Смекни!
smekni.com

Разработка программного обеспечения (стр. 8 из 9)

kolv:=0 /

strsp:=''

FOR nom=1 TO len(compon)

vrem:=compon[nom,9]

IF vrem<>nil

aaa:=posalpha(vrem,.T.)

pvr:=alltrim(left(vrem,aaa-1))

set exact on

IF (ascan(soboz[naz],pvr)>0);

.OR.(naz=len(snaz) .AND. ascan(soboz,{|x| ascan(x,pvr)>0})=0)

kolv=kolv+1

IF (len(alltrim(&ns2))+len(vrem)+1)<25

vrstr:=alltrim(&ns2)+vrem+','

REPLACE &ns2 WITH vrstr

ELSE

APPEND BLANK

vrstr:=alltrim(&ns2)+vrem+','

replace &ns2 with vrstr

ENDIF

ENDIF

set exact off

ENDIF

NEXT

IF kolv>0

vrstr=left(vrstr,len(vrstr)-1)

replace &ns2 with vrstr

goto nzap

replace &ns3 with alltrim(STR(kolv))

APPEND BLANK

APPEND BLANK

ELSE

REPLACE &ns1 WITH ''

ENDIF

NEXT

USE

RETURN

Функционирование разработанной программы было проверено на реальном изделии (4 платы в изделии).

Задание: Эргономичность диалогового взаимодействия.

Введение.

Эргономика представляет собой научную дисциплину, комплексно изучающую человека в конкретных условиях его деятельности. Возникшая на стыке общественных, технических и естественных наук, она является одновременно и проектной, и научной дисциплиной. Эргономика, используя фундаментальные знания наук о человеке адаптирует их к практическому применению в проектировании. В последние годы активно разрабатываются собственные методологические принципы, методы и процедуры исследований. Объектом исследований является система человек- машина-среда. Рассматривая человека, машину и среду в конкретных условиях их взаимодействие как сложное функциональное целое с ведущей ролью человека, специалисты по эргономике разрабатывают методы учета человеческого фактора при проектировании и создании техники, критерии оптимизации систем и человеческой деятельности.

Эргономичность диалогового взаимодействия.

Опорным моментом, организующим всю систему психологических процессов и состояний, включенных в деятельность, является цель деятельности. Она определяет характер селекции информации в восприятии, в процессах памяти, внимания и т.д.

Из далеко не полностью описанных психологических характеристик и св-в человека следует, что психические процессы в каждых конкретных условиях протекают специфическим образом , они изменчивы и вариативны по своей природе, и поэтому их необходимо рассматривать в рамках системного подхода как процессы сложные, динамические и многоуровневые.

Психологическое изучение информационного взаимодействия человека с видеотерминалами только начинаемся. Наряду с такими традиционными проблемами, как изучение особенностей восприятия человеком информации возникает и ряд новых проблем: особенности использования различных языков обмена информацией, способы их построения, организация диалога и т.п.

Диалог признается перспективной формой взаимодействия человека с терминалом, где взаимодействие представляет собой двухсторонний обмен информацией в виде команд, просьб, вопросов- ответов и сообщений различных видов. Обмен сообщениями происходит на языке, который можно варьировать от сложного языка программирования до простого языка команд.

Языков программирования и их диалектов насчитывается по крайней мере несколько сотен, но только несколько десятков из них имеют широкое распространение. У каждого языка есть свои грамматика и синтаксис, собственная манера выражения понятий. Практика показывает что определенную вычислительную задачу на одном языке написать гораздо проще, чем на другом. Отсюда и выбор языка программирования должен определяться целями его предполагаемого применения.

Языки, используемые на дисплее, часто применяют в кодированном или сокращенном варианте, и в отличии от естественного языка они не обладают избыточностью. По этой причине пропуск, замена, или забывание кодов приводят к ошибкам в работе. Кроме того следует учесть, что неопытным операторам к различным сообщениям необходимы объяснения. Структура диалога является одним из факторов, обуславливающих эффективность взаимодействия с дисплеем. Она должна быть различной, для разных видов пользователя. Одним из подходов к конструированию диалогового языка, при котором языковые средства удовлетворяют требования опытного и неопытного пользователей, считается следующий: пользователь должен иметь возможность для выбора предела любого соотношения от ЭВМ, т.е. возможность получать дополнительные сообщения, когда ему это необходимо. Чем проще язык диалога, чем меньше его приходиться изучать новичку, чем удобнее его применять, тем шире круг пользователей.

Другим фактором, определяющим эффективность взаимодействия, является время срабатывания системы, т.е. время ответа на запросы или команды пользователя. По мнению Р. Миллера время ожидания в режиме диалога не должно превышать 2с. Но эта рекомендация не универсальна, т.к. в зависимости от разных систем и функций необходимое время ответа может быть разным. При чтении информации с экрана с “перелистыванием” время смены страниц должно быть не более одной секунды, чтобы не нарушать непрерывность мысленного процесса. Для переключения внимания с клавиатуры на экран необходимо около 1.5 с, поэтому 2-х секундная задержка ответа при вводе с клавиатуры нормальна.

Эффективность диалога зависит и от соответствующих устройств ввода- вывода информации. Разработка таких устройств должна основываться на результатах экспериментальных исследований не только аппаратных, но и программных средств, ибо именно совокупность программных и аппаратных средств является функционально завершенными средствами деятельности пользователя.

На основе экспериментальных данных выдвигаются следующие психологические требования и рекомендации к дисплею.

Психологические требования предъявляются к знаковой информации, выводимой на дисплей, и направлены на оптимизацию ее представления с позиций оптимизации кодирования, значимости и смысловой нагрузки сообщения, обеспечения максимальной скорости переработки информации при максимальной надежности ее понимания, оптимизация структурного представления текстовых и графических сообщений, правильной организации диалога с учетом свойств восприятия, памяти и мышления человека.

Скорость передачи информации человеку должна не превышать его пропускной способности и быть достаточной для поддержания преобразования поступающей информации.

Максимальный объем информации, отображаемой на экране, должен определяться скоростью опознания и интерпретации предъявляемых сигналов, а также временем их восприятия. Если объем информации превышает возможности человека, ее следует передавать порциями. Каждая порция должна быть равна оперативной памяти оператора, а интервалы должны быть достаточными для преобразования поступающей информации.

Чтобы не перегружать оперативную память человека-оператора следует исключить:

· одновременный учет трех-четырех различных значений текущих параметров при операциях обслуживания;

· сопоставление в уме более трех логических условий;

· вычисления или перевод в уме с той или иной величины в другие единицы или системы отсчета;

· дополнительное перекодирование предъявляемой информации.

Требования предъявляемые к сообщению.

Сообщение должно содержать лишь те элементы, которые играют существенную роль в выполнении задач, поставленных перед оператором.

В сообщении необходимо выделять каким-либо способом (цветом, размером) те элементы, которые наиболее важны для контроля и управления системой.

Каждая часть сообщения, соответствующая автономно управляемому объекту, должна иметь четкую, легко воспринимающуюся структуру, отличную от других и отражающую особенности этого объекта. Структурированные данные в виде групп обеспечивают более точное и быстрое их обнаружение и опознание.

При кодировании сообщений следует использовать простые и привычные ассоциации, сложившиеся между знаками и обозначаемыми объектами.

Каждый из признаков сообщения должен находиться во взаимооднозначном соответствии с кодируемыми характеристиками объекта.

Для каждого типа задач требуется адекватная система знаков. При большой нагрузке на оперативную память эффективнее буквенно-цифровое кодирование. Цветом лучше кодировать местоположение стимула. Мелькание служит для привлечения внимания оператора к определенным параметрам, у которых изменилось состояние, или которые требуют выполнения определенных действий. Обычно используют не более двух частот вспышек на одном дисплее. Выделение отдельных областей на графиках можно закодировать штриховкой, полутонами, цветом. Отдельные графические объекты могут быть выделены толщиной линий.

Способы кодирования довольно разнообразны и каждый из них должен быть рассмотрен исходя из всех особенностей конкретной ситуации.

Текст - широко распространенный способ передачи информации. Скорость и точность его восприятия зависят от характеристик букв, интервалов между ними и словами, от длины строк и интервалов между строками. При выборе начертания букв следует учитывать различимость не только каждой из них, но и алфавита в целом.

Шрифт должен быть экономичным, простым и понятным. Для каждого шрифта существует определенная оптимальная длина строки. Слишком длинную строку трудно удержать в поле зрения и порой нелегко найти начало следующей строки. При чтении же коротких строк иногда трудно уловить смысл текста, разбитого на мелкие части. Удобнее для чтения такая длина строки, когда фиксация ее центра позволяет периферическим зрением охватить всю строку.

Пробелы между буквами следует устанавливать с учетом формы соседних знаков, размера, плотности и насыщенности шрифта. Зрительно одинаковые пробелы между буквами и словами дают возможность читателю сохранять определенный ритм чтения, с увеличением межстрочных пробелов улучшается читаемость включенных в текст формул.

Логограммы должны быть краткими, но достаточно понятными, благозвучными, не вызывать нежелательных ассоциаций, легко усваиваться, запоминаться и читаться.