиях спрос на германские товары упадет только на 0,7%. Уменьшение риска ревальвации немецкой марки в связи с вступлением ФРГ в EВC благоприятно повлияет на химическую промышленность Германии в международной конкуренции цен. Менее выражены преимущества гибкости цен при импорте: в Германии ревальвация германской марки на 1% повышает импортный спрос только на 0,25%.

При значительном доминировании стран Европейского союза в германском импорте химической продукции (не менее двух третей импорта ФРГ приходится на эти страны) введение евро принесет химической промышленности как минимум краткосрочные преимущества. С одной стороны, валютные курсы в рамках Европейского валютного союза, исходя из опыта прошлых лет, подвержены незначительным колебаниям. С другой, и это должно пониматься в расчет прежде всего – импортные цены за химическую продукцию зависят в высшей степени от доллара США. в этих условиях для химической промышленности на длительную перспективу могут возникнуть благоприятные условия в связи с введением евро – общей валюты международных расчетов в рамках ЕВС.

Эти обещания вполне реалистичны: если в будущем все 15 членов ЕС войдут в ЕВС, то доля евро во взаимных расчетах превысит, по оценкам, 40%. При удельном весе доллара США в размере 48% в настоящее время, евро буквально станет наступать доллару на пятки. Более того, по некоторьм долгосрочным оценкам, доля евро в международных расчетах может быть выше, чем суммарная доля существующих ныне валют стран ЕС, поскольку вырастет спрос на евро со стороны третьих стран.

Об этом сигнализируют сегодня страны Центральной и Восточной Европы. Кроме того «пороговые» и новые индустриальные страны Восточной Азии, расчетной валютой которых до сих пор остается доллар США, могут частично переключиться на евро. Не исключено, что так же поступят страны-зкспортеры энергоносителей и сырьевых товаров, чтобы избежать диктата валюты США. Связанное с этим сокращение рисков обменных курсов благоприятнее всего скажется на химической промышленности.

Уже до создания Европейского валютного союза химическая промышленность Германии могла выиграть от достигнутой стабилизации валютных курсов потенциальных стран-участниц союза, в частности, путем сокращения издержек по валютным операциям и мерам по поддержанию валютных курсов и уменьшения до минимума риска потерь на обменных курсах между датами заключения контрактов, поставок и платежей. Важными для зарубежных прямых инвестиций являются долгосрочные преимущества стабильности обменного курса и безопасности планирования на уровне предприятий.

Введение евро одновременно приведет как к обострению конкуренции вследствие увеличения транспарентности цен в рамках европейского внутреннего рынка, так и к росту конкурентного давления со стороны третьих стран. Это вызовет политическую необходимость принятия мер по гармонизации соответствующих стандартов в так называемых «евространах» и повысит давление на предприятия с целью повышения эффективности действий в международной конкурентной борьбе.

3. Металлургия Германии

Черная металлургия – в прошлом одна из важнейших отраслей специализации промышленности, вошла с середины 70-х годов в число структурно-кризисных, с трудом, несмотря на высокий технический и технологический уровни, выдерживающих международную конкуренцию. Черная металлургия сейчас использует привозное сырьё, поэтому, новые центры черной металлургии расположены на берегу моря, то есть в портовых городах. Германия в начале 90-х выплавляла 31,0 млн. тонн чугуна. Стали, выплавлялось 40,8 млн. тонн в год. Стоимость экспорта составляла 2,6 миллиарда долларов, а импорта – 2,5 миллиарда долларов. Практически весь выплавляемый чугун используется в самой Германии. Почти вся сталь выплавляется кислородно-конвертерным и электроплавильным способами.

Основные центры черной металлургии – это Рурский промышленный район, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург. Заводы полного цикла есть также в Саарской области, Бремене, Зальцгиттере и Оснабрюке. Центров предельной металлургии и прокатных заводов намного больше.

Цветная металлургия работает, главным образом, на импортном первичном сырье, а также собственном и импортном ломе цветных металлов; в связи с этим размещение ее предприятий определяется главным образом удобствами и дешевизной подвоза сырья и обеспеченностью соответствующими энергоресурсами. Поэтому сейчас появились новые промышленные центры на побережье морей. Основные центры: Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной – в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.