Смекни!
smekni.com

Программирование (стр. 24 из 25)

Для оценки некоторых примитивов качества ПС используется тестирование. К таким примитивам относится прежде всего завершенность ПС, а также его точность, устойчивость, защищенность и другие примитивы качества. В ряде случаев для оценки отдельных примитивов качества ПС тестирование применяется в сочетании с другими методами. Так для оценки качества документации по применению ПС (П-документированности) тестирование применяется в сочетании с экспертной оценкой этой документации. Если при комплексной отладке ПС было проведено достаточно полное тестирование, то эти же тесты могут быть использованы и при аттестации ПС. В этом случае аттестационная комиссия может воспользоваться протоколами тестирования, проведенного при комплексной отладки. Однако и в этом случае необходимо выполнить какие-либо новые тесты или хотя бы повторно некоторые старые. Если же тестирование при комплексной отладке будет признано недостаточно полным, то необходимо провести более полное тестирование. В этом случае может быть принято решение о проведении испытаний компонент или системных испытаний ПС, а также о возврате ПС разработчикам на доработку. Весьма важно, чтобы для оценки ПС по критерию легкости применения было проведено (во время отладки и аттестации ПС) полное тестирование по тестам, подготовленным на основании документации по применению, а по критерию сопровождаемости - по тестам, подготовленным по каждому из документов, предлагаемых для сопровождения ПС.

Для оценки большинства примитивов качества ПС в настоящее время можно применять только метод экспертных оценок. Этот метод заключается в следующем: назначается группа экспертов, каждый из этих экспертов в результате изучения представленной документации составляет свое мнение об обладании ПС требуемым примитивом качества, а затем голосованием членов этой группы устанавливается оценка требуемого примитива качества ПС. Эта оценка может производиться как по двухбалльной системе ("обладает" - "не обладает"), так и учитывать степень обладания ПС этим примитивом качества (например, производиться по пятибальной системе). При этом группа экспертов должна руководствоваться конкретизацией этого примитива и указанием о способе его оценки, сформулированными в спецификации качества аттестуемого ПС.

Литература к лекции 14.

14.1. Г.Майерс. Надежность программного обеспечния. - М.: Мир, 1980. - С. 174-175.

14.2. В.В.Липаев. Тестирование программ. - М.: Радио и связь, 1986. - С. 231-245.

14.3. Д.Ван Тассел. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ. - М.: Мир, 1985. - С. 281-283.

14.4. Б.Шнейдерман. Психология программирования. - М.: Радио и связь, 1984. - С. 99-127.


Лекция 15.ОЪЕКТНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

15.1. Объекты и отношения в программировании. Сущность объектного подхода к разработке программных средств.

Окружающий нас мир состоит из объектов и отношений между ними [13.1]. Объект воплощает некоторую сущность и имеет некоторое состояние, которое может изменяться со временем как следствие влияния других объектов, находящихся с данным в каком-либо отношении. Он может иметь внутреннюю структуру: состоять из других объектов, также находящихся между собой в некоторых отношениях. Исходя из этого можно построить иерархическое строение мира из объектов. Однако, при каждом конкретном рассмотрении окружающего нас мира некоторые объекты считаются неделимыми ("точечными"), причем в зависимости от целей рассмотрения такими (неделимыми) могут приниматься объекты разного уровня иерархии. Отношение связывает некоторые объекты: можно считать, что объединение этих объектов обладает некоторым свойством. Если отношение связывает n объектов, то такое отношение называется n-местным (n-арным). На каждом месте объединения объектов, которые могут быть связаны каким-либо конкретным отношением, могут находиться разные объекты, но вполне определенные (в этом случае говорят: объекты определенного класса). Одноместное отношение называется свойством объекта (соответствующего класса). Состояние объекта может быть изучено по значению свойств этого объекта или неявно по значению свойств объединений объектов, связываемых вместе с данным тем или иным отношением.

В процессе познания или изменения окружающего нас мира мы всегда принимаем в рассмотрение ту или иную упрощенную модель мира (модельный мир), в которую включаем некоторые из объектов и некоторые из отношений окружающего нас мира и, как правило, одного уровня иерархии. Каждый объект, имеющий внутреннюю структуру, может представлять свой модельный мир, включающий объекты этой структуры и отношения, которые их связывают. Таким образом, окружающий нас мир, можно рассматривать (в некотором приближении) как иерархическую структуру модельных миров.

В настоящее время в процессе познания или изменения окружающего нас мира широко используется компьютерная техника для обработки различного рода информации. В связи с этим применяется компьютерное (информационное) представление объектов и отношений. Каждый объект информационно может быть представлен некоторой структурой данных, отображающей его состояние. Свойства этого объекта могут задаваться непосредственно в виде отдельных компонент этой структуры, либо специальными функциями над этой структурой данных. N-местные отношения для N>1 можно представить либо в активной форме, либо в пассивной форме. В активной форме N-местное отношение представляется некоторым программным фрагментом, реализующим либо N-местную функцию (определяющую значение свойства соответствующего объединения объектов), либо процедуру, осуществляющую по состоянию представлений объектов, связываемых представляемым отношением, изменение состояний некоторых из них. В пассивной форме такое отношение может быть представлено некоторой структурой данных (в которую могут входить и представления объектов, связываемых этим отношением), интерпретируемую на основании принятых соглашений по общим процедурам, независящим от конкретных отношений (например, реляционная база данных). В любом случае представление отношения определяет некоторые действия по обработке данных.

При исследовании модельного мира пользователь может по-разному получать (или захотеть получать) информацию от компьютера. При одном подходе его могут интересовать получение информации об отдельных свойствах интересующих его объектов или результатах какого-либо взаимодействия между некоторыми объектами. Для этого он заказывает разработку того или иного ПС, выполняющего интересующие его функции, или некоторую информационную систему, способной выдавать информацию об интересующих его отношениях, используя при этом соответствующую базу данных. В начальный период развития компьютерной техники (при не достаточно высокой мощности компьютеров) такой подход к использованию компьютеров был вполне естественным. Именно он и провоцировал функциональный (реляционный) подход к разработке ПС, который был подробно рассмотрен в предшествующих лекциях. Сущность этого подхода состоит в систематическом использовании декомпозиции функций (отношений) для построения структуры ПС и текстов программ, входящих в него. При этом сами объекты, к которым применялись заказываемые и реализуемые функции, представлялись фрагментарно (в том объеме, который необходим для выполнения этих функций) и в форме, удобной для реализации этих функций. Тем самым не обеспечивалось цельного и адекватного компьютерного представления модельного мира, интересующего пользователя: отображение его на используемые ПС могло оказаться для пользователя достаточно трудоемкой задачей, попытки незначительного расширения объема и характера информации об интересующем пользователя модельном мире. получаемой от таких ПС, могло привести к серьезной их модернизации. Такой подход к разработке ПС поддерживается большинством используемых языков программирования, начиная от языков ассемблеров и процедурных языков (ФОРТРАН, Паскаль) до функциональных языков (ЛИСП) и языков логического программирования (ПРОЛОГ).

При другом подходе к исследованию модельного мира с помощью компьютера пользователя может интересовать наблюдение за изменением состояний объектов в результате их взаимодействий. Это требует достаточно цельного представления в компьютере интересующего пользователя объекта, а программные компоненты, реализующие отношения, в которых участвует этот объект, явно связываются с ним. Для реализации такого подхода приходилось строить программные средства, моделирующих процессы взаимодействия объектов (модельного мира). С помощью традиционных средств разработки это оказалось довольно трудоемкой задачей. Правда, появились языки программирования, специально ориентированные на такое моделирование, но это лишь частично упростило задачу разработки требуемых ПС. Наиболее полно отвечает решению этой задачи объектный подход к разработке ПС. Сущность его состоит в систематическом использовании декомпозиции объектов при построении структуры ПС и текстов программ, входящих в него. При этом функции (отношения), выполняемые таким ПС, выражались через отношения объектов разных уровней, т. е. их декомпозиция существенно зависела от декомпозиции объектов.

Говоря об объектном подходе следует также четко понимать о какого рода объектах идет речь: объектах модельного мира пользователя, об их информационном представлении, об объектах программы, с помощью которых строится ПС. Кроме того, следует различать собственно объекты (объекты "пассивные") и субъекты (объекты "активные").