Смекни!
smekni.com

Региональная экономика и региональная политика, содержание и основные направления региональной п (стр. 4 из 5)

Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.

К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века. В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.

Практика показала, что трансформационные процессы в России привели к формированию депрессивных старопромышленных регионов, структура экономики которых существенно отличается от структуры экономики типичных старопромышленных регионов в развитых странах. Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Таким образом, в россии ярко проявилось противоречие между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью.

Наибольшая концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке. Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.

Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северного кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).

К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Следует отметить, что сюда не включаются крупные угольные старого освоения регионы, которые относятся к группе старопромышленных.

Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:

  • Отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации
  • Необходимость содержания социальной инфраструктуры (зачастую за счет градообразующего предприятия)
  • Необходимость переселения избыточного населения.

2. Решение проблем депрессивных территорий

2.1.. Бюджет депрессивных территорий.

Депрессивность территорий проявляется, прежде всего, в отсутствии развития ведущих отраслей региона. При этом число проблемных регионов не уменьшается, а, напротив, увеличивается, причем, к депрессивным регионам уже относятся и те территории, которые до начала экономических реформ развивались нормально, но в результате трансформации экономического базиса России превратились по разным причинам в дотационные регионы, с показателями их социально-экономического развития многократно хуже соответствующих среднероссийских показателей.
В регионах с крайне низким уровнем развития за чертой бедности проживает в 2004 году от 42 до 73% населения при 21,5% в среднем по России, соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума колеблется от 0,50 до 1,41 при среднероссийском значении 2,36, ВРП (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения в 2002 году при среднероссийском значении 66 тыс. руб. составил от 9,73 до 30,86тыс.руб.
Депрессивные и отсталые регионы не в состоянии сформировать свой бюджет на основе собственных финансовых ресурсов, поскольку обеспеченность, собственным налоговым потенциалом (с учетом регулируемых налогов) составляет всего 8-33,5%, поэтому без финансовой государственной поддержки функционировать не могут. Для некоторых депрессивных и отсталых регионов доля государственной финансовой поддержки составляет в общей сумме доходов бюджета свыше 70%. Однако, государственная финансовая поддержка не всегда обеспечивает покрытие даже текущих расходов. И поэтому депрессивные и отсталые регионы, не имея средств на развитие, все более отстают в экономическом развитии от других субъектов Российской Федерации.
Бюджетный процесс в депрессивных регионах имеет свои особенности. Так, принимаемый как закон годовой бюджет депрессивного региона, который на 1/3 состоит из финансовой помощи государства, действует фактически как индикативный план доходов и расходов. При этом федеральное законодательство предписывает казначейское исполнение бюджета, который предполагает наделение казначейства не только учетными функциями, но и функциями осуществления расходных операций от имени и по поручению бюджетных организаций.
В результате организация бюджетного процесса в депрессивных регионах существенно ограничивает возможности управления финансами на региональном уровне, поэтому депрессивные и отсталые регионы слабо заинтересованы в совершенствовании управления финансовыми ресурсами и повышении эффективности их использования.

2.2. Методы решения проблем.
Логика экономических преобразований и реализация принципов территориальной самостоятельности выдвигают на первый план решение проблемы развития депрессивных и отсталых территорий в ракурсе их способности к самообеспечению. При этом совершенствование управления финансами регионов на современном этапе экономического развития России все еще не отличается комплексностью и системностью решения проблемы. Отдельные ее аспекты носят фрагментарный характер, что не способствует достижению финансовой самодостаточности и финансовой стабилизации депрессивных и отсталых регионов.
Сложность решения проблемы управления территориальным развитием в России усугубляется неотработанностью механизмов учета неравенства (асимметрии) регионального развития и территориальной дифференциации в укреплении финансового потенциала депрессивных и отсталых регионов, что требует формирования концептуальных основ внедрения новаций и нахождения оптимальных путей к их практической реализации. Все это предопределяет необходимость переосмысления и выявления новых подходов к исследованию теоретических и практических проблем организации финансов депрессивных и отсталых территорий.
Потребности бюджетной сферы в финансировании, рассчитываемые традиционными нормативными методами, оказываются несопоставимыми с ресурсными возможностями даже самых богатых и успешно развивающихся территорий. Такая ситуация сложилась не только в результате глубокого и продолжительного спада российской экономики в 90-х годах, но и отчасти из-за существования нерационального подхода к управлению государственными финансами.
В этой связи принципиально новыми и приоритетными для России являются реформирование бюджетного сектора и совершенствование механизмов повышения качества и эффективности управления финансами регионов в рамках реализации среднесрочного финансового планирования и бюджетирования, ориентированного на результат, что предполагает создание для депрессивных и отсталых регионов эффективных стимулов для увеличения собственных финансовых ресурсов и более эффективного управления ими. Вместе с тем данные реформы находятся лишь на начальной стадии развития, что вызывает необходимость их дальнейшего изучения, проведения научных исследований и доведения до практической реализации и логического завершения.
Социально-экономическая значимость исследуемой проблемы эффективного управления финансовыми ресурсами депрессивных и отсталых регионов в рыночных условиях, недостаточная проработанность ее теоретических и методологических положений определили основные направления исследований, выбор темы настоящей диссертационной работы и обусловили ее актуальность.
Состояние изученности проблемы. Теоретические основы управления финансовыми ресурсами депрессивных регионов являются достаточно новой областью экономической науки, поскольку само понятие "депрессивный" регион появилось достаточно недавно (в 90-х годах) и первое определение этому понятию было дано в "Программе развития депрессивных и отсталых районов Российской Федерации", принятой в 1995 году.

Вывод

Большое число кризисных территорий в России, беспрецедентная дифференциация региональных показателей, углубившаяся за последние 10 лет, порождены длительным системным кризисом, общей стагнацией экономики. Рыночные механизмы не всегда способны предупреждать и преодолевать серьезные территориальные различия в уровнях жизни населения, эффективности региональной экономики. В этом случае государство оказывается перед необходимостью поддерживать определенную однородность территориального экономического и социального пространства.

Задачи регионального выравнивания стоят не только перед Россией. В Западной Европе региональная политика направлена главным образом на подтягивание относительно отсталых регионов до уровня средних с акцентом на территориях с наихудшими экономическими и социальными показателями. Между тем общеэкономическая и социальная среда, в которой приходится решать задачи регионального выравнивания, в России принципиально иная, чем во многих индустриально развитых странах, где состояние экономики при всех оговорках, связанных, прежде всего с высоким уровнем безработицы и наличием проблем циклического развития, в целом можно признать здоровым. Существование в них отдельных проблемных ареалов является, скорее, исключением из общего правила и может рассматриваться как своего рода трудности роста. Необходимость поддержки отдельных территорий за счет перераспределения ресурсов в их пользу хотя и не вызывает восхищения у населения, но и не приводит к массовым протестам. Общество готово временно смириться с дополнительными издержками ради социального спокойствия в стране.