Смекни!
smekni.com

Право собственности как основа предпринимательства (стр. 2 из 3)

Сделаем некоторые выводы.

1) Для осуществления предпринимательской деятельности, участия в хозяйственных отношениях, сочетающих планово-организационные и имущественные элементы, субъект предпринимательства должен обладать определенным имуществом. Ведь предпринимательская деятельность связана с использованием имущества для достижения определенных целей, для получения прибыли.

2) Принадлежащее субъекту хозяйственного права имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной собственности. За государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями имущество закрепляется путем передачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление последних.

Обществам, товариществам, кооперативам имущество принадлежит на праве собственности.

3) Субъекты предпринимательского права должны отвечать за результаты своей деятельности. Эта ответственность используется как средство экономического стимулирования. Она может выражаться в двух формах: в виде экономической ответственности и в виде имущественной ответственности.

4) Субъект хозяйственного права не только обязан отвечать за результаты деятельности, но и иметь возможность обращаться за защитой своих хозяйственных прав в случае их нарушения.

5) Возможность осуществления предпринимательской деятельности предопределяется необходимой имущественной самостоятельностью.

Понятие имущественной самостоятельности неоднозначно. В широком смысле под ней понимают возможность самостоятельного, от своего имени и за своей ответственностью, участия в различных имущественных отношениях, приобретения прав и обязанностей. Такая самостоятельность опосредствуется различными правовыми формами, среди которых одно из ведущих мест занимает обязательство.

Но об имущественной самостоятельности можно говорить и в более узком смысле — как об объеме прав хозяйственных звеньев на закрепленное за ними имущество, дающих им возможность самостоятельно, по своему усмотрению совершать действия на базе и поводу этого имущества.

Такая трактовка имущественной самостоятельности обосновывается разными уровнями обособления имущества.

В тех случаях, когда уровень имущественного обособления совпадает с обособлением собственника, имущественная самостоятельность предпринимательских субъектов опосредствуется институтом права собственности (предприятие с частной формой собственности). Но когда уровни обособления имущества и обобществления собственности не совпадают, т.е. субъект обособления собственником не является, институт права собственности не может опосредствовать имущественную самостоятельность хозяйственных звеньев.

В этих случаях в качестве юридической формы имущественной самостоятельности хозяйствующих звеньев, не являющихся собственниками имущества, выступает право хозяйственного ведения или оперативного управления.

Мы уже знаем о том, что не только собственники имущества могут самостоятельно пользоваться и распоряжаться им. Нередко такое право передается коммерческим и некоммерческим организациям.

Одной из юридических форм самостоятельности в предпринимательских правоотношениях является право хозяйственного ведения.

Будучи урегулированным нормами статей 294 и 295 ГК РФ институт хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право, состоящее в возможности владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, определяемых гражданским законодательством. Это принадлежащее предприятию право дает ему максимум возможностей реализовать владение, пользование и распоряжение имуществом. Хотя распоряжение имуществом в таких случаях и ограничено законом.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Сфера применения права хозяйственного ведения сегодня связана с государственным или муниципальным унитарным предприятием. Под унитарным предприятием ГК РФ (ст. 113) понимает коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Право хозяйственного ведения унитарного государственного или муниципального предприятия означает не только ограничение распоряжения имуществом. Устав унитарного предприятия должен содержать помимо общих сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Устав утверждается собственником имущества. Собственник или уполномоченный им орган назначает руководителя предприятия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Других ограничений для унитарных государственных и муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не существует. Они самостоятельны в выборе коммерческих партнеров, в планировании производственной деятельности, реализации продукции и использовании прибыли. В то же время эти предприятия на равных условиях обязаны уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Институт хозяйственного ведения не был известен в дореформенной России. Однако такое право имело место в экономике с господствующей государственной формой собственности. Тогда главной фигурой в хозяйствовании был трудовой коллектив предприятия, с полномочиями которого связывалось определение направлений деятельности предприятия, реализация его имущественных прав.

Впервые термин «полное хозяйственное ведение» был использован в Законе «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г. Однако в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» уже применяется иной термин. В соответствии с этим законом государственное и муниципальное имущество могло передаваться государственным и муниципальным предприятиям в хозяйственное ведение.

Однако законодатель в это вещное право вкладывал иной смысл, другие основания установления: объем реализации триады права хозяйственного ведения имуществом — право владения, пользования и распоряжения — передавался предприятию собственником по договору, а не в соответствий с законом, то есть ограничения на право распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение предприятию собственником, определялись последним в договоре с предприятием. Собственник был вправе оставить за собой определенный объем правомочий, сохранить возможность пользоваться и распоряжаться имуществом и т.д. Поэтому в каждом конкретном случае выяснить правовой режим имущества предприятия можно было только опираясь на учредительные документы и устав предприятия.

Новое гражданское законодательство, регулирующее отношения в сфере предпринимательства, восприняло только институт хозяйственного ведения.

Вторая специфичная форма ограничения имущественной самостоятельности выражена в юридической конструкции права оперативного управления имуществом. Его содержание составляют правомочия владения, пользования и распоряжения, осуществляемые организациями, за которыми имущество закреплено в установленных законом пределах, в соответствии с целями их деятельности, назначением имущества (ст. 296 ГК РФ). Закон, таким образом, раскрывает правомочия оперативного управления через ту же триаду владения, пользования и распоряжения, что и правомочия собственника. Но это категории не однозначные.

Право собственности представляет собой самостоятельное и независимое субъективное право, осуществляемое собственником в силу и в пределах Закона по своему усмотрению и независимо от других субъектов. Право же оперативного управления не только опирается на закон, но и зависит от власти собственника, базируется на праве собственности. Оно производно от него, возникает лишь постольку, поскольку собственник признает необходимым закрепить определенное имущество за данной организацией в целях выполнения стоящих перед нею задач и возложенных на нее функций. Собственник не утрачивает право на имущество, переданное в оперативное управление.

Если говорить о соотношении права собственности и права оперативного управления, то последние выступают как способ реализации первого. Они не противостоят и не ограничивают первых. Это и позволяет собственнику сохранить за собой возможность распоряжаться имуществом, находящемся в оперативном управлении. Такое распоряжение проявляется в изъятии, перераспределении объектов оперативного управления, в определении целевого назначения материальных и финансовых ресурсов.

Институты права хозяйственного ведения и оперативного управления сформировались в законодательстве как институты, опосредующие имущественную самостоятельность организаций — юридических лиц.

В нормативных актах эти понятия используется применительно к хозорганам лишь первичного звена. Но они могут применяться и для характеристики имущественной самостоятельности иных звеньев экономики — внутренних подразделений, филиалов, представительств, органов хозяйственного руководства.

Вопрос о сфере действия институтов права хозяйственного ведения и оперативного управления в юридической литературе рассматривается и понимается неоднозначно. С одной стороны, они представляются институтами гражданского права. Юридические лица выступают как участники отношений товарного оборота, то есть внешних отношений.

В предпринимательском праве обосновывается концепция права хозяйственного ведения и оперативного управления как институтов, опосредующих имущественную самостоятельность любых имущественно обособленных звеньев народного хозяйства, не являющихся собственниками закрепленного за ними имущества, независимо от сферы их функционирования. Предпосылкой права хозяйственного ведения и оперативного управления по предпринимательскому праву выступает не правоспособность юридического лица (гражданско-правовая концепция), а закрепление в той или иной форме за соответствующим звеном определенного комплекса имущества и наличие хозяйственной правосубъектности, достаточной для управления имуществом и реализации правомочий владения, пользования и распоряжения им в пределах компетенции данного звена в присущих ему (его деятельности) формах.Носителями права хозяйственного ведения и оперативного управления являются не только организации — юридические лица, но и внутренние подразделения, филиалы и представительства, а также органы хозяйственного руководства в отношении закрепленного за ними имущества.