Смекни!
smekni.com

Изучение методики перевода из одной системы исчисления в другую и разработка программы для этой операц (стр. 2 из 3)

могут быть любые символы находящиеся в промежутке от

'0' до 'F'.

Array [1..255] of Char - массив символов размером в


- 11 -

255 знаков.

String - строка символов переменной длины (длина мо-

жет изменяться от 1 до 255 символов).

Далее в программе идет описание процедуры Zast. Эта

процедура выводит на экран в столбик пункты меню, в ко-

торых указывается из какой и в какую систему исчисления

пользователь хочет перевести число. Структура процедуры

линейная. Она состоит из нескольких операторов:

Window (1,1,80,24) - отводит окно доступное для вы-

вода.

ClrScr - очищает экран.

TextColor (15) - устанавливает цвет последующего вы-

вода (ярко белый).

GoToXY (x,y) - переводит курсор в строку с номером y

и столбец с номером x.

Write ( ) - выводит на экран от позиции курсора вы-

ражение указанное в скобках.

Далее в программе следует функция возведения в сте-

пень. Она будет использоваться в дальнейшей программе

несколько раз для непосредственного перевода из одной

системы исчисления в другую, поэтому пришлось оформить

ее как функцию, чтобы не использовать каждый раз опера-

ции с логарифмом и экспонентой. Возведение в степень в

этой функции осуществляется обычным многократным умно-

жением в цикле, и думаю, на ней не следует останавли-

ваться.

Продолжим рассмотрение программы. После функции воз-

ведения в степень идет оператор начала исполнительной


- 12 -

части основной программы Begin.

Переменной Y присваивается значение 1 - начальное

положение курсора в меню.

Далее идет вызов процедуры Zast, в результате выпол-

нения которой на экран выводится список возможных ком-

бинаций переводов.

После выполнения процедуры Zast следует оператор ор-

ганизации цикла с пост-условием Repeat. Внутри этого

цикла осуществляется выполнение всей дальнейшей прог-

раммы.

Внутри него последовательно идет установка цвета на

малиновый, перемещение курсора в позицию 13,2 и вывод

символа метки текущего положения курсора в меню ( 2> 0 ).

Далее идет оператор ожидания ввода клавиши ReadKey.

Когда клавиша будет нажата, ее значение будет присвоено

переменной Klav. Затем идет стирание метки текущей по-

зиции курсора в меню.

После этого идет блок условных операторов If, кото-

рые обрабатывают нажатую клавишу и выполняют определен-

ные действия в соответствии с нажатой клавишей.

Первый оператор If обрабатывает ситуацию, если была

нажата клавиша "ВВЕРХ". В результате его выполнения

значение переменной Y уменьшается на единицу, а если

она была равна 1, то ее значение становится равным 7.

Аналогично действует второй условный оператор, только

он обрабатывает клавишу "ВНИЗ".

Третий условный оператор принимает значение True

если была нажата клавиша ESC (выход). В этом случае пе-


- 13 -

ременной Y присваивается значение 7, а переменной Klav

значение клавиши ВВОД. Оба эти значения переменных сим-

волизируют выход из внешнего цикла с пост-условием, а

значит и выход из программы.

Четвертый условный оператор обрабатывает клавишу

ВВОД, но при условии, что Y<7, т.е. курсор в меню не

подведен к последней строке со значением выхода из

программы. Если значение выражения этого условного опе-

ратора примет значение True, то начинается выполнение

основной части программы, которая осуществляет не-

посредственно перевод из одной системы исчисления в

другую.

Сначала очищается экран. Затем малиновым цветом в

первой строке выводится из какой и в какую систему

исчисления программа будет переводить числа. После это-

го, в нижней строке зеленым цветом выводится фраза "ESC

- ВЫХОД В МЕНЮ". Затем устанавливается цвет вывода на

экран белый и выделяется окно для вывода исключающее

первую и последнюю строки экрана. Переменной Stroka

(переменная указывает строку положения курсора) присва-

ивается значение 2.

После этих подготовительных процессов оператор Case

в зависимости от того из какой и в какую систему

исчисления мы будем переводить числа, определяет значе-

ния переменных Isx (основание исходной системы исчисле-

ния), Keys (клавиши, которые можно нажимать для ввода

исходного числа) и Kon (основание конечной системы

исчисления).


- 14 -

Далее в программе следует оператор цикла с

пост-условием Repeat, внутри которого осуществляется

ввод исходного числа. Сначала идет ожидание нажатия

клавиши, и если клавиша будет нажата, то значение этой

клавиши запишется в переменную Klav. Стандартная функ-

ция UpCase переводит символ из нижнего регистра в верх-

ний. Условный оператор If определяет, является ли нажа-

тая клавиша допустимой, и если это так, то переменная

Kol (количество символов во введенном числе) увеличива-

ется на единицу, значение клавиши записывается в массив

A (массив символов с исходным числом) и введенная кла-

виша отображается на экране.

Следующий условный оператор определяет, не была ли

нажата клавиша ЗАБОЙ. В этом случае Kol уменьшается на

единицу, курсор перемещается на одну позицию влево и

стирается последний введенный символ.

Оператор Until осуществляет выход из цикла с

пост-условием в том случае, если была нажата клавиша

ВВОД или клавиша ESC.

Далее следует условный оператор, который обрабатыва-

ет условие нажатия клавиши ВВОД. Если это так, то это

означает, что исходное число введено и пользователь хо-

чет получить результат, и необходимо приступить к не-

посредственному переводу.

Внутри этого условного оператора выполняется цикл от

1 до Kol (количество символов в исходном числе). Внутри

этого цикла условным оператором If определяется в за-

висимости от символа его числовой эквивалент для даль-


- 15 -

нейшего умножения, а затем переменная Promeg увеличива-

ется на число равное произведению полученного числового

эквивалента на основание исходной системы исчисления в

степени Kol-1. В результате выполнения этого цикла мы

из исходного числа в виде набора символов получили его

значение в десятеричной системе исчисления. Таким обра-

зом половину перевода мы осуществили. Теперь нам нужно

это значение перевести в необходимую систему исчисления.

Далее следует обнуление переменной I, а после этого

циклом с пост-условием определяется максимальный поря-

док результата (см. п.III. Теоретические основы решения

задачи).

После того как мы определили этот порядок и записали

его в переменную I, организуется цикл от I до 0. Внутри

этого цикла проводятся следующие преобразования для по-

лучения необходимого результата:

- переменной Help присваивается числовое значение

Jтого элемента в исходном результате;

- условным оператором If из этого значения получает

символ, который будет стоять в результате;

- записывается полученный символ в строку символов,

которая будет содержать результат;

- вычисляется остаток, который записывается в пере-

менную Promeg.

Все эти действия были описаны в теоретической части

настоящего реферата, а их практическое осуществление не

требует никакого труда.

После выполнения этих операций, программа переходит


- 16 -

к получению следующего символа, пока не получит послед-

ний символ искомого результата. Как только результат

получен, он выводится на экран оператором WriteLn.

После этого следует переход на начало цикла с

пост-условием, в котором будет опять вводиться исходное

число и получаться результат, если не была нажата кла-

виша ESC. Если все же была нажата клавиша ESC то выпол-

нение программы передается основному циклу с

пост-условием который включает в себя выбор в меню.

Условие выхода из этого цикла - это нажатие клавиши

ВВОД, если курсор меню стоял на строке "ESC - ВЫХОД В

DOS".

Если это условие выполнилось, то осуществляется очи-

щение экрана и выполнение программы завершается.

2VIII. КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРОГРАММОЙ

Сразу после запуска программы на экране появляется

меню возможных переводов:


- 17 -

_____________________________________________________

| |

| > Перевод из десятеричного кода в двоичный. |

| |

| Перевод из двоичного кода в десятеричный. |

| |

| Перевод из десятеричного кода в шестнадцатиричный.|

| |

| Перевод из шестнадцатиричного кода в десятеричный.|

| |

| Перевод из двоичного кода в шестнадцатиричный. |

| |

| Перевод из шестнадцатиричного кода в двоичный. |

| |

| ESC - ВЫХОД В DOS |

| |

|_____________________________________________________|

Слева от первой строки стоит метка выбора. Клавишами

ВВЕРХ и ВНИЗ можно перемещать метку по меню. После того

как метка подведена к нужной строке нажимается клавиша

ВВОД. Если Вы хотите из главного меню выйти из прог-

раммы, то это можно сделать двумя способами: нажать

клавиши ESC или подвести курсор к последней строке и

нажать ВВОД.

Если Вы нажали ВВОД на одной из верхних строк меню

то на экране появляется следующая картина:


- 18 -

_____________________________________________________

| |

| Перевод из десятеричного кода в двоичный. |

| |

| ? 32 = 100000 |

| ? 33 = 100001 |

| ? 26 = 11010 |

| ? 500 = 111110100 |

| ? 3 = 11 |

| ? 34_ |

| |

| |

| |

| |

| |

| ESC - ВЫХОД В МЕНЮ |

|_____________________________________________________|

Однако вместо верхней строки может стоять любая из

шести строк указанных в меню, в зависимости от того,

стоя на какой строке меню Вы нажали ВВОД.

В этом состоянии можно вводить исходное число, при-

чем программа будет сама определять, допустимый символ

Вы вводите или нет. Так например если Вы переводите из

двоичной системы исчисления, то Вы можете нажимать

только клавиши '1' или '0', в противном случае програм-

ма нажатую клавишу не проигнорирует.


- 19 -

После того как Вы ввели исходное число, нужно нажать